Пленённые восторгом...

К 250-летию МГУ имени М.В. Ломоносова

«Поэзия – вбирает в себя и осязаемо воплощает глубокий и прекрасный смысл того самого человеческого бытия, ради поддержания, облегчения и улучшения которого люди занимаются трудом и наукой. Вот почему поэзия, даже если она в данный момент мало востребована – все же необходима. Она есть оправдание нашего существования, она как бы утверждает за нами право на ту жизнь, которую мы прожили». Так определил поэзию литературный критик Вадим Кожинов и с ним невозможно не согласиться.

Всем нам совершенно очевидно, что если умирает ученый, то открытие будет всё-таки сделано его учеником. Если же умер, поэт, то недосказанное им уже не доскажет никто.

Однако существуют люди, которые, будучи учеными, стали еще и поэтами и среди них заметное место занимают поэты нашего старейшего и крупнейшего вуза – МГУ им. М.В. Ломоносова.

Нет-нет, вы не думайте, что в этом вузе есть специальный факультет по подготовке поэтов. Ничуть не бывало! В стенах МГУ готовят массу специалистов и исследователей самых разных отраслей знания: от математики до юриспруденции, и от геологии до материаловедения. «На поэтов» здесь не учат. Поэты в Университете появляются сами по себе – это всё те же физики и химики, экономисты и биологи, географы и журналисты, историки философы ...

В чем причина этого феномена? Может быть в том, что, поступая в Университет и стремясь стать учеными, многие будущие научные светила и просто кандидаты всяческих наук уже на стадии абитуриента понимают, что: «наука может сделать очень многое, но не всё». Однако, посмотрим к такому выводу пришел ученый и поэт в одном лице – Виктор Михайлович Василенко – выдающийся ученый-искусствовед, профессор нашего Университета и чрезвычайно интересный поэт, автор уникальной книги стихов «Стихи о русской игрушке», вышедшей, к сожалению, только через одиннадцать лет после смерти автора, в 2002 году: «Средствами поэтического видения можно уловить неуловимое, ощутить то, что хотя и передаётся наукой, но передаётся как ряд разрозненных фактов, следующих друг за другом». И действительно, поэзией, зачастую, создается некая концентрированная словесная формула, воспринимаемая нами на уровне открытия.

А вот что сказал Александр Блок: «…Поэт — сын гармонии; и ему дана определённая роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых, привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих, внести эту гармонию во внешний мир. Похищенные у стихии и приведенные в гармонию звуки, внесенные в мир, сами начинают творить свое дело. Слова поэта - суть его дела».

Удивительное сочетание ученый-поэт началось с основателя главного вуза страны – с Михаила Васильевича Ломоносова, который совмещал в себе философа и историка, математика и химика, геолога и географа, и, конечно же, поэта, который первой строчкой своей знаменитой Оды... на взятие Хотина в 1739 году: «Восторг внезапный ум пленил...» как бы предопределил духовное состояние тех молодых людей, которые дерзали не только заниматься научным познанием окружающего нас мира, но и пробовали свои силы в поэтической осознании действительности...

Сказано уже не раз, но приятно повторить, что Московский университет по праву считается средоточием человеческой мысли. Сотни блистательных имен, украшающих различные науки и искусства, принадлежат именно воспитанникам МГУ.

С именем Московского университета связано возникновение развитие и выдающиеся достижения многих наук и научных направлений. С ним кровно связаны и истоки современной отечественной литературы, ибо основатель Университета – Михайло Ломоносов был, как нам известно, не только великим ученым-энциклопедистом, но и выдающимся поэтом-реформатором, с которого, по образному выражению В.Г. Белинского, «начинается наша литература».

Поэтому, наверное, закономерно, что с Московским университетом связано мощное – почти трехвековое – развитие русской поэзии: Василий Жуковский и Николай Гнедич, Андрей Тургенев и Дмитрий Веневитинов, Александр Полежаев и Михаил Лермонтов, Евгений Боратынский и Иван Тургенев, Степан Шевырёв и Алексей Хомяков, Яков Полонский и Федор Тютчев, Николай Огарев и Афанасий Фет, Валерий Брюсов и Вячеслав Иванов, Николай Заболоцкий и Юргис Балтрушайтис, Андрей Белый и Владислав Ходасевич, Борис Пастернак и Павел Антокольский, Сергей Клычков и Анатолий Мариенгоф, Максимилиан Волошин и Илья Сельвинский, Николай Асеев и Николай Майоров, Варлам Шаламов и Павел Флоренский, Михаил Светлов и Муса Джалиль, Владимир Луговской и Мария Петровых, Давид Самойлов и Николай Асеев, Сергей Аверинцев и Олег Дмитриев, Евгений Храмов и Эдуард Бабаев, Валентин Берестов и Виктор Василенко, Николай Карпов и Эдмунд Иодковский, Сергей Дрофенко и Михаил Шлаин, Нина Искренко и недавно ушедшая из жизни Татьяна Бек – вот имена, украшающие поэтическое знамя Московского университета.И традиция эта нерушима.

Сегодня в отечественной поэзии интересно «работают» Александр Межиров и Владимир Костров, Арсений Чанышев и Ольга Седакова, Станислав Куняев и Иван Савельев, Лариса Васильева и Ирина Василькова, Анна Гедымин и Инга Кузнецова, Дмитрий Сухарев и Сергей Бобков, Георгий Зайцев и Геннадий Красников, Карен Джангиров и Евгений Бунимович, Юрий Гуллер и Всеволод Кузнецов, Ольга Чугай и Евгения Славоросова, Вечеслав Казакевич и Ефим Бершин, Бахыт Кенжеев и Сергей Гандлевский, Игорь Волгин и Юрий Кублановский, Игорь Бойко и Владимир Алейников, Алла Шарапова и Ирина Токмакова, Наталья Горбаневская и Анатолий Парпара, Иван Жданов и Алексей Алёхин, Зоя Велихова и Евгений Витковский, Анатолий Лукьянов (Осенев) ...

Широкому кругу читателей становятся известны имена Евгения Маевского и Яна Шенкмана, Ольги Сульчинской и Елены Исаевой, Игоря Бойко и Сергея Фомина, Дмитрия Цесельчука и Сергея Шестакова, Татьяны Кайсаровой и Натальи Ванхенен, Элины Суховой и Дмитрия Витера, Натальи Азовцевой и Виолетты Баша, Владимира Кузнецова и Бориса Куксенко, Владимира Яковлева и Марка Бердичевского, Ирины Антоновой и Вадима Богословского, Галины Воропаевой и Олега Горяйнова, Евгении Кайдаловой и Татьяны Беляковой, Владимира Губайловского и Дмитрия Быкова, Дарьи Кулеш и Авелины Абарели, Вадима Федоров и Владимира Ганшина, Владимира Ионова и Натальи Максимовой, Анастасии Байздренко (Воиновой) и Светланы Горшуновой, Владимира Виноградского и Александра Николаева и многих других поэтов, сформировавшихся или формирующихся в благотворной атмосфере Московского университета.

Всех поэтов – воспитанников МГУ – не перечислить. За 250 лет своего существования Alma Mater подарила миру около тысячи (!) поэтов – хороших и разных, широко известных и не очень, но перед своим «храмом» они все равны, так как все они – сыны и дщери университетские; все они «пленённые восторгом...» – и воспитанник нашего Университета лауреат Нобелевской премии Борис Леонидович Пастернак и пока никому не известный первокурсник, набирающий первые строчки своих стихов в университетском компьютерном классе...

Что остаётся после обычного человека? – Память родных и близких, друзей и коллег...После ученого? – Научные разработки, теоретические идеи, интеллектуальные прорывы... – После поэта? – Неординарный полёт его мысли запечатленный в его бессмертных стихах, и, разумеется, самые удачные строчки стихов. И тому подтверждением могут быть и стихи Поэтов Московского Университета.

Вряд ли, кто из наших соотечественников не знает знаменитое изречение «Так жить нельзя!», его авторами многие считают нынешних продвинутых либералов-реформаторов. Именно так назван сенсационный по тем временам фильм С.Говорухина. Придётся внести ясность и напомнить, что к такому неутешительному выводу по поводу окружающей его российской действительности пришёл уже в начале 80-х годов Х1Х века Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов, принадлежащий к знаменитому дворянскому роду. Это не помешало ему, постигшему юридические премудрости в стенах нашего Университета, начать одно из своих стихотворений именно такими словами. Они прозвучали как поэтический приговор существующей тогда системе.

Другой пример. Мало кто догадывается, что получившие широкое распространение строки, используемые не только в детской считалочке:

«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять...»,

принадлежат не какому-то безвестному автору, а Фёдору Богдановичу Миллеру, не только трудившемуся в первой половине Х1Х века в университетской аптеке, но выдержавшему университетский «экзамен на звание домашнего учителя» и издавшему, к слову сказать, 6-и томное (!) собрание своих сочинений.

А вот пример стихотворного портрета милитариста, нарисованного Валентином Дмитриевичем Берестовым всего-навсего двумя (но какими!) строчками:

Что-то грустно. На сердце тоска...
Не ввести ль куда-нибудь войска?

Вам он никого не напоминает?!

Должен заметить, что в различных литературных объединениях, ныне функционирующих в стенах Университета : лит. группе «Другая грань», лит. студиях «Луч» и «Орфей», а также в лит. клубе «Воробьёвы горы» на сегодняшний день занимаются, совершенствуют свое мастерство и делятся опытом как убелённые сединами профессора, и академики, так юные первокурсники, и не теряющие вкуса ни к науке, ни к поэзии, продолжающие активно и плодотворно работать в обоих направлениях.

P.S. Когда эти заметки о поэтах главного вуза страны были закончены и готовились к отправлению в редакцию, ведущая одной из популярных радиопередач радостно сообщила своему радио-собеседнику, а значит и миллионам радиослушателей, что ей очень нравится выражение «Жизнь такова, какова и больше никакова…». Хотелось бы уточнить, что это выражение есть перефразированные строчки:

«Жизнь такова, какова она есть,
И больше – никакова!»,

принадлежащие известному поэту, лауреату Государственной премии России, а в прошлом – выпускнику химического факультета нашего Университета Владимиру Андреевичу Кострову. А то, что строки поэта со временем начинают приобретать некоторую фольклорность, говорит, сами понимаете, о многом.