Ванюрихин Геннадий Иванович

Вместо новогодней сказки

Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане
(По страницам Л. Н. Толстого)

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый мужик; и было у него три сына: Семен-воин, Тарас-брюхан и Иван-дурак. Семен-воин нес у царя военную службу,

Тарас-брюхан помогал купцу торговать, а Иван-дурак работал дома, добро наживал.

Выслужил Семен большой чин и вотчину и женился на барской дочери, но концы с концами не сводил: жена все деньги тратила на наряды. И пошел Семен к отцу просить наследство. Старик для порядка уведомил об этом Ивана, а тот ответил: “ Ну, что ж, пускай берет”.

Нажил Тарас-брюхан много денег – женился на купчихе, но тоже пришел к отцу просить свою долю. Мужик напомнил брюхану, что все добро в доме нажито Иваном. “На что Ивану-дураку добро, жениться ему нельзя: никто за него не пойдет”, – настаивал Тарас. И, с согласия доброго брата, забрал Тарас половину хлеба и сивого жеребца. И остался Иван с одной кобылой старой по-прежнему крестьянствовать – отца с матерью кормить.

А жил-был в царстве старый дьявол, которому не понравилось, что братья не поссорились в дележе, и он решил устроить им пакость. Кликнул он трех своих помощников – чертенят, и стратегия была выработана: разорить братьев, чтоб есть было нечего, и потом собрать их в одну кучу; они и передерутся.

Первый чертенок занялся Семеном. Он навел на Семена такую храбрость, что тот решил воевать самого индейского царя. Но в самый критический момент пушки и ружья в Семеновом войске не сработали: чертенок заранее подмочил порох. И нависла над Семеном-воином угроза казни за поражение.

Второй чертенок тоже “отличился”: он отрастил Тарасу большое брюхо и навел на него зависть. Как увидит Тарас чужое добро, так тут же и покупает. Много денег занял. И стало ясно, что банкротства Тарасу не избежать. ( Да еще задумал чертенок все купленное в навоз превратить!).

Третий чертенок старался изо всех сил вредить Ивану-дураку: и в кувшин с квасом плевал (чтобы болезнь вызвать), и землю в камень превращал (чтобы не осилить вспашку), и соху ломал. Но оказался упрямым Иван: и работу сделал, и чертенка поймал. Чертенок дал Ивану два корешка “от всех болезней”, и, таким образом, спас себя. Иван приехал домой и встретил там Семена; тот насилу из тюрьмы убежал, и пришел к отцу жить.

Остался Первый чертенок без дела и пришел (по Договору между чертями) помогать дурака донимать. Вовсю старался чертенок: напустил грязи на покос, где трудился наш Иван, ловил косу за пятку, но не смог помешать косарю, да еще и сам на вилы попался. Отпустил Иван чертенка только тогда, когда тот обещал из соломы солдат наделать: “Сколько соломинок, столько и солдат”. Пришел Иван домой, а там и другой брат, Тарас, с женой сидят-ужинают. Не рассчитался Тарас-брюхан, убежал от долгов и пришел к отцу. Согласился Иван кормить и второго брата с женой.

Отделался от Тараса Второй чертенок и пришел (опять же по Договору ) товарищам помогать – Ивана-дурака донимать. А Иван в это время лес рубил, чтобы избы новые поставить (стало тесно вместе жить). Не валится дерево как надо, дуром идет, – это чертенок мешает. Но не повезло черту: защемило ему суком лапу, и пришлось (в качестве платы за свободу) научить Ивана листья дуба в золото превращать.

Построили братья дома и стали жить порознь. А Иван убрался с поля, пива наварил и позвал братьев гулять. Но не пошли братья к Ивану в гости. “Не видали мы, – говорят, – мужицкого гулянья”. Угостил Иван мужиков, баб, сам выпил – захмелел и пошел на улицу в хороводы. Удивил всех Иван: вначале золото (которое из дубовых листьев) горстями кидал, потом солому превратил в солдат, а они песни под барабан играли.

Узнал Семен-воин про солдат, стал просить Ивана побольше их наделать. “Только ты их сразу уводи, – предусмотрительно сказал Иван. – А то, коли их кормить, так они в один день всю деревню слопают”. Собрал Семен новых воинов и пошел воевать.

А на другой день приходит Тарас-брюхан, просит золота. Поехали братья в лес, натер Иван из листьев полон воз золота; и Тарас стал торговать.

Сошлись братья, и стали обсуждать проблему: у Семена много солдат, но нет денег, чтобы их кормить, а у Тараса много денег, но нет солдат для охраны. Стали они просить Ивана, чтобы он дал еще: одному деньги, а другому солдат. Но не дал больше ничего Иван, потому что солдаты Семена одного человека до смерти убили, а приказчик Тараса за три золотые монеты купил корову в одном доме, и дети остались без молока. Пришлось братьям делиться между собой, и оба стали царями.

А Иван дома жил, отца с матерью кормил, в поле работал. Только заболела у него собака дворная, опаршивела, издыхать стала. Отдал Иван дворняге вместе с хлебом один корешок (“от всех болезней”), и собака заиграла, залаяла, хвостом завиляла.

И так случилось, что в это время заболела у царя дочь, и царь объявил, что отдаст дочь замуж за того, кто вылечит (если холостой). Уговорили Ивана поехать к царю, попытать счастья. Но на пути встретилась ему больная старушка-побирушка, и Иван (он же-дурак!) отдал старушке последний корень. Ругали его родители, что пожалел старушку, а не царскую дочь, и он решился помочь и ей. Только въехал в царский дворец с решительными намерениями, как дочь выздоровела. И женился Иван на царевне. Царь, по законам сказки, вскоре умер, и стал Иван царем. Так стали царями все три брата.

Хорошо жил и царствовал старший брат Семен-воин. К своим соломенным солдатам он добавил настоящих: в своем царстве повелел с десяти дворов по одному солдату поставлять, и чтобы был солдат тот и ростом велик, и телом бел, и лицом чист. Обучил всех воинов как следует. И стали его все бояться Что только задумает, то и выполнит. Пошлет солдат, а те сделают все, что ему нужно.

Хорошо жил и Тарас-брюхан. Деньги, что забрал от Ивана, он не растерял, а большой прирост сделал. Завел такой порядок, что свои сбережения держал в сундуках, а на оборот взыскивал с народу: брал налог с души, с водки, с пива, со свадьбы, с похорон, с проходу, с проезду, с лаптей , с портянок и с оборок. За денежки к нему всего несут и работать идут, потому что всякому деньги нужны.

Иван тоже жил неплохо. Как только похоронил тестя, снял с себя царские одежды, надел посконную рубаху, портки, лапти и взялся за работу. Родным объяснил: “Скучно без дела, брюхо расти стало, и еды и сна нет”.

Пришел к нему министр и говорит: – У нас денег нет жалованье чиновникам платить.
– Ну что ж, – отвечает Иван.
– Нет, так и не платите.
– Да они, – говорит, – служить не станут.
– Ну что ж, – отвечает Иван. – Пускай не служат, им свободнее работать будет; пускай навоз вывозят, они много его нанавозили.

Пришли к Ивану судиться. Один говорит:
– Он у меня деньги украл.

А Иван говорит: – Ну что ж! Значит ему нужно.(К тому же неизвестно, какие деньги он украл – скорее всего тоже краденые).

И тут узнали все, что Иван-то – дурак. Жена ему и говорит: – Про тебя говорят, что ты дурак.
– Ну что ж, – отвечает муж.

Подумала, подумала жена Ивана; а она тоже дура была. – Что же мне, – говорит, – против мужа идти? Куда иголка, туда и нитка.

Сняла она с себя царское платье, и стала мужу подсоблять. Ушли из Иванова царства все умные, остались одни дураки. Денег ни у кого не было. Жили-работали, сами кормились и людей добрых кормили.

А тем временем старый дьявол, не дождавшись хороших вестей от чертенят, решил сам войти в игру. Прежде всего он пошел к старшему брату, но не в своем обличье, а в облике воеводы. “Хочу, – говорит он Семену-царю, – послужить тебе”. Посоветовал он царю войско увеличить, всех молодых без разбора забрать, а также новые пушки и ружья завести: чтобы сразу по сто пуль выпускали.. Провел царь военную реформу и решил напасть на индейского царя. А индейский царь через своих шпионов (и, естественно, через дьявола) узнал о приготовлениях соседа и решил пойти дальше: стал он набирать в войско не только молодых ребят, а и баб холостых; не только пушки и ружья закупил, а и придумал по воздуху летать и бомбы разрывные сверху бросать. И одержал индейский царь полную победу над Семеном-воином, и царство его захватил. Убежал Семен-воин куда глаза глядят.

Теперь настала очередь Тараса-царя. Оборотился старый дьявол в купца и стал в Тарасовом царстве денежки выпускать. За всякую вещь купец платил дорого, и бросился весь народ к купцу деньги добывать. Денег у людей стало много, и все недоимки и подати в срок поступать стали. Обрадовался Тарас-царь, что с бюджетом порядок, но не учел последствий. Не может царь ни дворец построить, ни сад развести, ни жеребцов купить, ни соболью шубу обновить: никто к нему не идет, никто ничего не продает. Все работают на купца, он за все дороже платит. Дело дошло до того, что и слуги от царя сбежали, и еды купить он не может; да еще слух прошел, что купец хвалится, что он у царя жену его купить хочет. Заробел царь Тарас и не знает, как быть. И в это время Семен-воин к нему приезжает: “Поддержи меня, индейский царь меня повоевал”. А Тарас отвечает брату через силу: “ Я сам два дня ничего не ел”.

После того, как наказал старый дьявол обоих братьев, пошел он к Ивану. Приняв вид воеводы, уговаривает дьявол Ивана, чтоб он войско завел. Согласился Иван: “ Ну что ж, заведи мне войско, да научи их песни половчее играть”. Любил Иван песни разные. Но не пошло дело: дураки не записывались в войско. “Красные шапки (то бишь солдатский головной убор), – говорят, – нам и так бабы сошьют, а вино (что посулили) у нас вольное, мы и сами курим”.Воевода предложил силом дураков в армию забирать. “ Ну что ж, – согласился Иван.– Пригоняй силом”.

Оповестили, чтобы все дураки записывались в солдаты, а кто не пойдет, того Иван смерти предаст. Стали дураки думать и выходило, что смерть в любом случае: или на войне, или дома. Пошли они к Ивану с сомненьем, а царь и говорит: “ Как же я один вас всех смерти предам?”. И дураки отказались в солдаты идти.

Видит старый дьявол, что не берет его дело, и стал уговаривать тараканского царя пойти войной на Иваново царство.

Перешел тараканский царь с войском границу, а никакого сопротивления нет, войска Иванова нет, дураки дивятся, отдают хлеб, зовут неприятельских солдат к себе жить: “Если на вашей стороне житье плохое, приходите к нам”. Солдаты пришли к своему тараканскому царю. “Не можем, –говорят, – мы здесь воевать; добро бы война была, а это что – как кисель резать”. И все войско разбежалось.

Понял старый дьявол, что надо сменить стратегию. Оборотился он в господина чистого и решил Ивана деньгами пронять. Предложил он дураков уму-разуму научить. “Стройте, – сказал он, – дом по моему плану, а я вам золотые деньги буду платить”. Подивились дураки (у них денег в заводе не было, они друг дружке вещь на вещь меняли и работой платили), и стали за золотые штучки вещи и работу менять. Набрали дураки золотых денег на ожерелье бабам и детям для игры, и перестали больше брать. А господину чистому и строить нужно , и продукты покупать, но никто не идет к нему работать, и не несут ничего. Предлагают продукты “ради Христа” (то есть задаром), но господин и слышать об этом не хочет. Так и лег, не ужинавши, спать старый дьявол.

Стало жалко дуракам господина, и ему разрешили ходить по дворам, как пастуху. Пришел он в дом к Ивану и сел за стол, а девка ухватила его за руки и увидела, что на руках у господина нет мозолей. И ему сказали: “ Вот поедят нелодыри, тогда доедай, что останется”. Обиделся господин: “ Разве одними руками работают люди? Я покажу вам, что головой работать спорее, чем руками”.

Свели господина на высокую каланчу, чтоб все видели, как он будет работать головой спорее. И стал он говорить, как не работавши прожить можно, как, меняя одни бумажки на другие, можно накопить кучу денег и на них купить много всякого добра. Говорил долго, а внизу спрашивают: “Ну ,что, господин начал ли головой работать? “Нет еще, – говорят, – все еще лопочет”. Ослабел от голода господин (дураки не догадались хлеба ему за разговоры принести), и стал он головой об столбы постукивать, а народ стал шептаться: “ Наконец, господин начинает головой работать”. Тут и свалился старый дьявол под лестницу. Хотел Иван подойти посмотреть, много ли он работал, вдруг расступилась земля, и провалился старый дьявол сквозь землю.

Живет Иван и до сих пор, и народ весь валит в его царство, и всем хватает еды; и братья пришли к нему, и их он кормит.

Только один обычай у него и есть в царстве: у кого мозоли на руках – садись за стол, а у кого нет – тому объедки. Пересказал Г. Ванюрихин.

От пересказчика:
Конечно, некоторые сюжеты в сказке, написанной более ста лет тому назад величайшим писателем 2-го тысячелетия нашей эры, не выглядят актуально в наше время. Например, о навозе уже нельзя писать в унизительном плане; он становится все более ценным удобрением в наше химическое время. Думаю, что и значение армии для страны еще нельзя преуменьшать – иначе, как сказал один неглупый государственный деятель, придется кормить армию противника (что накладнее!). Что касается интеллектуального труда и в целом науки, то с гениальным писателем нельзя согласиться; особенно в отношении роли медицины, когда он пишет (в одном из дневников): “Загонят человека в хлев и мучают лекарством, вместо того, чтобы вывести его на чистый воздух”. К тому же Лев Николаевич не предполагал, что в 21 веке будет доминировать так называемое информационное общество, в котором мозоли у людей могут быть разве что на подушечках пальцев.

Но глубинные мысли о простом (то бишь полезном для людей) труде, о взаимовыручке, о доброте, об эфемерной роли денег, – разве они не актуальны?! Разве мы сейчас не сталкиваемся с фокусниками, которые выращивают деньги буквально в банке ( по выражению Акима из “Власти тьмы”), не занимаясь никакой реальной экономикой?.

Но самое главное в сказке – это переход в другое пространство мышления. В этом пространстве мы освобождаемся от традиционных догм, сбрасываем привычную одежду (как сбрасывает свою выношенную кожу змея), освобождаемся от многочисленных фильтров и очков, которые не позволяют видеть реальную жизнь – даже под благородным флагом психологической защиты…

И вот, когда я забываю различные теории, в том числе – экономические (теорию прибавочной стоимости, теорию предельной полезности, теорию общего равновесия, и другие), и перехожу на простое (сказочное) мышление, то у меня возникают вопросы:

– Почему одна половина людей страдает от переедания, а другая – от обжорства; как помочь тем и другим, не вкладывая никаких средств?

– Почему одни убивают других, хотя результат этой “работы” ужасен для обеих сторон, и убивающий не может быть счастливым, так как прежде всего он убивает в себе все человеческое?

– Почему открывающий кран с ресурсами (нефть, газ, и т.д.), доступ к которому он получил обманным путем, бесконтрольно распоряжается этими ресурсами, принадлежащими всему обществу?

– Почему мы продолжаем играть в игры с так называемой представительной демократией? Мы думаем, что выбираем своих представителей в Думу, а они думают, что представляют нас.

– Почему мы до сих пор не создали партию просто порядочных людей, партию Иванов-дураков, перед которыми не устоит ни одна партия умников – вообще никто? Ведь не забавы только ради народ и его гениальные представители сочиняли сказки про Иванов, берущих верх над бездельниками и паразитами?
– Почему третье тысячелетие должно повторить ошибки предыдущих тысячелетий; почему конкуренцию людей (как превзойти или обмануть друг друга), нельзя превратить в соревнование в том, как лучше и бескорыстнее помочь друг другу? И разве Иван-дурак не показал пример такого бескорыстия в сказке великого гуманиста 19–20 веков?

Ванюрихин Геннадий Иванович