Фоменко Анатолий Тимофеевич

АнтиДюрер. Из авторского цикла: "Диалог с авторами XVI века".

Геометрическая фантазия на темы общематематических концепций. В истории живописи особое место занимают художники XVI-XVII веков. В их работах ярко отразились средневековая философия и научные концепции той эпохи. Интересно проследить эволюцию научных представлений за прошедшие с тех пор 300 лет. Так возник цикл работ "Диалог с авторами XVI века". Многие эти сюжеты станут понятнее, если сравнить их с теми средневековыми произведениями, на темы которых они созданы. Настоящая работа возникла как результат размышлений над известной гравюрой А.Дюрера "Меланхолия". За прошедшие со времен Дюрера три столетия многое изменилось в восприятии научных достижений. Приведем лишь один пример. Дюрер поместил в верхний правый угол магический квадрат. У нас он заменен десятичным разложением числа
e=2.718281828459045235360287471352662497757247093699959574966967... Эта последовательность цифр записана по квадратной спирали, раскручивающейся от центра квадрата (см.цифру 2 в центре) против часовой стрелки. Изображены первые 121 знаков десятичного разложения числа e. Такие десятичные разложения (некоторых иррациональных чисел) иногда используются как датчики случайных чисел в статистических исследованиях. Дело в том, что последовательность цифр десятичного разложения числа e (или, например, числа ), является (в некотором смысле, который мы здесь не уточняем) случайной последовательностью. Сегодня, при помощи компьютеров, вычислено много тысяч знаков десятичного разложения чисел и e. Зритель может также найти здесь изображение сепаратрисной диаграммы критической точки индекса 1 гладкой функции, заданной на трехмерном пространстве. Это "колокольчик" с языком-сепаратрисой (рядом с числом e).

мифология

Средневековый мистицизм достиг одной из своих вершин в толковании чисел, пытаясь при помощи арифметических операций над числами, открыть законы бытия. Например, характер протекания времени зависел от того - кто "наблюдает" за ним. Считалось, что один день творения (для Бога) - это тысяча лет с точки зрения обычного человека. Складывая числа, средневековый мистик был убежден, что он "суммирует" отвечающие им сущности. Хорошо известно средневековое правило обнаружения дьявола. Если заменить в его имени все буквы цифрами и подсчитать сумму, то должно получиться 666. Таким образом, - уверенно утверждали мистики, - 666 - это "печать сатаны". Между прочим, сумма цифровых значений букв имени Сатаны по-еврейски дает 364=365-1. А следовательно, - продолжали специалисты, - над одним днем в году Сатана не властен. Ясно, что такая идеология предоставляла широчайшие возможности для разнообразных толкований одних и тех же словесных формул и заклинаний.

номер в каталоге 175

Фоменко Анатолий Тимофеевич