ЧТОБ ВЕЧНЫМ СВЕТОМ СТАЛО СЛОВО

О творчестве русского поэта Л.К.Котюкова

Почему так близки, так сочувственны, так сопереживательны каждой поэтической душе стихи Льва Константиновича Котюкова – вопрос неуместный. Ответ в каждой его бесценной строке, в любом, поражающем воображение образе-метафоре, в правдивости поэтического слова.

Поэт находится в постоянном поиске сущности и предназначении человеческого бытия, ветвящегося на корнях, оставленных в небытие и, затем, снова в небытиё уходящего. «Круговорот» бытия настолько увлекает поэта, что он не может, да и не стремится, оторвать внутреннего взора от этого богоданного явления.

«…Все в этом мире повторится:
Безумный крик в глухой тиши
И мертвые, живые лица
В неповторимом сне души…»

***

«…Я был. Я сгинул без следа…
Но снова память оживает.
Блистая, темная вода
Моё былое отражает.
Я взглядом мерил небеса!
Колючий жест. Прорыв. Движенье.
И гордо смотрит мне в глаза
Моё былое отраженье…»

Необъятный космос, потерявшийся в нашем маленьком мире, который с трудом можно назвать реальным, умещается в душе поэта и существует там со всей своей «невозможностью» и непознанностью. Именно космос своей удивительной ритмичностью пробуждает глубинные чувства поэтической души мастера: любовь, тревогу, удивление и потрясение.

«…До росы, до грозы – без огня запылает трава,
И любовью небесной обратятся земные безумья
Это больше, чем жизнь! Это, это… Да что там слова
Перед тайной небес за мгновение до полнолунья…».

***

«…Мечтаний свет. Прозренья горнии.
Речная глушь. Лесные молнии.
Печаль грядущего безмолвия.
Любовь случайная моя.
Любовь-разлука. Сны тревожные.
Свет ледяной. Мечтанья Ложные.
Случайность – эхо невозможного, -
Прозренье Инобытия…»

Странная, отчаянная, недоступная многим не только поэтам и философам, но и математикам «игра» со временем, проникновение во все потайные объёмы, находящиеся по обе стороны от настоящего, порождает фантастические открытия, потрясающие своей глубиной и простотой одновременно. Свободное перемещение поэта по ведомым и неведомым дорогам времени открывает ему возможность почувствовать время как движущуюся материю и ощущать, как плавное его течение, так и стремительный полёт.

«…Низкий дым – к непогоде,
Что-то сбудется вскоре.
Наше Время уходит
Через дыры в заборе.
…………………………
Вот в костре догорели
Огуречные плети.
Кто я есть в самом деле?
Что мне надо на свете?

Что-то сбудется вскоре,
Что-то будет со всеми…
Через щели в заборе
Пробивается Время».

***

«… Миры и времена ещё постигнут вечность.
Но слышишь?! – никогда им не познать конца!
И Время сквозь меня летит себе навстречу,
И ловит мир меня, как ловит тень слепца…»

А вот как пишет Котюков о «хрупкости» этой основной составляющей Вечности.

***

«Шум листвы надо мной, будто движутся в небе пески,
Продолжается жизнь, ни бессмертью, ни смерти не веря.
Раскололось стекло. Острой болью пронзило виски.
И в песочных часах пополам переломлено время…»

Ему дано взглянуть на время изнутри или, вдруг, почувствовать душой его отсутствие.

***

«…На дне реки ржавеют танки,
Последний свет погас в окне,
И Время – черный шар с изнанки –
Всё наяву, как и во сне.
…………………………………….
В далёком море луч заката,
Над рожью тихий свет зари…
И Время из души изъято,
Как лунный камень из земли…»

При подробном знакомстве с творчеством Льва Котюкова понимаешь, что внутренние ощущения поэта большей частью антиномичны. Он чувствует, что не может быть однозначной характеристики сути явления и обязательно существует противоположное суждение, имеющее точно такое же право на существование. Именно поэтому неожиданным антиномиям поэт придает особое значение.

***

«И счастью веры нет,
И веры нет несчастью…
О. Господи, прости!..
Прости мольбу мою!
Спасибо, что ты есть,
Что всех навек прощаешь,
Что можешь не простить
Вовеки никого».

Или:

***

«Високосной порой полнолунья
Обрываются в бездне пути…
Никому не спастись от безумья!
И с ума никому не сойти!..»

***

«Двоится мир с предвечных лет,
В едином мы непостижимы.
И тьма бессонная, как свет,
И мы без сна друг в друге живы…»

Двоичность определения сути явления – одна из самых характерных черт поэзии Льва Котюкова. Подобный подход к мироощущению заставляет задуматься: насколько реален мир, в котором мы живём и живем ли мы, или нашему существованию есть другое название? Кто МЫ и зачем?

«Слышу – ветер несётся по следу,
Слышу – в чаше стихающий стон.
Это боль обращается в небыль!
Это жизнь обращается в сон!
…………………………………
И навек – боль и небыль едины,
И любовь после смерти навек!
И один средь безумной равнины
Окликает себя человек ».

***

«…Жизнь, как миг до рожденья,-
Где-то здесь и нигде.
В этот миг отраженья
Возникают в воде.
………………………
И в серебряной выси
Наднебесная высь.
И в несбывшейся жизни
Наша вечная жизнь.

И за дымкой свинцовой,
За волной световой,
Этот берег сосновый
Виден в жизни иной».

И, конечно же говоря о творчестве поэта, невозможно не сказать о Любви, дарованной поэту Богом. Любовь в поэзии Котюкова – не обыденное чувство – это явление: порыв, щемящая боль, глубина, объём, вмещающий Мироздание.

«…В пустынях мировых исходит одиноко
Свет золотых садов – эфирный вечный свет.
Познав до срока рай, и ад познав до срока,
Мы сгинули в любви, и нам исхода нет..

Мы сгинули в любви, но Божий сад за нами!
Из бездны огневой восходит пламя ввысь.
И розы ледяной дыханье, будто пламя,
И, может быть ,любовь бессмертнее, чем жизнь».

***

«Ты во мне, как в сумерках Луна.
Я боюсь на солнце оглянуться.
Далека небесная страна, -
Никому на землю не вернуться.

Я вхожу в тебя, как лунный свет.
Жарче солнца вспыхивает тело.
И меня на этом свете нет, -
Я в тебе – и нет тебе предела»

Одна из первых поэтических книг Льва Константиновича имеет название: «В одинокой толпе»(1990). Название не могло быть случайным. Ощущение одиночества в переполненном невероятными событиями существовании, не покидает поэта ни на одном из этапов творчества. В предисловии к последней, книге «Твое бессмертие» (2003), озаглавленном «В одиночестве любви», поэт пишет:

«Моё бессмертие – моё одиночество. Оно было до меня, оно во мне, как жизнь, оно останется со мной после смерти моей. И нет ничего более надёжного по эту и по ту сторону России, чем одиночество. Оно подобно истиной любви, ибо только в одиночестве человек бессмертен, как Бог». И еще: «…истинная поэзия подобно любви и одиночеству остаётся с человеком, остаётся с Творцом – и не проходит никогда…»

«Одиночество без срока,
И душа избита в кровь.
И Россия одинока,
Как последняя любовь.
…………………………
Никого за мной по следу.
Я иду вдоль мертвых рек.
Как последний, как последний
Одинокий человек».

Теперь мне хотелось бы привести одно из любимых мной стихотворений, строку из которого я взяла названия этой статьи о творчестве поэта, бесконечно близкого мне по духу.

***

Молчит бессмертная вода.
Горит, как стог, небесный терем.
И жизнь моя идёт туда –
Откуда не приходит время.

И никому оттуда нет
Вовек приветливого знака.
И только свет, незримый свет
Среди невидимого мрака.

Я. Может быть, к себе жесток,
Но я забыл свои страданья.
И погружаюсь, как в песок,
В глухие воды мирозданья.

Я обращаюсь в тишину,
В безмолвье мрака неземного.
Я сам в себе стремглав тону,
Чтоб вечным светом стало СЛОВО.

Поэзия Льва Константиновича Котюкова любима многими ценителями русского поэтического слова. Недаром Лев Котюков – академик

Международной академии Духовного единства мира, является лауреатом столь выдающихся литературных премий:
Всероссийской премии имени Ф.Ф. Фета – 1996 г.
Международной премии имени А.А. Платонова – 1997 г.
Международной премии имени Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.- 1997 г.
Международной премии «Поэзия» – 1999 г.
Всероссийской премии имени А.Т. Твордовского – 2000 г.
Всероссийской премии имени Н.М. Рубцова – 2001 г.

И, наконец, 6 июля 2003 г., в Тарханах, на Лермонтовском празднике поэзии,

Лев Котюков, как лауреат поэтического конкурса, получает Всероссийскую Лермонтовскую премию. Это ещё одна значительная и заслуженная оценка его творчества.

Однако, Лев Константинович, автор двадцати трех книг поэзии и прозы, получивших признание не только в России, но и за рубежом, не только поэт «в себе» или «для себя». Он взял на свои плечи огромный груз ответственности за современную русскую поэзию, за то, чтобы она доходила до широкого круга читателей, несмотря на крайне непростую нынешнюю жизнь. Лев Котюков – председатель Московской областной писательской организации, секретарь правления Союза писателей России, главный редактор журнала «Поэзия». Этот литературно-художественный, общественно-просветительский и образовательный журнал открывает путь к читателю многим талантливым поэтам всех поколений. Достойно оформленный и умело организованный журнал охватывает все спектры современного поэтического творчества, выгодно отличаясь от многих, мало интересных по содержанию и форме, поэтических журналов и альманахов.

И в этом огромная личная заслуга Льва Константиновича Котюкова, как главного редактора журнала «Поэзия», как просветителя, преданного русской национальной культуре.

***

«…Я в этом мире мог совсем не быть,
Но вот бреду по ледяной аллее,
И без меня Земле не сохранить
Глагол времён в небесном мавзолее».

- пишет Лев Котюков в одном из стихотворений своей последней книги «Твоё бессмертие» и я бесповоротно этому верю.

Т.Кайсарова – член СП Москвы
редактор Центра СМИ МГУ