Фоменко Анатолий Тимофеевич |
|
Математика: Топологические перестройки поверхностей уровня гладких функций на многообразиях. |
|
![]() |
Каждая гладкая функция, заданная на гладком многообразии, расслаивает его на гиперповерхности уровня. При изменении значения функции (например., при его возрастании), соответствующая поверхность уровня деформируется внутри многообразия и меняет свое положение. Когда значение функции проходит через критическое, поверхность уровня перестраивается, меняется ее топология. К ней специальным образом приклеиваются «ручки» — гомеоморфные образы евклидовых шаров (если функция имеет невырожденные критические точки). Таким образом, различия между соседними поверхностями уровня определяются тем, какие именно критические точки функции попали в пространство (слой) между этими гиперповерхностями. На рисунке в образной форме показаны перестройки поверхностей уровня в виде слоев облаков в небе. |
мифологияРассвет последнего дня Валхаллы. Скандинавские и германские мифы рассказывают о гибели светлых богов (возглавляемых Вотаном). На огромной скале находится Валхалла — храм-обитель богов. Вотану не удалось остановить действие проклятия Альбериха и бог огня Логе уже готовится подняться к небу, чтобы поглотить древний утративший силу пантеон. Боги неподвижно ожидают финала, они не в состоянии изменить события. В это утро начался Всемирный потоп. Вот как рассказывает об этом древний шумерийский миф: «Когда стало рассветать, появилось на горизонте черное облако. Рамман гремел среди небес, а боги Мужати и Лугал предшествовали ему. Подобно гонцам шли они по горам и равнинам: Ирригал сорвал с корабля мачту. Явился Ниниб и разразился бурей. Боги Ануннаки вздымали кверху пылающие факелы, бросающие яркий свет на землю. Смерч бога Раммана поднимался к небесам, и дневной свет потух во мраке... Один не видел другого, люди не узнавали друг друга. Боги на небесах испугались потопа и стали пятиться назад, карабкаться по небосклону к обители Ану. Боги припадали к земле, как собаки, жались у стен. Истар надрывалась от крика, как женщина в родовых муках... » (цит. по: Дж. Дж. Фрэзер. «Фольклор в Ветхом Завете». М.-Л., 1931. С. 51). | |
Фоменко Анатолий Тимофеевич |