Фоменко Анатолий Тимофеевич |
|
АнтиДюрер. Из авторского цикла: "Диалог с авторами XVI века". |
|
![]() |
Геометрическая фантазия на темы общематематических
концепций. В истории живописи особое место занимают художники
XVI-XVII веков. В их работах ярко отразились средневековая
философия и научные концепции той эпохи. Интересно проследить
эволюцию научных представлений за прошедшие с тех пор 300 лет.
Так возник цикл работ "Диалог с авторами XVI века". Многие эти
сюжеты станут понятнее, если сравнить их с теми средневековыми
произведениями, на темы которых они созданы.
Настоящая работа возникла как результат размышлений над
известной гравюрой А.Дюрера "Меланхолия". За прошедшие со времен
Дюрера три столетия многое изменилось в восприятии научных
достижений. Приведем лишь один пример. Дюрер поместил в верхний
правый угол магический квадрат. У нас он заменен десятичным
разложением числа |
мифологияСредневековый мистицизм достиг одной из своих вершин в толковании чисел, пытаясь при помощи арифметических операций над числами, открыть законы бытия. Например, характер протекания времени зависел от того - кто "наблюдает" за ним. Считалось, что один день творения (для Бога) - это тысяча лет с точки зрения обычного человека. Складывая числа, средневековый мистик был убежден, что он "суммирует" отвечающие им сущности. Хорошо известно средневековое правило обнаружения дьявола. Если заменить в его имени все буквы цифрами и подсчитать сумму, то должно получиться 666. Таким образом, - уверенно утверждали мистики, - 666 - это "печать сатаны". Между прочим, сумма цифровых значений букв имени Сатаны по-еврейски дает 364=365-1. А следовательно, - продолжали специалисты, - над одним днем в году Сатана не властен. Ясно, что такая идеология предоставляла широчайшие возможности для разнообразных толкований одних и тех же словесных формул и заклинаний. | |
Фоменко Анатолий Тимофеевич |