Баходыр Акмальевич Ахмедов

Метроном

cтихотворение в прозе

…Каждый раз, когда идешь вверх по дороге, что ведет от небольшого пруда напротив китайского посольства к главному зданию Университета, неизбежно проходишь мимо двухэтажного желтого здания метеостанции. На крыше установлены разные приборы, флюгер в виде самолетика и метроном. Каждые десять секунд раздается высокий короткий звук. Его слышно издалека, когда само здание еще скрыто густыми деревьями, растущими вдоль дороги. И чем ближе подходишь, тем отчетливее и громче слышится этот писк, и вот уже в тихий летний воздух, наполненный зеленым покоем и полуденной дремой, вливается по капле короткий и неумолимый звук. Словно капает в пространство кровь времени. Десять секунд и капля. Десять секунд и еще капля. И от этой равнодушной механической размеренности даже в жаркий летний день становится холодно.

Пи… пи… пи…пи… Неумолимо, беспощадно срывается этот писк с крыши и разносится над деревьями, над окрестными зданиями, над дорогой и идущими по ней людьми, погруженными в свои мысли.

Что слышится в этом писке? Какое отчаянное вопрошание посылает он миру? О чем хочет напомнить нам этот электронный апофеоз точности? О том, что еще одна капля времени упала в бездонный колодец Вечности? О том, что каждому отмерено конечное число этих капель?..

Кровь времени, тоска пространства…Каждые десять секунд, как удар тока, от которого вздрагивает во сне разомлевшая на солнце окрестность. Вокруг расположились корпуса факультетов и отдельных лабораторий, проходят стайки студентов и одинокие сотрудники, а сверху неумолимо точно и железно падают льдинками эти короткие звуки, которые могут свести с ума любого, кто начнет к ним прислушиваться. Поневоле учащаешь шаги, проходя мимо метеостанции, но вслед тебе, словно выстрел в спину, тут же раздается насмешливый короткий писк.

И каждый раз, когда я думаю об этих десяти секундах, мне становится не по себе от этой жутью отдающей размеренности. И жизнь начинает казаться всего лишь большим листом бумаги, расчерченным на маленькие, почти невидимые клеточки. Но каждые десять секунд чьи-то огромные ножницы отрезают от твоего листа одну такую клеточку. А потом еще одну. И еще…Это госпожа Вечность молча продает шагреневую шкурку твоей жизни, совсем недорого… А все равно ее никто не покупает, потому что некому купить, кроме тебя.

Можно уйти от этого писка в Главное здание, можно забыть про него на несколько дней или даже месяцев, выбирая другую дорогу. Но он все равно будет звучать над крышей метеостанции и как бы нам не хотелось, негде скрыться от этого жуткого тонкого звука, что стальной иглой вонзается в сердце, в разум, в душу. И надо как-то жить с этим звуком, что-то делать, общаться, ходить куда-то, влюбляться и расходиться, обретать друзей и терять их… Словом, просто жить. Но каждые десять секунд будет лететь над нашими шагами, поцелуями и открытиями это короткое «пи», для которого не существует ни праздников, ни буден. И писк этот напоминает китайскую пытку. Словно время пытает пространство и живущих в нем людей. Словно сама смерть, жадно слизывающая языком эти капли, смеется над нами и говорит: «Вот погоди, наступит скоро и твоя очередь, дружок. Пи!»

Но напрасно силится нас испугать костлявая старуха, напрасно корчит свои неприглядные рожи - мы-то знаем, кто стоит за ее спиной и сеет черные семена ужаса. Потому что у нас есть то, что никогда не сможет разрушить ни это писк, ни все кривляния старого тролля - у нас есть надежда и знание. И еще вера, одна на всех, но ведь те, кто ее имеют, всегда готовы с радостью поделиться ею с теми, кто ее ищет. И все это «пи» разбиваются, как пена морская, о нерушимый утес Веры. «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?..» Тот, кто знает, что за субботой наступает Воскресение, кто верит в Жизнь вечную, не станет бояться времени, но постарается просто с ним подружиться и сделать все, чтобы оно засветилось тихим светом радости и жизни. Мы уже спасены, но как страшно, что мы забываем о том, какой ценой куплено нам наше спасение. Быть может, этот писк призван напомнить нам об этом и только об этом?.. И может именно поэтому мы подсознательно бежим от него?..

1990 (24.05.2000)

Баходыр Акмальевич Ахмедов