СОЛДАТ НАЦИИ УГНЕТЕННЫХ

К 140-летию со дня рождения Андраника Сасунского

Журнал «Специалист», 2005 год, № 6.

Генерал русской армии Андраник Торосович Озанян только в редких официальных документах значился под своей фамилией. В военных кругах он был известен своим боевым псевдонимом «Сасунский», а народ с любовью называл его «горный орел».

Сегодня образованным людям более известен Сасунский Давид – герой армянского народного эпоса. В повествовании о борьбе народа за свою независимость главный герой мечтает об устроении нового мира для всех народов – справедливого и созидательного, мира всеобщего братства на земле. Подчинив свою жизнь одной великой цели – отстоять родину, Давид из Сасуна, даруя волю побежденным врагам, четко выразил идею мира без войн и насилия: «Покуда вы живы – не знайте войны».

В жизни Андраника из Сасуна однажды тоже наступил такой момент: «Я опускаю свой меч, - сказал он, - место ему – в музее истории».

Давид и Андраник Сасунский – оба родом из непокорного, мятежного Сасуна, и служили они одной благородной цели, хотя разделяло их целое тысячелетие. Андраник Сасунский! Казалось бы история открыла новое для нас имя. Но о нем писали (и уже давно!) и издавали книги, в основу которых положены архивные документы и материалы. А с 1998 года об Андранике Сасунском постоянно публикуют статьи то русский альманах «Третий Рим», то журналы «Москва», «Философские науки», «Русский дом» и газеты «Литературная Россия», «Красная звезда» и др. Даже на сайте Интернета появился материал в рубрике «Из русской истории»: «Рыцарь византизма». Характеристика деятельности Андраника Сасунского дается и в книге «100 великих героев» / 2005/

Читатели этих изданий являются свидетелями того, как рождается новый термин, связанный с именем легендарного героя, - андраникизм, приобретающий не только исторический, но и геополитический и философский смысл. Впервые этот термин прозвучал в газете «Красная звезда» 6 июля 2002 г.: «Показ андраникизма как альтернативы идеологии мюридизма и ваххабизма представляет собой новый подход в создании целостной картины Кавказа как в его прошлом и настоящем, так и в будущем». Здесь главное: отношения между народами России и Кавказа должны строиться на их нерушимой дружбе, которая будет способствовать «преодолению всех трудностей сегодняшнего этапа исторического развития» (журнал «Москва»)

Имя Андраника Сасунского в настоящее время, на очередном сломе истории и всеобщих катаклизмов, возникло не случайно, хотя могло бы остаться в его анналах: ведь он не отстаивал ничьих партийных интересов. Встав на защиту свободы армянского народа, он заявил: «Я не националист, я признаю только одну нацию: нацию угнетенных. Там, где угнетенные, там и мой меч».

Его душа болела за всех обездоленных: и классово-эксплуатируемых, и подвергающихся расовой дискриминации, и уничтожаемых за национальную и религиозную принадлежность. Именно поэтому Андраника Сасунского многие народы – армяне и езиды, греки и ассирийцы, болгары и сербы - называли своим вождем в их справедливом деле освобождения от любого деспотического режима. Реальной силой для достижения этой цели Андраник Сасунский считал объединение угнетенных народов. Его жизненным кредо стало сохранение нации, поэтому он связывал судьбу армянского и других православных народов с Россией.

Андраник Озанян родился 25 февраля 1865 года в семье ремесленника. С полутора лет, лишившись матери, остался на попечении отца. «Огонь-мальчишка» с детства выучился лихо ездить на коне, вовлекал в военные игры своих сверстников, был добрым товарищем и гордился храбрыми, отважными друзьями. Знакомясь с родной культурой и историей, зачитывался ее героическими страницами; еще в школьные годы проникся ненавистью к угнетателям, а в 17 лет уже навсегда избрал поприще освободительной борьбы, в которой нашел священную цель своей жизни.

Столкновения с властью не замедлили себя ждать, и однажды Андраник оказался в тюрьме, из которой вызволил его отец, а товарищи детских игр переправили непримиримого ко всякому злу юношу в Константинополь. Там, добывая хлеб насущный работой столяра, он познакомился с патриотически настроенными юношами, один из которых с восхищением назвал Андраника «бесстрашным провинциалом».

Изучая форы и методы борьбы гайдуков, воевавших на Балканах в 1877-78 годах против турецких завоевателей, Андраник на личном опыте убеждается, что индивидуальной борьбой невозможно избавиться от насилия, что необходимо вооружить угнетенные народы. Работая на оружейном заводе, досконально изучил оружейное дело, ознакомился с программами освободительной борьбы различных политических кругов. По совету друзей едет в европейские страны, чтобы из армянских общин сплотить массы вокруг идеи освобождения родины.

Он побывал и в России, помощь которой считал более определенной, нежели содействие европейских государств. Составив программу предстоящей борьбы, провел значительную работу по военной и боевой подготовке людей. Так Андраник становится главной фигурой в развертывающейся освободительной борьбе против турецкой деспотии и возвращается в Западную Армению, в Сасун, - на родину своих праотцев.

После победы России в войне 1877-78 годов султан Гамид обещал дать автономию армянскому народу и провести реформы. Но решить армянский вопрос, по мнению турецкого правителя, можно было еще проще – полностью истребить народ. Невозможно без содрогания читать описания зверств, совершаемых по приказу кровавого султана: погромщики отрубали жертвам головы, вешали на деревьях, сжигали на кострах мужчин, женщин, детей и стариков, подвергая их немыслимым пыткам. Английский журналист пишет о страшной трагедии народа, а европейское «сочувствие» к уничтожаемым людям выражается «только в форме креста на их могилах».

У народа было два пути: отказаться от своей многовековой культуры и стать бессловесным рабом или ценой собственной крови завоевать свободу – народ выбрал путь борьбы. Эту борьбу возглавил Андраник Сасунский, вписавший яркие страницы в героическую летопись истории освободительных войн.

Пробным камнем его военного таланта были бои в ноябре 1901 г. у монастыря святых апостолов – Аракелоц. Газета «Дрошак», издававшаяся в Женеве, подчеркивала неоценимое значение этого сражения в поддержании патриотического духа народа, веры в его собственные силы. В течение трех недель 37 сасунских горцев противостояли вооруженному до зубов 6-тысячному турецкому войску, окружившему монастырь со всех сторон. Бои продолжались днем и ночью; противник был уверен, что в монастыре сконцентрированы крупные силы – доказательством тому были все неудавшиеся атаки и огромные потери.

Но боеприпасы и провиант героических защитников храма уже на исходе, люди падают с ног от голода и бессонницы, и Андраник принимает решение: выйти из окружения, подняться в горы и оттуда наносить удары врагу.

Весной 1904 г. султан отдал приказ о широкомасштабном наступлении на Сасун. Ударной силой сасунцев был отряд в 800 человек, а против них стояла турецкая регулярная армия в 7000 вооруженных курдов. Предав села огню, жители отошли в горы. Андраник на своем белом коне воодушевляет товарищей; сражающимся бойцам помогают женщины и дети. Турки отступили. Их отступление продолжалось до конца апреля. Но интенсивное ведение боев сасунцами истощило боеприпасы, и на военном совете решили продолжить партизанскую войну в горах; ожесточенные бои шли и у озера Ван.

В эти годы Андраник Сасунский стал героем многочисленных песен и стихов. Его героизм воодушевлял не только армянских патриотов, но и других угнетенных народов, из разных стран стремившихся в Сасун – центр освободительной войны.

А ведь тогда многие люди даже не подозревали о чудовищных злодеяниях, совершаемых султаном Гамидом против армян, греков, езидов и ассирийцев: было наложено строгое вето на информацию о кровавой резне. Да и слухи об этом варварстве в цивилизованный век казались просто невероятными. Однако события в Сасуне стали достоянием гласности, и министр иностранных дел Франции, выступая в парламенте, заявил, что он может только «аплодировать и поздравить армянский народ с тем, что он наконец взялся за оружие, чтобы обеспечить свою безопасность и свободу».

Документы того времени свидетельствуют о стремлении Андраника наладить дружественные связи с курдами, пробудить в них понимание общественной необходимости совместного сопротивления султанской тирании.

Сведения о геноциде армян, езидов, ассирийцев и греков и их вынужденной миграции в другие страны дошли и до армянского населения России, которое не осталось безучастным к судьбе своих соплеменников и единоверцев в Турции. Из сообщения русского генерального консула стало известно, что 35000 добровольцев готовы перейти через Кавказ в Турцию и с оружием в руках помочь своим братьям. Но особые войска султана – «гамидие» препятствовали этому.

В 1905 г. Андраник Сасунский выехал в Европу. В Женеве он занимается литературным творчеством: пишет «Воспоминания»; свой полководческий опыт обобщил в книге «Боевые наставления», посвятив ее «бессмертной памяти друзей», отдавших жизнь за свободу народа. Примечателен и другой документ – «Призыв к революционерам – солдатам объединить усилия в общенациональной освободительной борьбе». Пресса Франции и Болгарии восторженно отозвалась на его обращение к угнетенным народам «грудью встать против общего врага»; в Андранике увидели живое воплощение величественного образа Сасуна, его героического духа и воинской доблести.

Приход к власти младотурецкого правительства был ознаменован зверским уничтожением в Адане 30 тысяч армян и 20 тысяч греков. В ответ на предложение принять почетную должность в османском парламенте, Андраник Сасунский с презрением отвечал, что ему «не пристало сидеть рядом со сворой хищников», «руки и совесть которых обагрены кровью».

Начиная с 1908г., Андраник ведет неустанную работу по подготовке военных кадров. Его поездки во Францию, Бельгию, Англию, Иран и другие страны связаны с закупкой значительного количества оружия – об этом становится известно из донесений начальнику кутаисской жандармерии, следившей за перевозкой оружия через порты Черного моря.

В борьбе против османской деспотии зародился союз балканских стран – Болгарии, Сербии, Греции, Черногории, опиравшихся на поддержку России.

Знаменательным фактом стало участие в Первой Балканской войне Андраника Сасунского во главе сформированной им армянской роты в количестве 273 бойцов, для которых болгарское знамя стало знаменем борьбы за свободу родины. Душою роты, ее гордостью, ее славой был Андраник Сасунский, весть о котором распространилась по всей России и Кавказу. Газета «Утро России», поместив портрет народного героя, сообщила, что «на Балканах он считается одним из лучших военных специалистов».

Детальное описание боев, в которых принимала участие прославленная армянская рота, хранится в фонде Государственного архива Болгарии. Там есть и такие слова: «…бесстрашные ребята. Особенно отважен горный орел». Были случаи, когда войска «блистательной Порты» обращались в такое поспешное бегство, что бойцам андраниковской роты не удавалось догнать их. Однажды 260 армянским храбрецам сдались в плен 10 тысяч турецких солдат, 242 офицера, 3 полковника и сам генерал – Явер-паша. История войн, наверное, не знала ни одного подобного случая.

Андраник Сасунский содействовал успеху болгарской армии своим богатым военным опытом и мастерством. «Природа одарила его сильным умом и бесстрашным духом», - говорили о военачальнике, которому болгарское правительство вручило «Золотой Крест за воинскую отвагу». В результате совместной героической борьбы балканские народы окончательно освободились от многовекового турецкого ига.

Первая Балканская война завершилась победой, но армянский вопрос так и остался нерешенным. Настойчивые петиции католикоса Армении от имени народа российскому правительству оставались без ответа, так как западные державы выступали против любых преобразований, предлагаемых Россией с целью улучшения положения армянского народа. В ответ на мольбы армян о помощи министр Англии с издевкой заявил: «Наши корабли не могут плавать на вершинах армянских гор». Надежды западных армян потопила в море крови Первая мировая война.

Накануне войны Андраник Сасунский жил в Болгарии. По согласованию с командованием Кавказской армии он сформировал 4 добровольческие армянские дружины и разработал их взаимодействие с русскими войсками в войне с Турцией, которая вынашивала грандиозные планы: разгромить Антанту, овладеть Кавказом, продвинуться в Крым, к Уралу, а далее - в Среднюю Азию. Но этим планам не суждено было сбыться: армянские добровольцы, выполняя священный долг, «стояли насмерть», тесня во много раз превосходящие силы противника. В разгроме турецкой армии на Дильманской равнине проявился дар Андраника-полководца, постоянным девизом которого была «атака». Генерал Н.Н. Юденич, командовавший Кавказским фронтом, отметил основное качество командира: «до безумия храбр!» Его присутствие становилось верным залогом победы. Особой популярностью он пользовался у русских казаков, с которыми совершал ночные походы в тыл врага.

Подвиги прославленного героя увенчали достойные награды: и болгарские -Золотой Крест, Крест Храбрости, серебряные кресты разных степеней, и русские – Георгиевские медали и кресты, ордена Св. Святослава, Св. Владимира, Золотой меч.

В 1918г . великому другу России было присвоено звание генерала русской армии. На возглавляемую им Сводную армянскую дивизию легла вся тяжесть распавшегося к тому времени Кавказского фронта. Дивизия, совместно с казаками, сдерживала продвижение турецких войск к Тифлису; ценой неимоверных усилий было сорвано наступление османских полчищ на Дилижанском направлении. Турки пытались через Дилижан прорваться в Баку, проникнуть в Дагестан и Чечню. Победа генерала Андраника оказалась судьбоносной как для Кавказа, так и для России: османским войскам не удалось оккупировать районы Кавказа и Поволжья. Правой рукой генерала Андраника был езидский священник Джангир-Ага, с оружием в руках сражавшийся с турецкими агрессорами и участвовавший в выполнении самых сложных боевых задач.

Героическая сасунская дивизия оставалась единственной защитницей кавказских народов. В битве за Эрзерум в кризисной ситуации только горстка мушских храбрецов поддержала Андраника в его противостоянии 25000-му войску, чтобы дать возможность спастись жителям Эрзерума.

А в Зангезуре, одновременно с ведением боевых действий, командир взял на себя заботу о десятках тысяч беженцев, открыл сиротские дома, организовал медицинскую помощь.

Андраник Сасунский стал живой легендой народа. Один из казаков, увидев своего командира под огнем врага, заметил: «Святой он, пуля его не берет». В народе сохранилось даже предание о том, что во время крещения Андраника сам святой Георгий Победоносец окунул младенца в купель, отметив крестом его неуязвимость.

В тяжелые дни гражданской войны, когда Россия оказалась в катастрофическом положении, генерал Андраник с уверенностью говорил о ее будущем:

«Оправится, станет на ноги, и предстанет новая, великая и непобедимая Россия, какой она не была никогда». И сегодня остаются актуальными его слова: «Мне больно, когда вы думаете, будто Россия распалась, умерщвлена раздорами… 150-миллионный, здоровый, обладающий богатыми потенциальными возможностями народ не может умереть, он жив».

Декрет «О Турецкой Армении», в котором Россия предоставляла армянскому народу право на самоопределение, Андраник Сасунский назвал выражением справедливости и политической честности. Отношение армян к России генерал выразил в интервью газете «Мшак»: «Любые действия, направленные против России, чужды нашему народу, нашему рыцарскому духу, нашим нравственным идеалам».

В июле 1918 г. московская газета «Известия» напечатала с комментариями телеграмму Андраника Сасунского, в которой Нахичеванский уезд он объявил неотъемлемой частью Советской России и подчинил свои войска Российскому Центральному правительству. Убежденный приверженец русской ориентации, будущее Кавказа он представлял только в союзе с Россией, призывая русских следовать традициям отцов и дедов (ведь недаром же они проливали кровь на Кавказских горах и потеряли там более 800 тысяч своих солдат!): «На Кавказе должна быть сохранена общероссийская государственность». Это предполагает также и сохранение единства в многообразии культур. Здесь византийская направленность Андраника Сасунского созвучна его социалистическим идеям, однако следует заметить: его социализм на много опережал свое время.

…Известный всему миру герой умер на чужбине, об этом лаконично сказано в книге А.В. Шишова «100 великих героев»: «Генералу старой русской армии пришлось уехать в эмиграцию. Свой воинский долг он исполнил на Кавказе до конца, хотя могло бы сделать гораздо больше».

И только теперь, когда почти со столетним опозданием имя великого горца оказалось золотыми буквами вписанным в летопись Отечества, о нем и его солдатах можно с абсолютной уверенностью сказать: нет героев, погибших в забвении.

Н.М. Северикова,
кандидат философских наук,
научный сотрудник кафедры истории русской философии
философского факультета МГУ