Проблеск космической свободы, или
у истоков русского абстракционизма

К 135-летию со дня рождения художника Василия Кандинского

Василий Васильевич Кандинский — один из крупнейших художников ХХ века, определивших лицо нашего века наряду с Пикассо, Шагалом, Дали, Малевичем и др.

История современного абстрактного искусства началась, можно сказать, с «Абстрактной акварели» В.Кандинского, написанной в 1910 году… тут как раз уместно будет сказать несколько слов об абстракционизме, и об абстрактном искусстве, о том как и на какой основе возник абстракционизм, почему жив и привлекателен до сих пор.

Абстрагирование — один из основных способов нашего мышления. Именно на его основе возникают общие понятия – своего рода абстракции. Абстрактное мышление свойственно людям с математическим складом ума и позволяет им на основе обобщений делать научные открытия; оно свойственно и людям творческим: художникам, поэтам, литераторам. В поэзии, например, абстрактное мышление помогает соединить в одно существенное образное целое воображаемое и реальное для усиления воздействия на читателя, превратить образ в символ, а символом обозначить важную жизненную проблему. В декоративном искусстве абстрагирование — это не только процесс стилизации природных форм. В изобразительном творчестве оно ведет к абстракционизму — особому направлению в изобразительном искусстве ХХ века. Да, художники-абстракционисты пошли гораздо дальше прикладников. Для них, зачастую, характерен полный отказ от реальных изображений. Мы видим либо предельное обобщение, либо полный отказ от формы. Пятна, линии, точки, плоскости, эксперименты с цветом – далеко не полный перечень изобразительных средств абстракциониста.

Спонтанное выражение художником своего внутреннего мира, своего подсознания в абстрактных формах называют абстрактным экспрессионизмом. Кстати, о подсознании.

Человек — единственное существо в мире с двойственной сущностью: рядом с телесной оболочкой и сознанием у него у него благополучно соседствуют подсознание и душа. Тому, у кого подсознание доминирует, и дано стать подлинно творческой личностью.

Абстракционизм был именно подсознательным откликом на общую дисгармонию современного мира и имел успех потому, что провозглашал отказ от сознательного в искусстве, призывая уступить инициативу форме и цвету.

В.Кандинский об этом сказал так: «Цвет — это клавиш, глаз — молоток, душа — душа многострунный рояль. Испытайте на себе воздействие абстрактной композиции и каждый день вы будете открывать новые сочетания внутри одной картины, которая вас отвлечет от вашей обыденной жизни». А подобное «отвлечение» бывает порой очень необходимым.

Василий Кандинский родился в Москве. В 1886 году окончил Московский университет, где изучал экономику и право. В 1896 году получил место профессора юридического факультета знаменитого Дорптского университета. В это же время он решает отказаться от научной карьеры и посвятить себя живописи. В этом же году Кандинский переезжает в Мюнхен, где учится в лучших художественных школах германии (Ашбе, Мюнхенской академии), занимается теорией искусства. Художник много путешествует, пытаясь найти свой стиль в живописи.

Ранние произведения Кандинского написаны на самые разнообразные темы: здесь и древнерусские, и восточные, и рыцарские сюжеты, реализованные через откровения абстракции. Он считает их импрессиями (впечатлениями), импровизациями, композициями…

Многие годы В.Кандинский прожил в Мурнау — маленьком городке в предгорьях Альп. Написанные там пейзажи представляют собой сияющие абстрактные образы. Если говорить о русской тематике, то от живописной «Русской красавицы» и «Святого Владимира» художник обращается к абстрактным полотнам с «Георгием Победоносцем» и «Праздником всех святых». Как жаль, что черно-белая копия-иллюстрация с картины «Георгий Победоносец», помещенная в газете, не может показать вам всю экспрессию композиции, дополненную как бы перемещающимися и мерцающими ярко-голубыми, желтыми, фиолетовыми пятнами.

В 1911 году в Мюнхене Кандинский организовал и возглавил сообщество художников «Синий всадник» (символ помещен в статье). В содружество вошли известные немецкие художники: Ф.Марк, А.Маке, Д.Бурлюк, А.Шенберг — композитор и художник. Однако в 1914 году, с началом войны, художник возвращается на Родину.

В Москве после революции Кандинский пытается внести в искусство атмосферу новаторства, предлагая синтез науки и искусства. Став вице-президентом Российской академии художественных наук Василий Кандинский пытается активно влиять на развитие русского искусства. С 1918 по 1921г.

Художник преподает во ВХУТЕМАСе. Василий Васильевич был одним из организаторов музея живописи и культуры в Петербурге и ИНХУКа в Москве.

В 1921 году художник вновь уезжает в Германию, но с 1933 года перебирается во Францию и живет до конца жизни (1944) в Париже.

На Родину — в Россию — Василий Кандинский возвращается теперь только выставками, книгами, альбомами, славой. Ещё в 1910 году в Мюнхене Кандинский написал и выпустил на немецком языке свою основную программную книгу — «О духовном в искусстве». Позже она неоднократно переиздавалась на многих языках мира. На русском языке эта книга была издана только в 1967 году в Нью-Йорке Международным литературным содружеством. Только после этого русские художники смогли ознакомиться с интереснейшей книгой.

Поздние работы Кандинского (за 11 лет, проведенных во Франции, он создал 144 картины, 250 акварелей и гуашей) отличаются строгими формами и меньшей экспрессией. Произведениями основоположника абстрактного искусства, нашего соотечественника, выпускника Московского университета, гражданина Мира гордятся лучшие музеи всех стран.

Т.Кайсарова – член СП Москвы
редактор Центра СМИ МГУ