34 (4052)
октябрь 2003

Как работа влияет на учёбу?

Ни для кого не секрет, что многим студентам приходится подрабатывать, особенно в наше время. В рамках ежегодного мониторинга по проблемам содержания и организации учебного процесса, проводимого Центром социологических исследований МГУ им. М.В.Ломоносова, студентам были заданы вопросы, касающиеся совмещения учёбы и работы. Опрос проводился в апреле 2003 года. Выборка случайная, объем – 298 студентов МГУ. Из них 50% обучаются на естественных факультетах и 50% – на гуманитарных; 60% юношей и 40% девушек; 51% – студенты 2 курса и 49% – 4 курса.

По данным исследования, совмещают работу с учебой 39% опрошенных студентов МГУ. Их доля возрастает к старшим курсам (2 курс – 23%, 4 курс – 56%). Шестая часть студентов имеет постоянную работу по специальности, четверть – не по специальности. Остальные имеют эпизодические подработки как по (четверть работающих студентов), так и не по специальности (треть работающих студентов).

Четверть (28%) студентов отметили, что в условиях совмещения учебы с работой они стали более осознанно относиться к приобретению знаний, и 37% опрошенных – что работа не мешает учиться. В то же время 33% признались, что работа отвлекает от учебы. Динамика отношения работающих студентов к учебе представлена на Диаграмме 1.

За последний год существенно выросла доля студентов, которые отметили, что работа мешает им учиться, при некотором снижении доли тех, кто научился совмещать работу с учебой, и тех, кто стал более осознанно относиться к приобретению знаний.

Данные исследования показывают, что у работающих по специальности студентов уровень представлений о будущей профессии гораздо выше, чем у тех, кто не работает. Динамика уровня представлений студентов о будущей профессии изображена на Диаграмме 2.

По сравнению с 1997 годом можно отметить повышение общей оценки студентами своей информированности о будущей работе. Уровень представлений студентов о будущей работе оценивался по следующим параметрам: содержание работы по специальности, требования, предъявляемые работодателями к специалисту, перспективы профессионального роста, размер заработной платы, условия труда.

Диаграмма 1. Динамика отношения к учебе работающих студентов

 

Диаграмма 2. Динамика общей оценки уровня представлений студентов о будущей профессии

 

Елена Викторовна Щепкина,
кандидат социологических наук,
научный сотрудник ЦСИ МГУ

 

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Приказы и распоряжения по МГУ

Вести МГУ

 Межвузовское информационное агентство

Мир науки

Мир новостей

Юбилеи

Будни и праздники МГУ

Университет глазами преподавателя

Наши цифры

Поэты МГУ

Наш календарь

На главную страницу