№
34 (4052) |
Как работа влияет на учёбу?Ни для кого не секрет, что многим студентам приходится подрабатывать, особенно в наше время. В рамках ежегодного мониторинга по проблемам содержания и организации учебного процесса, проводимого Центром социологических исследований МГУ им. М.В.Ломоносова, студентам были заданы вопросы, касающиеся совмещения учёбы и работы. Опрос проводился в апреле 2003 года. Выборка случайная, объем – 298 студентов МГУ. Из них 50% обучаются на естественных факультетах и 50% – на гуманитарных; 60% юношей и 40% девушек; 51% – студенты 2 курса и 49% – 4 курса. По данным исследования, совмещают работу с учебой 39% опрошенных студентов МГУ. Их доля возрастает к старшим курсам (2 курс – 23%, 4 курс – 56%). Шестая часть студентов имеет постоянную работу по специальности, четверть – не по специальности. Остальные имеют эпизодические подработки как по (четверть работающих студентов), так и не по специальности (треть работающих студентов). Четверть (28%) студентов отметили, что в условиях совмещения учебы с работой они стали более осознанно относиться к приобретению знаний, и 37% опрошенных – что работа не мешает учиться. В то же время 33% признались, что работа отвлекает от учебы. Динамика отношения работающих студентов к учебе представлена на Диаграмме 1. За последний год существенно выросла доля студентов, которые отметили, что работа мешает им учиться, при некотором снижении доли тех, кто научился совмещать работу с учебой, и тех, кто стал более осознанно относиться к приобретению знаний. Данные исследования показывают, что у работающих по специальности студентов уровень представлений о будущей профессии гораздо выше, чем у тех, кто не работает. Динамика уровня представлений студентов о будущей профессии изображена на Диаграмме 2. По сравнению с 1997 годом можно отметить повышение общей оценки студентами своей информированности о будущей работе. Уровень представлений студентов о будущей работе оценивался по следующим параметрам: содержание работы по специальности, требования, предъявляемые работодателями к специалисту, перспективы профессионального роста, размер заработной платы, условия труда.
Диаграмма 1. Динамика отношения к учебе работающих студентов
Диаграмма 2. Динамика общей оценки уровня представлений студентов о будущей профессииЕлена
Викторовна Щепкина,
|