ЭТО СПАСИТЕЛЬНОЕ СЛОВО – ТВОРЧЕСТВО

Их ли смиренно просить:
“Помоги мне!”
Молить о гимне,
об оратории!
Мы сами творцы в горящем гимне-
шуме фабрики и лаборатории.
В. Маяковский.

Россия обречена на творчество

Все чаще, обсуждая проблемы выхода России из всеобщего кризиса, обеспокоенные люди произносят слово “творчество”. Вслед за Ф. Шиллером и Ф.М. Достоевским, утверждавшим, что мир спасет красота, мы могли бы провозгласить: “Россию спасет творчество народа”.Вот только две цитаты.

“Мы либо “оседлаем” творческий фактор, для чего пока еще не утеряли возможностей, либо окажемся одним из главных фигурантов мирового подполья, деструктивного геопояса, угрожающего существованию и России, и всего мира” 1,- так ставит вопрос академик Д.С. Львов..

“Ценность России для человечества не в богатстве ее недр, теряющем значение по мере распространения информационных технологий”, а… в нестандартном мироощущении, в умении создать конвейер “по производству самого дефицитного и самого нужного…“человеческого материала”,… способного к творчеству и систематическому генерированию принципиально новых идей” 2,- более оптимистично утверждают специалисты по глобализации.

Можно было бы продолжить цитирование, но, как известно, от повторений слова “халва” во рту слаще не становится. Что же такое творчество?

Творчеством называют деятельность, порождающую нечто качественно новое: открытие, изобретение чего-нибудь, создание нового художественного произведения. Творят художники, ученые, инженеры, политики, экономисты, управленцы или менеджеры, учителя, воспитатели, рабочие, земледельцы, чародеи сферы услуг, - каждый на своем месте. И нет области, в которой не было бы места творчеству! В последнее время нам особенно усердно показывают, на какие творческие изуверства способны бандиты в своем ремесле; и почти никакого внимания (невыгодно с точки зрения рекламы стирального порошка) не уделяется созидательному творчеству.

Под творческими способностями (прежде всего в научно-практической сфере, которая нас в этой статье занимает) обычно понимают: умение (или точнее: предрасположенность к умению) смотреть на дело свежим взглядом; способность связывать априори не связанные вещи; умение выявлять скрытые закономерности и связи в изучаемых явлениях (процессах, объектах); искусство находить выход в противоречивых (“безвыходных”) ситуациях; умение эффективно разрешать проблемы. Какие же актуальные для России проблемы требуют творческого подхода?

Проблемы, проблемы,…

Есть вечные или “долгоиграющие” проблемы, и каждая страна, в меру своей зрелости, их пытается решить или решает.

Проблема устойчивого развития обострилась в последние годы (и об этом мы поговорим чуть ниже), но существовала она всегда. Дело в том, что в самом сочетании “устойчивость (стабильность)- развитие (изменчивость)”, объективно необходимом, заложено противоречие.

Стабильность свидетельствует о гармонии отношений внутри и вне организации, однако она не гарантирует успеха при резком изменении условий функционирования. Проблема состоит в том, что свойство изменчивости требует таких механизмов, которые не адекватны стабильной структуре. В то же время без обеспечения некоторого уровня стабильности или устойчивости нельзя достигнуть нужной изменчивости. Диалектика взаимосвязи стабильности и изменчивости интересна не только философам: обеспечивая так называемую финансовую стабильность и укрощая инфляцию, мы фактически остановили производство, без которого нет развития. А ведь главный “монетарист” М. Фридман предупреждал, что важна не инфляция вообще, а только непредвиденная инфляция 3. Более того, инфляция, подобно повышенной температуре тела, может, при определенных условиях, возбуждать потенциал экономики 4, - утверждает профессор И.А. Гундаров. Как тут не вспомнить В. Шекспира: “Все худшее, что на земле живет, хоть что-то доброе земле дает…”?

Стабильность и управляемость тесно связаны с открытостью организации, которая, в свою очередь, определяется уровнем ее зрелости. Ворота во внешнюю среду должны открываться по мере созревания организации, а вход должен быть таким, чтобы внешнее влияние не разрушало целостности структуры. Сейчас очевидно, что мы поспешили, “гостеприимно” открывая границы для импорта, не позаботившись о внутренней стабильности и конкурентоспособности своего производства. Образно говоря, мы разбили скорлупу яйца, не дав своему зародышу развиться в полной мере.

Проблема “открытости-закрытости” тесно связана с глобализацией. Открываясь-“обнажаясь” в экономическом, финансовом и информационном пространстве - и вступая в мировые сообщества и сети, слабая страна рискует своей самостоятельностью, тем, что с нее могут “снять последние штаны”- с помощью так называемого “финансового насоса”. В то же время, не вступая в сообщества и “сохраняя девственность”, страна может безнадежно отстать от мирового развития и “остаться в никому не нужных старых девах”. Вспоминаются стихи поэтессы: “Человек делами перегружен, и ему не выжить одному; да и сам себе зачем он нужен, если он не нужен никому”

Одно очевидно: опасно бросаться в “волны глобализации”, не укрепив свои “экономические корабли”, не поставив у штурвала опытной команды, морально готовой, в случае ошибки, тонуть вместе с кораблем. И вряд ли стоит прислушиваться к тем, кто держит лично для себя запасную лодку (в заграничных “зарослях”).

Возникает и следующий вопрос: если в условиях глобализации доля финасовых потоков, идущих мимо нами избранных (пусть даже умных) людей, достигает 85%, то какой смысл приобретают выборы и так называемая демократизация?

Однако, устойчивое развитие, в силу неточного перевода сочетания “Sustainable development” стало актуальным в свете решения экологических проблем и проблем справедливого распределения ресурсов для выживания цивилизации. Главная проблема состоит в том, что и обезличенный механизм “спроса -предложения” (называемый рынком) и раздуваемые им материальные потребности нагружают и губят природу, уже находящейся на пределе самовосстановления, а механизм разумного согласования интересов сторон оказывается слабее аппетитов неразумных рыночных хищников - последний Саммит ООН в Иоханнесбурге (август 2002г) фактически не дал перспектив на будущее. Кстати, и Россия на этом конгрессе не имела единой точки зрения, например, по вопросу: надо или не надо подписывать Киотский протокол? Академик Ю.А. Израэльна парламентских слушаниях в ГД РФ (24.09.2002г), где автор присутствовал, заявил примерно следующее: протокол выгоден России, если промышленность будет “лежать”. А если она начнет подниматься?

Проблема управления и контроля (как показало банкротство гигантских корпораций США)остается не только проблемой России. От воровства и мошенничества принято защищаться комиссиями, но это означает, по меткому выражению Н.В. Гоголя, “…сделать двух воров наместо одного” 5. Какой же выход? Не только в отношении деятельности “железного” Чубайса и его товарищей по бизнесу, манипулирующими энергоресурсами страны. Министр образования В. Филиппов создает комиссию по проверке качества обучения в негосударственных вузах. Надо ли еще раз цитировать великого писателя?

Если говорить об образовании, то есть более серьезная и действительно вечная проблема, о которой писал еще Д.И. Менделеев 6: как сочетать конкретное или действительное с абстрактным или отвлеченным, как готовить к будущему, не имея опыта будущего - в условиях, когда темп жизни соизмерим с темпом передачи опыта. Возможно, что эта проблема важнее других: вчера мы продавали товары и услуги, сегодня - технологию, а завтра главным товаром станет методика обучения специалистов. У нас еще есть надежда, что на рынке интеллекта Россия может занять свое достойное место. Если мы будем учить по-новому, творчески. У автора есть свой ответ на этот вопрос.

Можно перечислить другие, актуальные для России, проблемы:1) экономической безопасности в условиях рынка (нужно ли и как самим производить то, что лучше делают другие страны), 2) средств массовой информации (как сделать, чтобы они работали на простых людей и на природу), 3) природно-ресурсной ренты (как вернуть людям данное им Богом, не разрушая сложившегося эффективного менеджмента частных фирм), 4) государственного управления (как его сделать эффективным и не продавать по дешевке государственное в частные руки), 5) местного самоуправления (как создать правовые и финансовые условия его развития в условиях сопротивления бюрократии и обеспечить его действительную “отделенность” от государственной власти).

И, может быть, самые главные проблемы: как достигнуть положения, при котором дело народа становится личным для каждого избранного или назначенного правителя, а дело страны - личным делом для гражданина; как обеспечить доверие народа к власти, которое имеет также большую финансовую составляющую ; как осуществить “ совместное волевое напряжение и волевое действие” народа и власти (по И. Ильину 7), без которых нет настоящего государства.

В основе перечисленных, как и других, проблем лежит одно или несколько противоречий, не разрешимых очевидными способами и приемами. И нужны творческие подходы.

Некоторые считают (и не без основания), что творчество проходит в основном на бессознательном уровне и делают вывод, что общей теории творчества быть не может, и творчеству трудно или невозможно научить. Наш ответ простой: пусть нет “универсального решателя задач”, но накоплен большой опыт творческих решений, и уже выработаны некоторые приемы (пусть не универсальные) подхода к задачам с противоречиями, которые можно использовать в практике. По мере накопления и обобщения указанного опыта класс истинно творческих задач (проблем), доступных возможно гениям, будет расширяться - по вертикали и уровню, а класс решенных (и, стало быть, уже нетворческих) задач – расти- по горизонтали и объему. Ниже мы рассмотрим некоторые интересные решения и попытаемся дать им другие (творческие) приложения, в том числе и касающиеся сформулированных выше проблем.

Из опыта творческих решений

Ярким примером творчества в науке является открытие периодического закона Д.И. Менделеевым в 1867 году. При этом сам “прорыв” мысли ученого состоял в изменении взгляда на элементы: с химической стороны (химические качественные свойства) на физическую сторону (атомный вес, количественные свойства). Такой подход позволил объединить несхожие (качественно, химически) группы в систему и представить в единстве обе исходные противоположности- сходство и несходство (с химической точки зрения) элементов. Так, путем выхода в расширенное пространство проблемы (химия+физика), было разрешено противоречие в “поведении” элементов .

Изучение “поведения” растений другим нашим ученым Н.И. Вавиловым позволило выявить периодичность в их свойствах: был открыт закон гомологических рядов наследственной изменчивости: “ целые семейства растений в общем характеризуются определенным циклом изменчивости, проходящем через все роды и виды, составляющие семейство” 8.Так однажды выявленная закономерность в одной области (неорганической химии) переносится на другую область (биологии). Ниже этот прием переноса будет использован для разрешения более близких нам проблем

Возвращаясь к приему расширения пространства поиска решений, следует отметить, что он нашел применение не только в науке, но и в изобретательстве. Когда известному изобретателю М. Шарапову поручили найти средство для предотвращения износа трубы от кислотосодержащих отходов, он посмотрел на проблему шире и изучил все коммуникации предприятия. В результате обнаружил рядом другую трубу, по которой сбрасывались щелочные отходы. Проблема была решена без специальных систем очищения; он соединил перекрестно две транспортные системы, обеспечивая их самоочищение: по каждой трубе одну неделю шла щелочь, другую - кислота. Изобретатель решил проблему, “поднявшись” над отдельной трубой и выйдя в надсистему. В данном случае можно говорить и о системном подходе.

Представление о круглой Земле (а не плоской!) сейчас нам кажется естественным и привычным. Но, чтобы перейти от плоской Земли к круглой, надо было совершить скачок в мышлении, преодолеть фундаментальное представление, возникающее в раннем жизненном опыте: представление о верхе и низе.. Этот творческий взлет воображения тем более удивителен, что прямые доказательства шарообразности Земли появились позже. А чтобы вообразить Землю движущейся, недостаточно было просто сказать, что движение относительно. Нужно было представить себе идеализированное движение, лежащее за пределами обыденного опыта, - то есть гладкое движение с постоянной скоростью, без рывков и толчков. После этого стало возможным осознать, что впечатление, что мы покоимся, а Солнце и звезды вращаются вокруг нас, не является истинным. Таким образом, за возгласом Галилея: “А все-таки она вертится!”- стоит не только смелость человека, но и гениальное прозрение ученого. Понятие идеализированного движения или идеальной модели процесса играет важную роль в творческом процессе и мы покажем ниже его приложения к управлению социально-экономическими процессами.

История (или легенда) Фаросского маяка хорошо известна 9. Когда труд Состратоса был закончен, самолюбивый царь Египта Птолемей Второй приказал высечь на фронтоне царское имя (иначе -смерть). Строитель выполнил приказ и сохранил свою жизнь, но через 50 лет под действием ветров знаки царя стерлись (выветрились)- и проступило на века высеченное в камне имя архитектора Состратоса из Книда, сына Дексифона. В данном примере противоречие между желаниями царя и строителя было разрешено за счет временного разделения несовместимых факторов – этот подход является одним из эффективных приемов творчества. Его можно также назвать маневром во времени. Другой его разновидностью является прием динамизации – когда система автоматически переходит от одной стуктуры к другой - в зависимости от изменения внешних или внутренних условий- и становится самоорганизующейся системой.

Полезным на практике оказался прием инверсии (обратного движения). Примерами такого приема являются: конвейер в сборочном цехе (изделие движется к рабочему); новый аэропорт (когда самолет приближается к пассажиру, а не наоборот, как раньше); сетевой маркетинг ( не покупатель идет в магазин, а продавец или целый магазин бегут за покупателем, “пристают” к нему). Пользуясь этим приемом, можно придумать много изобретений: например, температуру, освещение и состав воздуха в помещении подстраивать под конкретного человека; или подбирать состав участников какой-либо встречи с учетом психологических данных, добиваясь максимальной “творческой производительности”; читатель может дополнить этот список. Ниже мы дадим свое приложение этого приема к нашим проблемам.

Вспомним один из советов Н. Макиавелли правителю 10: государь должен быть угоден народу и не ожесточать знать. Для разрешения очевидного противоречия Макиавелли рекомендует создать специальный орган, который, не вмешивая правителя, обуздывает сильных (то есть знать) и поощряет слабых (то есть народ). В этом случае у государя появляется возможность именно данному органу поручать неприятные деяния, а приятные (и для народа и для знати) естественно делать самому. Творческий подход Макиавелли заключался в переходе от связки “государь- народ, знать” к более сложному соединению: “государь- буфер (парламент или другое учреждение)- народ, знать”. Оказывается, такой прием (введение буферной инстанции) имеет более широкий смысл и уже используется в других областях, в частности, в изобретательстве. Для сглаживания противоречий (физических, химических электромагнитных) между веществами вводится промежуточное поле. которое усиливает полезное взаимодействие и ослабляет вредное, ликвидирует или сглаживает “конфликт” Как будет показано ниже, возможности промежуточного поля в практических делах далеко не исчерпаны.

В свое время автор принял кафедру одного вуза, находящуюся на грани полного развала. Конфликты (здесь в буквальном, человеческом смысле) захлестывали преподавателей, деловые недовольства переходили в личные оскорбления; казалось, что остановить этот саморазрушительный процесс невозможно… А через год кафедра (практически в том же составе) была признана лучшей в вузе- и по учебной, и по научной работе. Кафедре помог … Джавахарлал Неру. Нет, конечно, Неру не приезжал в наш военный вуз и не проводил партийных собраний. Находясь в тюрьме, он думал о проблемах в своей партии “Индийский национальный конгресс” и однажды написал своей дочери Индире: “В болоте нельзя уничтожить гниль, нужно воде дать движение…”Используя идею самоочищающегося движения, мы не стали разбираться в каждом конфликте, а увлекли коллектив новыми захватывающими задачами , на фоне которых прежние пересуды предстали “мышиной возней”, а затем и вовсе забылись. В этом способе (который можно назвать приемом поглощающей задачи) слились воедино и расширение пространства проблемы (или выход в надсистему) и динамизация, о которых сказано выше.

Одно из величайших открытий 20 века- это открытие Ф.Криком и Д.Уилсоном структуры ДНК(дезоксирибонуклеиновой кислоты), являющейся носителем генетической информации. В истории этого открытия, рассказанной Ф.Криком, интересен следующий абзац: “Розалинд Фрэнклин была всего в двух шагах от решения проблемы (структуры ДНК). Ей нужно было только осознать, что две цепи ДНК ориентированы в противоположных направлениях и что основания в их правильной таутомерной форме спарены друг с другом.... Стент утверждает, что научное открытие ближе к творческому акту в искусстве, чем принято обычно считать. Стиль также важен, как и содержание....И уж во всех приведенных рассуждениях упущена, как мне кажется, внутренняя красота самой спирали. Эта молекула, как и ученые, имеет свой стиль” 11

Чувство гармонии и дисгармонии

Чувство красоты, гармонии, о котором написал автор “Двойной спирали”, помогает творцу быстрее придти к цели. Мы не знаем точно, как формируется понятие красоты. Рассуждая, например, о понятии “равенства”, Платон писал: “…Ну, стало быть, мы непременно должны знать равное само по себе еще до того, как увидим равные предметы…” 12 “…Значит, чтобы познавать, нужно как бы заранее знать то, что ты хочешь или должен знать” 13,- предполагает наш оригинальный философ Мераб Мамардашвили .

Не углубляясь здесь в философские вопросы, можно принять, что понятия равенства, красоты и в целом внутренней модели мира каким-то образом формируются и, может быть, частично еще до рождения (в структуре ДНК?), если верить Платону: “Так что мы должны были знать все это (равное само по себе, прекрасное само по себе, и другое - авт.), еще не родившись” 12.Можно также предположить, что толчком творческой мысли является чувство дисгармонии, возникающее от несовпадения мира - образа внешнего и мира-образа внутреннего, а результатом творческой работы является их “примирение”, пусть даже временное и частичное, и достижение красоты, которая (если она станет внутренней потребностью большинства людей) действительно может спасти мир. Целенаправленное гармоническое обучение (или точнее: гармоническое образование), не только поспособствует постижению внутренней красоты изучаемых явлений или структур, но и застрахует исследователя от “ложных позывов” к творчеству, обусловленных чрезвычайно грубой или искаженной внутренней моделью..

Что дают описанные приемы для решения актуальных проблем в социально-экономической сфере и менеджменте?

Прием идеальной модели нашел широкое применение в изобретательстве Изобретатель стремится придумать устройство (дополнительное) для реализации новых функций, и идеальным решением является такое: нового объекта (устройства) нет, а новые функции выполняются. Не останавливаясь в этой статье на идеальных технических устройствах, рассмотрим использование идеальных моделей в задачах контроля в менеджменте, а также в проблемах, обусловленных глобализацией и информатизацией.

Выше мы уже писали о доверии народа к властным структурам как основе прогресса. В то же время органы контроля за качеством работы чиновников и в целом исполнительной власти (контрольные управления и комиссии, счетная палата, и другие) не справляются со своими обязанностями. Как мы упомянули выше, по Н. Гоголю назначение контролера означает “сделать двух воров наместо одного”. Решение вопроса великий писатель видел в положительном примере руководителя и воспитательной работе: “Нужно напирать на то, чтобы каждый держал сам себя в руках, а не то чтобы держали другие; чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона, чтобы он видел сам, чем он подлец перед своей должностью; словом - чтобы он был введен в значенье высшей должности” 5. В определенной мере совершенный рынок является идеальным контролером качества продукции, но бывает не просто связать качество продукции с качеством и честностью управления, особенно в масштабе отрасли или страны в целом.

Как можно представить дальнейшее развитие приема идеальной модели применительно к задаче контроля и другим задачам в условиях информатизации и глобализации? Выборная смена руководящих органов по мере накопления “негатива”- это тоже идеальная схема контроля, если сам негатив поставляется не комиссиями (мы уже знаем, что это такое), а непосредственно самим народом. Глобальные информационные сети и технологии уже сейчас позволяют многим людям, минуя бюрократические инстанции, довести свое мнение до “верхов” и, главное, - до других своих соплеменников. Процедура электронной подписи, уже разработанная в мире, делает такое голосование вполне официальным и законным. Включение всего населения в процедуру голосования через личные компьютеры и электронные киоски - дело недалекого времени. Можно образно представить картину смены власти так, как меняется оратор на трибуне японского парламента: по мере накопления “черных” жетонов, опускаемых депутатами, трибуна вместе с говорящим автоматически опускается вниз И тогда действительно можно говорить о том, что власть принадлежит народу (как и записано в конституции). А также - о реальной обратной связи в системе управления страной, реализуемой с помощью глобальных информационных и коммуникационных технологий.

Прием перехода в расширенное пространство или в надсистему “работает” не только в науке и изобретательстве. Похожим принципом (естественно, не формулируя это в наших терминах) руководствовался Л. Эрхард, решая вопросы социальной защиты населения Германии: считая парадоксом вначале вводить рыночную экономику, а потом – защищая население (от нее!). По Эрхарду социальная защита должна обеспечиваться социальной направленностью самой экономики (надсистемы). “Необходимы не особые права государства на социальную защиту, а создание условий, когда каждый может и обязан позаботиться о себе, проявляя инициативу. Трудолюбие, находчивость…; вначале собственная личная ответственность, а затем - обязанность государства. Никому и никогда не удастся защитить людей лучше, чем это они смогут сами, будучи свободными от регламентирующих предписаний” 14.

Представляется, что указанный принцип, открывающий новые (для нашей страны) направления по решению проблемы социальной защиты населения, имеет очень важное значение, выходящее за рамки социальной политики; речь идет о том, чтобы дать “ущемленным сегодня” людям новый смысл жизни. Глобализация и информационные сети, образующие “надсистему”, позволяют включить в производственный процесс многих людей, в том числе с ограниченными физическими возможностями, и это должно стать одним из важнейших направлений политики государства, а для менеджеров –направлением работы по созданию новой инфраструктуры экономики с распределенными рабочими местами, объединенными в локальные и глобальные сети.

Известный лозунг недавнего прошлого: “Все для человека!”, если его принимать всерьез, можно относить к инверсии, поскольку более привычным (особенно со стороны власть имущих) было (и, к сожалению, остается ) игнорировать человека.. Осознать простую мысль, что, перейдя от психологического состояния “обороны от людей” (обычная позиция многих чиновников и руководителей) к встречному (по-хорошему наступательному) движению к ним, можно быстрее и проще решать многие проблемы. Искреннее внимание к человеку как созидателю всех жизненных благ, “венцу всего живущего” может и должно разрушить неестественное противостояние власти и народа, обеспечить развитие самодеятельности людей, полное раскрытие их таланта. Наш великий мыслитель Д. Писарев отмечал: “Каждый поворот, действующий освежительно на жизнь и самосознание масс, обыкновенно заключается в том, что эти массы освобождаются от какой-нибудь стеснительной опеки, и полнее прежнего предоставляются естественному ходу собственных инстинктов и стремлений” 15. Современные информационные технологии позволяют придать вниманию к человеку конкретный смысл. И то, что уже делает телевизионная программа “Времечко” и некоторые другие передачи, должно стать государственной политикой.

Прием, связанный с созданием промежуточного поля, подсказанный Н. Макиавелли, имеет широкие приложения. В менеджменте этот прием, в частности, реализуется в виде смешанных бригад, включающих исследователей, разработчиков и экспертов - консультантов. Эти бригады сглаживают или устраняют противоречия, неизбежно возникающие при создании нового продукта; они служат и “козлом отпущения грехов”.

Как известно, к основным противоречиям, которые могут привести к распаду многонационального российского государства, относятся противоречия между регионами и центром. Роль промежуточного поля до сих пор играл Совет Федерации в лице выборных глав регионов. Решение о замене игроков на этом поле (вместо выборных губернаторов – некоторые“безответственные” и зависимые назначенцы) ослабляет стабилизирующую роль буферной системы и грозит непредсказуемыми последствиями. По мнению ряда политологов , опасность проводимой административной реформы состоит в том, что в Совете Федерации некому стало играть позитивную функцию “сдержек и противовесов”, и в этих условиях“радикальные национальные движения в республиках теперь оживут с полной мощью и силой” 16

Однако, для сохранения России нужна не только “система сдержек и противовесов” или буферное промежуточное поле, которые в политике имеют чисто тактическое значение. В стратегическом плане нужно мощное самоочищающееcя движение (всепоглощающая задача), о котором писал Д. Неру, где каждый человек и каждая народность (в том числе и Чечня) почувствовали бы свою востребованность и неповторимость. Само это движение рождает то чувство, о котором писал наш великий писатель: “ Гремит и становится ветром разорванный в куски воздух - все отстает и остается позади...” 17 Именно создание такого импульса победного движения (материи и духа), опирающегося на самобытный талант российского народа и мощь глобальных технологий, должно стать основой как государственной политики, так и стратегии государственного и муниципального управления.

Что касается красоты и чувства прекрасного, то в движении они проявляются в полной мере, А если не проявляются, и возникает тревожное чувство дисгармонии, то впору задуматься о правильности избранного пути.

Стремясь закончить рассуждения о творчестве ярким примером из истории, я обратился к морскому сражению у острова Саламин (480г до н.э.). Персидский царь Ксеркс имел подавляющее преимущество над греческим флотом Еврибиада и Фемистокла, однако потерпел сокрушительное поражение. Правильно выбранное Фемистоклом место сражения (узкая бухта) и мастерство греческих триерархов свели на нет преимущество тяжелых финикийских галер: грекам помогали и “свои стены” и “свои” острые подводные скалы. Заманив персов в узкую бухту и позволив окружить себя (что было рискованно), мудрый Фемистокл решил не менее сложную задачу: он не дал возможность греческим надводным силам, представлявшим различные города-полисы, разбежаться при виде грозного противника. Эта победа и последовавшие за ней другие не только отбросили персов в Азию, но и способствовали консолидации самого греческого общества. 18

В далеком от нас историческом событии мы находим пример творческого решения, когда мудрость побеждает силу, а удачно выбранное промежуточное поле (в данном случае-поле сражения) “играет” на слабую сторону, отдавая ей преимущество. Указанный прием не раз повторится в военном деле, например. Ганнибалом в битве при Каннах, когда противник “завлекается” в ослабленный центр и “вязнет” в нем, открывая фланги. Аналогичный маневр (фактически вынужденный) совершит великий А.В. Суворов в Итальянском походе, когда возглавит бегущих в панике солдат и с криком: “Молодцы, ребята, заманивай противника!” ударит во фланг французского корпуса, не оставляя ему никаких надежд на спасение.

Не надо творчества и большого ума, чтобы забросать бомбами Афганистан или Ирак - и почерк американцев нам не интересен, ни в военной, ни в политической области, ни в жизни. Творческий подход поможет нам справиться с проблемами на нашем русском поле, и каждый человек, в том числе- сегодня потерявшийся, должен найти себя на этом поле.

А слова Тараса Бульбы по-видимому не потеряли своей силы: “Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля… дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело” 19

Геннадий Ванюрихин,
доктор технических наук, профессор