СКРЫТЫЙ ПАРОЛЬ В ОКРУЖАЮЖИЙ МИР

О творчестве Марии Петровской

Газета «Московский университет» №43, декабрь 2003 год.

В 16-ом апрельском номере 2000 г. газеты "Московский университет" речь шла о том, что женщины-поэты, наконец, выходят из "тени", настаивают на своей самостоятельности, смело заявляют о равноправном творческом партнерстве с мужчинами. Тогда, если вы помните, речь шла о выпускнице филфака МГУ Анастасии Байздренко, талантливой поэтессе, не менее талантливом эссеисте и журналистке.

Время идет. Сегодня я хочу представить Вам еще одну, пока неизвестную поэтессу - Марию Петровскую. Она, как и Анастасия Байздренко, окончила филологический факультет МГУ, учится в аспирантуре кафедры зарубежной литературы. Ее диссертация посвящена творчеству американского писателя Германа Мелвилла в контексте немецкой классической философии. Энциклопедические знания в сочетании с поэтическим даром и уникальным образным мышлением позволяют Марии свободно, иногда только силой воображения, пересекать границы стран, континентов, миров зримых и миров подсознательных, и даже миров, существующих в еще не познанном нами пространстве вселенной. Не могу не прокомментировать сказанное отрывком из стихотворения Марии.


…Мрачный пейзаж - пустота из домов,
Снег так устало кидается вниз,
Знаком вопроса месяц повис
В полутумане без жестов и слов.
Чувство, что знаешь какой-то секрет,
Скрытый пароль в окружающий мир,
Средство, дающее стать, как они,
Выход из полночи в мутный рассвет…

Этот "скрытый пароль", позволяющий поэтессе увидеть то, что не состоянии увидеть другие и рассказать нам об этом есть тот "волшебный ключ" к осмыслению поэзии Марии Петровской. Приведу следующие строки ее стихов:


Как печальный аккорд
Тихих сонных ночей
Звон гитары и голос:
Для всех - и ничей.
Переливы струны, уносящийся звук,
Гитарист на скале, как гигантский паук,
И толпа любопытных на мокром песке
Отдается мелодии, морю, тоске…

или еще:

Америка

Сияла красная луна
В зеркальном отраженье,
И мне казалось, что она
Лишь плод воображенья.
В чужой стране плыла она:
Все та же - и другая,
Светила красная луна,
Чаруя и пугая.
И воздух - душен и горяч
Охватывал тисками,
А лунный глаз всегда всезряч
Парил над облаками.

Не зная "скрытый пароль в окружающий мир", совсем непросто представить гитариста, выбравшего место на прибрежной скале, - как гигантского паука, услышать звук его гитары и голос, который "для всех и ничей"… Трудно увидеть чарующую и пугающую красную "американскую луну", которая "все та же и другая" - совсем другая, парящая в душном и горячем воздухе чужой страны.

Мне кажется, что и в будущем внимание многих читателей несомненно будет привлечено к поэтессе, которой уже сейчас известен "сокровенный пароль в окружающий мир". Зная его, она легко перемещает нас не только из страны в страну, но и тонко ведет от одного человеческого чувства к другому, пытается наделить чувствами и настроениями времена года и состояния дня.

И вот мы с вами уже в Эльсиноре - в замке, где рядом с нами где-то Черный Принц, которого давно нет, зато легенда живет вечно.


Серый туман обволакивал шпили,
Море ветром морозным дышало в лицо,
Замок высился мрачно и стены застыли,
И, впуская входящих, сжимали кольцо.

Я ходила по залам огромным и гулким,
Отзывавшимся эхом на каждый мой шаг,
Я ловила чужие и мрачные звуки,
Еле слышно ступая, почти не дыша.

В холод пола и стен через прорези окон
Лился тусклый и странный серебряный свет,
Где-то рядом сквозил, из безумия соткан,
Образ Черного Принца, которого нет…

Наконец, хотелось бы пожелать Маше Петровской больших творческих успехов, безоблачного вселенского поэтического пространства, откуда ей дано улавливать образы, настроения, слова и строки и силой таланта превращать в прекрасные стихи. Хотелось бы закончить статью четверостишием Марии Петровской.

…И, проживая каждый час столетье,
И, уходя в безмерности миров,
Мы часто пишем, раздирая сердце,
Игрою слов, одной игрою слов.

Т.Кайсарова – член СП Москвы
редактор Центра СМИ МГУ