Фоменко Анатолий Тимофеевич

Математика: Теорема Пуассона-Лапласа и принципы Плато.

Двумерная поверхность, разделяющая две физические среды (например, газ-газ, газ-жидкость или жидкость-жидкость), называется поверхностью (границей) раздела сред. Если эта физическая система находится в равновесии, то известная теорема Пуассона-Лапласа утверждает, что поверхность раздела является поверхностью постоянной средней кривизны. При этом кривизна пропорциональна разности давлений в соприкасающихся средах. Важный пример таких поверхностей - это мыльные пузыри, и мыльные пленки. Или, более общо, мыльная пена, образующаяся при взбивании мыльного раствора. Соседние мыльные пузыри могут образовывать сингулярные ребра, стремясь вдавиться друг в друга. Эти ребра, состоят из сингулярных точек мыльной поверхности. Они могут образовывать очень сложную пространственную структуру. Согласно одному из принципов Плато (Plateau), на одном сингулярном ребре могут (устойчиво) встречаться лишь три листа мыльной пленки. Причем эти листы встречаются под равными углами в 120 градусов. В сингулярной вершине могут сходиться лишь 4 сингулярных ребра. И тоже - под равными углами. Если мыльный пузырь очень осторожно проткнуть тонкой проволокой, то он не лопнет, а будет обволакивать проволоку.

мифология

Извержение вулкана в океане. Взрыв раскаленного газа, стремительно разрастающиеся шары огня. Создание ада, геенны огненной, пекла. Данте зафиксировал одну из средневековых точек зрения, согласно которой в аду протекают реки античного аида, образующие единый поток. Этот поток превращается в центре земли в громадное ледяное озеро Коцит. Харон - перевозчик душ умерших через реку. В самом центре ледяного озера (совпадающем с центром вселенной) в толщу льда вмерз Люцифер, верховный дьявол, терзающий "главных грешников". Вдали - пульсирующая огненная пасть, время от времени изрыгающая адское пламя. Надо думать, вся эта живописная картина производила глубочайшее впечатление на средневековых верующих. В западноевропейском искусстве ад - это огненная пасть сатаны, огненная печь, огненное море с телами грешников. Детали этой картины разрабатывались в поздне-средневековой литературе, живописи и богословии с исключительным вниманием.

номер в каталоге 150

Фоменко Анатолий Тимофеевич