Любимые и удивительные

Любимый преподаватель — определение нечеткое и довольно субъективное. Что скрывается под эпитетом «любимый»? За что мы любим человека? За его расположение к нам, за образованность, за общение на равных (стоит заметить — удел немногих), за доброту, своевременную критику, юмор… Пожалуй, уважение, а как впоследствии выясняется — любовь, вызывает наличие «стержня», отсутствие противоборства идей, мыслей и чувств. Индивидуальность и цельность человека вызывает трепетные положительные эмоции.

Пожалуй, любой курс лекций может стать для студента своеобразным праздником, если он читается на едином дыхании увлеченным лектором и цельным человеком. Поразмыслив, можно отнести к этой категории почти всех преподавателей (мнение, безусловно, субъективно, т. к. я слушала курсы далеко не всех специалистов мира…), но почему-то на одних лекциях засыпаешь, на других — заворожено слушаешь даже не слишком интересующий тебя предмет. Крылатые выражения преподавателей, юмор, заставляющие задуматься фразы — все это, казалось бы, должно отвлекать от основной тематики, но играет роль капли цветной краски в стакане дистиллированной воды, делая разноцветно-притягивающим бесцветное содержимое (студент же часто не понимает или скорее не хочет понимать значимость того или иного курса, утонув в многоликости мирских наслаждений и собственных «важных» дел). В результате, какой же стакан выберет любопытный студент — бесцветный или?..

Если вдуматься, вслушаться во многие «непредметные» высказывания лекторов, можно многое понять и даже несколько изменить собственные, как любому молодому человеку всегда кажется, неприкосновенные и сформировавшиеся взгляды, жизненные позиции. «Система простая, но придумали американцы, а не мы, мы же уже усложняли»; «Япония — капиталистическая страна. Поэтому они прикроют эту всю науку, если она не будет давать верных прогнозов»; «Мы очень богатые люди. Если сложить наши доходы и доходы Абрамовича и разделить (сколько нас?) на 18, получится — очень неплохо живем!». Народно-политическую направленность продолжает и комментарий к 5-ой статье Гражданского кодекса («Получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей»): «Ни в одной стране мира, кроме нашей, не будут показывать номера машин, называть имена пострадавших».

Добавим ко всему выше процитированному на первый взгляд безобидные фразы — «после того, как прошло „победоносное шествие демократии” из 72 станций (постов) на Каспии осталось 3»; «посмотрите на карту, что вы видите? Исконно русская земля — Карибское море»; «…под влиянием великого нашего спасателя Шойгу»; «поляки нам устроили „козью морду” за то, что серные отходы Беларуси текли на их территорию. Пришлось все это развернуть, чтобы текло к нам». Невольно задумываешься глубже о и без того настораживающем положении России. Но, вспомнив «смотреть и видеть — это разница», «для того, чтобы видеть, надо знать», «улыбчивый, сильный, настоящий!» (о Человеке), «мы отличаемся деталями, которые надо изучать…», понимаешь, насколько безгранична душа и индивидуален российский менталитет.

Уместный юмор — способность далеко не любого человека. Именно этим качеством порою обезоруживают лекторы, невольно вынуждая «влюбляться» в свой предмет. Студенты — те же дети, только менее податливые и более проблемные. А что нравится детям? Цветные картинки и образы — они надолго и без особых усилий задерживаются в памяти.

«Таким образом, образуется булыжниковая (валунная) мостовая… Просто наклонная Красная площадь»; «вряд ли вы можете заподозрить на какой-нибудь глухой горной реке геологическое хулиганство»; «опорожнение поймы — сход воды с поймы. И это официально принятый термин»; «не так, конечно, чтобы пробурили и фонтан нефти — умывайся»; «но как составить выборку? Она должна быть составлена, учитывая тип рельефа, условия и т. д. Иначе мы получим среднюю температуру больного по больнице… включая морг»; «оливин — островной силикат; там от тетраэдра до тетраэдра на тройке горьковской скакать»; «коэффициентик у него жалкий 0,3. Это из серии — „на троих сообразим”».

Личностный фактор преподавателя, его взгляды и опыт не являются расслабляющим агентом, напротив, все это заинтересовывает и учит не только конкретной области науки. «Подарки надо готовить себе самим. Подготовить, и когда уже совсем скверное настроение, ОП! А тут подарок»; «в маршруте надо быть рассеянно-сосредоточенным. Такая, знаете, нирвана»; «это все реклама. Привлечь внимание людей улыбаться — очень хорошая реклама, по-моему» (мнение по поводу предвыборной акции «Не голосуйте, потому что „Яблоко” спеклось»); «я не знаю, как вы, но я нормальный. Это, по-моему, естественное желание: сделать меньше, а получить больше. Я имею в виду зарплату»; «акт обучения присутствует, а акта психологической травмы нет» (о факте сообщения студенту об автомате на экзамене); «Ксения, значит, чужая и Алла — чужая. Думать надо, когда детей называешь»; «выборы: каждый отдельный против, но все вместе — за».

Заставляет задуматься, не так ли? Как известно, улыбаясь, человек способен быстрее и плодотворнее работать, анализировать материал, генерировать новые идеи.

Достойна восхищения и довольно редкая способность самокритики преподавателя. Ничего удивительного, что так называемое «нестеснение самого себя» приходит, как опыт, с годами… «Вы подумаете, мне — 80 лет. В этом возрасте шарики начинают вращаться медленнее»; «страшилки разные бывают, но я такая страшилка, что будь здоров»; «была долгое время мечта, как выяснилось, идиотская»; «я в том возрасте, что уже не раздражаюсь, а печалюсь». Открытость преподавателя аудитории, общение с еще несмышлеными студентами на равных, пожалуй, заключительное («не последнее, а заключительное» — фраза, для многих ставшая крылатой) неотъемлемое качество любимого преподавателя. Хотя зачастую в глубине души любой лектор поражается: «Что за поколение?! Ужас! И что из них выйдет?!». Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Спасибо нашим любимым преподавателям, учащим не только науке, жизни, но и искусству улыбаться!

«Так, чтоб оживились — мы ЗАКАНЧИВАЕМ. Это ПОСЛЕДНИЙ вопрос: вопросы есть?».

Улыбайтесь!


Если честно, я хотела бы извиниться перед цитируемыми мною людьми (хотя в силу ряда причин авторы фраз не указаны). Кто-то, уверена, возмутится, как можно из серьезных, подчас профессиональных курсов выносить (на всеобщий суд — тем сильнее моя ответственность) ТАКИЕ мысли?! Буду откровенна: за три года обучения я пропустила максимум 20 лекций; таких людей называют «ботаниками», «заучками», кто-то просто относит их к категории зануд. Поначалу меня элементарно мучила совесть за пропуски, позже мне стали интересны конкретные курсы (хотя некоторое время спустя я поняла, что основы можно поднять по книгам и статьям), но у любого человека с детства остро развита потребность удивляться. Именно это «удивление» я и получала в вышеописанных способностях преподавателей (не говоря уже о неоспоримо нужных знаниях и спорных положениях, которые они пытаются донести до студентов, а это особо УДИВИТЕЛЬНО, учитывая российские условия существования деятелей науки). Спасибо вам, любимые учителя, что вы делитесь своими знаниями, предположениями, опытом и… собой!

Надя Пупышева,
студентка географического факультета

 

Делаем мультики!

Что может быть веселее и забавнее мультфильмов! Помните, с каким нетерпение вы слушали Хрюшу и Степашку: ведь они дарили всем детям страны драгоценные минуты мультфильмов! «Варежка», «Ну, погоди!», «Веселая карусель», «Приключения Мюнхаузена», «Винни-Пух» и «Карлсон» и сейчас могут посоревноваться за призовое место в рейтинге с самыми популярными телепередачами! Да, прокат пополняется новыми и новыми работами современных аниматоров. Но отечественные мультфильмы не уступают западным. Наиболее популярными за последнее время стали мультипликационные фильмы «Князь Владимир» режиссера Юрия Кулакова и «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» Ильи Максимова. Эти работы запоминаются зрителям не только анимационными эффектами, голосами известных актеров и задорными песенками, но и подлинностью исторического сюжета.

Гораздо большее распространение анимация получила на просторах Интернета. Сеть каждый день пополняется сотнями новых рисованных историй и комиксов. Более того, по всему миру проходит огромное количество конкурсов и фестивалей, в которых принимают участие как профессионалы, так и начинающие художники и аниматоры.

Так, только в феврале этого года состоялись: ежегодный фестиваль Берлинале (Berlinale) в Германии, Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале и международные анимационные фестивали в Тегеране и Брюсселе.

А 26 февраля открылся фестиваль «КомМиссия–2006», в рамках которого пройдет конкурс рисованных историй. Участниками могут стать как профессионалы, так и любители. Конкурсные работы будут размещены на сайте www.kommissia.ru, а победители обязательно будут премированы. Выставки пройдут с 27 апреля по 14 мая в Центре современного искусства М’ARS. Важной составляющей фестиваля станут лекции и мастер-классы российских и иностранных профессионалов.

А для того, чтобы принять участие в этом фестивале, срочно принимайтесь за работу! Рисуйте мультики!

Для начала, конечно, необходимо тщательно продумать сюжет. И хорошо, если бы муза снисходила на вас как можно чаще и продуктивнее (помните мультик «Фильм-фильм-фильм»?!). Не бойтесь открывать уже готовые работы: всегда полезно разобраться, как делается тот или иной элемент. Наверняка, вы найдете и недочеты. Но известно, что лучше учиться на чужих ошибках, чем культивировать свои.

Следующей ступенькой рождения вашего собственного мультфильма должен стать «тайминг» («timing») — понятие, не имеющее аналога в русском языке, но описывающее расчет движения во времени и пространстве, с помощью которого оживают герои: начинают говорить, танцевать и даже кривляться. Для большей убедительности мультипликационное движение должно быть несколько преувеличенным, карикатурным, потому что натуральное выглядит в анимации вялым и безжизненным. «Внимательно всматривайтесь в каждое движение, убирайте из него второстепенное, а оставшееся преувеличивайте до предела», — советует один из крупнейших теоретиков и практиков мировой анимации Джон Халас.

Что произойдет с предметом, когда на него воздействуют определенные силы? Чтобы ответить на этот важный для аниматора вопрос, необходимо учитывать законы движения Ньютона. Но не пугайтесь! Словесную их формулировку знать совершенно не обязательно. Достаточно просто понимать законы и уметь их видеть: ни один предмет не застывает сразу после движения — если ваша любимая чаша упала на пол, то осколки от нее должны еще разлететься по всей кухне.

Кроме физики, начинающий аниматор должен владеть и основами геометрии. Для того чтобы, например, ваш персонаж задорно выхаживал из глубины, необходимо предварительно составить перспективную решетку, которая поможет рассчитать пропорции фигурки и размах шага.

А настроение и характер оживающего героя передадут не только мимика и жесты, но даже пейзаж, движение камеры и особенно звуки. Кстати, этап синхронизации звука и изображения может стать самым коварным. В отличие от кинофильмов, в мультфильмах сперва записывается звук, а только потом к нему подгоняется изображение, а особенно, артикуляция героев. Очень важно связать действия персонажа с тем, что он говорит: если у вас герой-хитрюга, у него должны быть маленькие быстрые глазки. И не забудьте следить за тем, чтобы положение его рта соответствовало произносимым звукам.

Для начала вы можете потренироваться рисовать разные движения героев на краях страниц маленьких блокнотиков. А на сайте вам предложат изобразить персонаж и на каждом новом слое обрисовывать его, дополняя картинку новыми элементами. После чего вы сможете просмотреть свое творение, сохранить его на просторах Интернета и даже отправить друзьям по электронной почте.

Сегодня, в век распространения компьютерных мультфильмов, их герои все чаще рождаются с помощью программ «3D StudioMAX» или «Flash MX». Но используемые в них законы мультипликации не изменились со времен Диснея. И не так важно, как вы нарисовали своего первого мультяшного героя — карандашом в тетрадке или специальной ручкой на графическом планшете. Если вы рисуете мультики, значит, вы вкладываете в них свою душу, потому что «анимация» — от слова «душа».

Евгения Кондакова,
студентка социологического факультета

 

Испытание свободой

Общежитие: жить или не жить? Когда снять комнату в Москве обходится примерно в 300 у. е., у большинства иногородних студентов подобных вопросов не возникает. Впрочем, некоторые ребята, несмотря на значительные расходы, стараются избежать «ужасов общаги». Чаще всего за это ратуют встревоженные родители, дяди, тети, сами в студенческих общежитиях не жившие: «Наш ребенок! В ОБЩАГЕ! Там же пьянство! Наркоманы! Разврат!».

Живу в общежитии МГУ уже три года. Когда заезжаю в родной город, звоню своим учителям. Они говорят мне, что я стала более открытой. Это так. Во многом это заслуга университетской среды самой по себе, но именно деля комнату с двумя-тремя другими людьми, начинаешь себе подобных понимать с полуслова, а то и без слов.

Выяснилось, что умные люди всегда могут договориться, если захотят. Здесь, как нигде более, познается тонкое искусство компромисса: даже мягкие характером (вроде меня в школе) учатся стоять на своем, а те, кому никогда не приходилось ни с кем делиться, — идти на уступки. Впрочем, общежитие — школа, и один здесь учится многому, а другой — ничему. Человеческое упрямство таково, что бывает всякое: «Все понимаю, могу уступить, но не хочу и не буду». Что ж, будь все белыми и пушистыми, то был бы у нас «вечный покой», который «сердце вряд ли обрадует». А так — всем по «санта-барбаре»! И в общежитии запутанных историй действительно множество.

Что касается учебы, то общежитие скорее помогает, чем мешает: на первом курсе, когда программа у всех была общая, «дасовцы» заметно и выгодно отличались от «москвичей». В ДАСе найдется все: «ботаники», конспектирующие лекции, книжки, атласы и добрые старшекурсники — и потому домашние задания готовить легче (часто сообща, иногда «с разделением труда»). Но когда у тебя завтра экзамен, а твои соседи сдали его сегодня… Выхожу в коридор и учу до утра… пусть празднуют… Впрочем, кое-кто в университет почти не выбирается, прилипнув к компьютеру — отогнать некому. И так до сессии. Грустно…

А вот за что я буду всю жизнь благодарить общагу — это за мои кулинарные навыки. Папа, когда я поступила, больше всего переживал: «А будет ли она там себе готовить? А как…?». Мама в ответ улыбнулась: «Есть захочет — приготовит!». (Мой дядя говорит по-другому: «Проголодается — приедет!».) За три года я освоила кухню «по-дасовски» в совершенстве. Основное ее положение — «не бойся смешивать» (то есть все со всем, что найдется!). Самое загадочное — получается не просто съедобно, но и вкусно. Главное — вдохновение.

Вот так и живу — по вдохновению. С родителями получается видеться довольно часто. И с соседкой в этом году повезло, так что не жизнь, а сказка!

Что можно из этого вынести? М-м-м… Общежитие — это неожиданная свобода, а свобода — точно зеркало: каждый распоряжается ей так, как фантазия подскажет, а совесть позволит.

Анастасия Федулова,
3 курс географического факультета

Фото Ивана Москвина

 

Ночной дозор, или вечернее отделение

Промозгло и холодно. Загадочная незнакомка, стоя перед стенами учебного заведения, которому определенно собиралась отдать лучшие годы своей жизни, отвечала на главный в своей жизни вопрос: «Куда идти?». «Дневное или вечернее, дневное или вечернее…» — долго думала она, теребя в руках справочник лучшего вуза страны. И выбрала, и не ошиблась.

Учеба
В вечерней жизни социологического факультета все, как у всех, и все по-другому. Жить под лозунгом «хочу сразу всего» незнакомке оказалось тяжело. Но это жить. Зато учиться — интересно.

Главное, сразу определиться, будешь ли ты ходить на все лекции или по ночам глотать горький кофе и читать материал не просто книгами, а тоннами книг. Но если честно, второе приходится совершать только перед сессией, да и то в том случае, если частенько пропускаешь лекции и считаешь, что ты гений и достоин оценки «отлично» в зачетке.

Образ жизни
К вечернему обучению привыкаешь не сразу, но если привыкаешь, то, когда кто-нибудь начинает говорить о своем желании перевестись на дневное, это вызывает всеобщее фырканье в его сторону, после чего с гордо поднятой головой благоразумная часть студентов с задумчивыми минами отправляется изучать картезианский дуализм.

Выбираясь в библиотеку, часто встречаешь «дневников», которые твердо уверены, что жить вечерникам лучше, и встают они поздно, и завтракают не впопыхах, и сходить на новый фильм Квентина Тарантино без вреда для зачетки и здоровья стоит дешевле, и вообще говорят, что времени у нас больше, а занятий меньше. В ответ они слышат пока что для них дикое словосочетание: «А как же работа?».

Жить по-вечернему, значит, не только работать и учится, но и заранее определять свое будущее. Здесь и учиться не только надо, но и необходимо, да и получить опыт работы тоже важно. Главное — все успеть и не перегореть к концу дня.

Работа
Если думаешь, что работодатель, увидев в твоем резюме слово «МГУ», сразу же предложит тебе строить карьеру в своей компании, то ошибаешься. Максимум, на что можно рассчитывать, — на задумчивый взгляд в свою сторону. А дальше все как обычно: либо низкий заработок (стипендия рулит!), но работа в том направлении, в котором хочешь, либо неплохая зарплата, но работа без карьерного роста и без претензий на яркое будущее. А работать надо.

В отчаянии студенту приходит в голову шальная идея: а не начать ли свой бизнес! Ведь все когда-то начинали, и идеи есть, и как их развивать — знаешь, но вот чего нет — так это начального капитала и нескольких единомышленников. С энтузиазмом строя планы по реализации нереального проекта, впадаешь в эйфорию, которую вмиг нагло развенчивает странный студент юрфака:
— Все вы, первокурсники, такие вдохновленные и сумасшедшие, все ищите чего-то нового и нетронутого. Зачем вам это? — с ухмылкой спрашивает он, поправляя свою шевелюру: то ли проверяя, не появился ли у него «третий глаз», то ли с надеждой, что на его голове появилось нечто более значительное, чем жалкий ежик.
— Э-э-э… — мы не ожидали такого колкого замечания в свой адрес.
— Ничего, это со временем пройдет! — в конце своего монолога он поставил нам диагноз, потушил сигарету и отправился изучать очередной кодекс.

Оказавшись дома (в кое-то веки), я вспомнила юриста. Он не выходил из моей разрывающейся головы. Странный человек со странными вопросами. Надеюсь, что он не прав. И, как говорил великий Гегель, заранее судить о том, что это получится или не получится (хотя Гегель подразумевал, конечно, метод философии, но мы-то люди простые, далеко не ходим), невозможно. Это все равно, что научиться плавать, не прыгнув в воду. Может, у нас, и правда, частенько рассудок от разума отрывается. Но ведь надо пробовать, пока не поздно.

Итого
То, что нас, вечерников, пытаются всегда обидеть, для всех, кроме нас, секрет, поэтому и захотелось поделиться с миром возникающими при этом мыслями.

Наталия Рукина, 1 курс соцфака МГУ

 

Дорога к знаниям

Тучи. Серое небо. Зима. «Университет».

Снег. Мороз. «Будьте здоровы».

Метет так, что заносит все добросовестно повторенные ночью классификации.

Замесив сотнями рифленых подошв свою долю серой снежной массы, студенческая толпа разделяется на два потока. Оба хлещут из метро, наталкиваясь друг на друга, на бегу уравнивая пройденные сантиметры и децибелы.

Один поток направляется прямиком к дальней остановке, выражая похвальную готовность высматривать в толще осыпающегося неба заветные троллейбусные рожки.

Другой поток, не разделяя столь горячего оптимизма, довольствуется автобусной остановкой.

Табло на метро «Университет» показывает ужасающие цифры, но почти все стоящие здесь — люди бывалые и хорошо знают, что часы эти частенько лукавят. А может, их дистанционно контролируют заботливые преподаватели...

Вот так, буквально опережая время, если верить электронному табло, врывается в метель нечто похожее на троллейбус. Нужен исключительно «тридцать четвертый», номера не видно, однако первые ряды уже решительно шагнули с тротуара на мостовую. Становится ясно, что, пропустив еще две-три пары «рожек», пожалуй, получишь шанс приблизиться к спасительным дверям...

Снег. Люди. Холод. Десяток-другой студентов бросают колючие взгляды вслед торчащим изо всех дверей ручкам сумок, ботинкам, разноцветным шарфикам... С легкой завистью ловят припорошенные уши отчаянные призывы кондуктора: «Освободите двери! Иначе не поедем! Уважаемые пассажиры... Уважа...».

Неподалеку радостно зашумели. Подпрыгнув, что-то победно крикнула подругам шустрая девушка в длинном пальто. Кто-то припустил, перескакивая через чужие ботинки. Рядом дождались автобуса...

Это не гипербола, не зарисовка в день открытых дверей. Это то, в чем каждый, кто много раз торопился на учебу в сторону Главного здания МГУ, с легкостью узнает свое привычное студенческое утро.

У него свое времяисчисление. Свои приметы.

Встретишь знакомого. Спросишь, во сколько троллейбусов он не влез, и можно уже прикидывать, в котором часу будешь извиняться за опоздание.

Увидишь издали толпу, умножишь на глазок ряды на ярусы, узнаешь, на какую пару попадаешь, не хуже гадалки.

Много машин и много снега — сухим из воды не выйдешь. Просто много машин — к мыслям о светофорах и пробках.

Снег на молнии сумки ровным серым слоем — к спокойствию. Снег на молнии сильно примят — кстати, почему так давно не звонил мобильный?.. Снег в карманах — шпаргалка сегодня не поможет.

Привычное, конечно, складывается из подобного, но утверждать, что одно такое утро ничем не отличается от другого, я бы не стала. В каждом — свое, особенное, неожиданное.

На днях стала свидетельницей диалога поколений: группа студентов горячо убеждала двух пожилых дам, что тем торопиться некуда. Потом — неразборчиво, но полемика сводилась к вопросу о том, кому «тридцать четвертый» утром нужнее. Поделить троллейбус, господа, это вам не шутка...

Наконец, совершенно особенным было наблюдение за тремя студентами, ухитрившимися пристроиться к троллейбусу сзади. Так и ехали, вцепившись. Даже помахали свободными руками под аханье толпы.

«Что же это такое, граждане? Выходит, следуйте примеру булгаковского обилеченного кота?» — подкралось ко мне возмущение в одно прекрасное студенческое утро. «А вот бы...» — подумала я, но мои мысли прервала ложная тревога стоявших на остановке. «А вот бы...» — но тут я едва не забыла, что табло часов снова в сговоре с нашим расписанием. Итак, а вот бы...

«Уважаемые студенты, не забывайте предъявлять проездные и студенческие билеты. Автобус следует по студенческому маршруту МГУ. Желаем вам приятной поездки и хорошего учебного дня!» И — можно до Библиотеки, до Главного здания, до своего факультета, если по пути...

«Остановка такая-то. Уважаемые пассажиры, при выходе из автобуса не забывайте, пожалуйста, хорошее настроение!» Выходишь, видишь символику МГУ на боку автобуса вместо привычных транспортных реклам и улыбаешься снегу, и однокурсникам, и Москве...

Замечталась... «Тридцать четвертый»! Пора!

...Опять забыла, что данные табло иногда уж слишком опережают время.

Алла Иванова, магистрантка ФИЯР МГУ

 

Как поступить в МГУ

Моей мечтой всегда было поступление в МГУ. Конечно, я понимала, что будет нелегко, но все-таки не отчаивалась и шла к цели, поставленной перед собой. Многие сейчас не верят, что можно поступить в вуз, тем более в престижный столичный вуз, бесплатно. Я решила доказать, что это реально.

Я училась в обычной провинциальной школе. Знания там давали неплохие, но, чтобы поступить даже в вуз в Курске, пришлось ездить к репетиторам и много заниматься самостоятельно. Я всегда мечтала учиться в МГУ. Еще бы! Лучшая ученица, гордость школы, отличница, активистка, и далее по списку. Это было самонадеянно. Заниматься пришлось очень много, тем более, что программы МГУ у нас никто не знает. Поехала, привезла целую кипу книг и принялась изучать вдоль и поперек. Свободного времени почти не оставалось. Не могла же я, в самом деле, бросить еще и музыку, живопись, иностранные языки, которыми занималась несколько лет?!

Мы с мамой поехали в Москву, пришли подавать документы в последний день приема. Оказалось, что забыли дома вкладыш аттестата. Вроде бы, все ничего — аттестат-то «золотой», и так понятно, что все «пятерки». Но документы не принимали, я была вся в слезах. Не знаю, как, но мы с мамой упросили принять документы с условием, что я предоставлю вкладыш на следующий день.

Ночь провели на вокзале, ждали папу, который утром рано привез на поезде злополучный вкладыш. Надо сдавать математику, а у меня нервы на пределе после бессонной ночи. Результат: я иду на математику и не заваливаю ее, что удивительно, учитывая мое физическое и моральное состояние.

Нужно успокоиться и не думать о худшем, мобилизовать на четыре часа экзамена весь свой опыт, который должен работать на тебя.

Экзамен по русскому языку и литературе… Это были одни из моих любимых предметов. Одно время я даже подумывала о журфаке. Но последний год не особо уделяла им внимание, так как всецело была поглощена математикой и обществознанием. Ситуация: два с половиной дня на подготовку и сочинение на четырех альбомных листах (объем, необходимый для раскрытия темы). Я тщательно распланировала время, выбрала для подготовки вторую половину XIX века, посидела эти дни до двух ночи. Итог: написала сочинение на «четверку», выше никому не поставили, по-моему.

Последний (last, but not the least) экзамен на экономическом факультете, пожалуй, самый сложный — обществознание. Необходимо знать объемный материал по огромному числу предметов, которые к школе (к моей, по крайней мере) не имеют никакого отношения. Готовилась сама. Перелопатила, цитируя Маяковского, целые тонны литературы. Но обществознание сдала на «четверку».

Когда увидела свою оценку в Интернете, не поверила. Наверное, тоже была под действием стереотипа — «все за деньги, бесплатно не прорвешься». А вот и прорвешься!

Здорово, что не все еще в нашем «жестоком и яростном» мире перешло на деньги. Умных, талантливых, желающих учиться ребят (я себя к таким не отношу, Боже упаси, — скромность природная не позволяет!) отбирают, у меня таких знакомых, друзей уже не один десяток!

Так что, вперед, из окопа в атаку!!!

Покори лучший вуз России!!!

Екатерина Сабельникова, I курс экономического факультета