№ 41 (4102)
ноябрь 2004

Воспоминания о Георгии Петрове


(Лекция профессора В.Б. Баранова в мемориальном кабинете Л.И. Седова)

С 12 по 14 октября 2004 г. в Институте механики МГУ им. М.В. Ломоносова прошла традиционная конференция-конкурс молодых ученых. В рамках этой конференции 14 октября в мемориальном кабинете Л.И. Седова профессор В.Б. Баранов поделился с молодыми учеными Института личными воспоминаниями о выдающемся ученом академике Георгии Ивановиче Петрове (1912–1987 гг.).
Г.И. Петров был научным руководителем дипломной работы и кандидатской диссертации В.Б. Баранова. Много лет они проработали в сотрудничестве на кафедре аэромеханики механико-математического факультета МГУ, в НИИ-1 (ныне Государственный научный центр им. М.В. Келдыша) и в Институте космических исследований АН СССР.
Слушатели узнали, как Г.И. Петров вел научные исследования, руководил заседаниями научного семинара, индивидуально занимался со студентами и аспирантами, организовывал научно-исследовательскую работу.
Г.И. Петров закончил механико-математический факультет МГУ в 1935 г., получил распределение в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), где фактически работал с 1934 г. Участвовал в знаменитом семинаре академика С.А. Чаплыгина. Пример научной работы этого великого отечественного механика оказал на него большое влияние. Научные интересы Г.И. Петрова были связаны с различными проблемами аэродинамики и гидродинамики, в 1938-1940 гг. он опубликовал свои работы, посвященные применению метода Бубнова – Галеркина к исследованию устойчивости гидродинамических течений. Работы эти стали классикой теории гидродинамической устойчивости, а развитый в них метод даже получил название метода Галеркина – Петрова. В последствии Г.И. Петров стал организатором и идейным вдохновителем зимней научной школы МГУ по нелинейным задачам теории гидродинамической устойчивости (НеЗаТеГиУс), которая продолжает работать и сейчас.
В годы Великой Отечественной войны Георгий Иванович работал в области совершенствования аэродинамических и боевых характеристик самолетов. Результаты его работы нашли практическое применение в боевых истребителях Як-3 и Ла-5. В 1944 г. он перешел в НИИ-1, научным руководителем которого был М.В. Келдыш. В 1944–1966 гг. Г.И. Петров возглавлял отдел (затем лабораторию), в котором исследовались проблемы эффективного торможения сверхзвукового потока во входных диффузорах воздушно-реактивных двигателей. За цикл исследований по этой тематике ему в 1949 году была присуждена Сталинская (Государственная) премия 1-й степени.
Как исследователь Г.И. Петров придавал очень большое значение эксперименту, прекрасно разбирался в его технике. Считал, что теории, даже самые красивые, рано или поздно умирают, а эксперимент остается. Он говорил: «Эксперимент всегда умнее экспериментатора. Берегите пленки, фотографии, первичные результаты опытов. Через 10 лет вы найдете в них новые результаты, на которые сначала не обратили внимания».
В 1953 г. Г.И. Петров был избран членом-корреспондентом, а в 1958 г., по представлению Л.И. Седова и С.П. Королева,– действительным членом АН СССР. В 1961 г. за особые заслуги в развитии ракетной техники, создании и успешном запуске первого в мире космического корабля «Восток» с человеком на борту ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1961 г. он получил премию им. Н.Е. Жуковского за исследования по профилированию сверхзвуковых сопел.
Когда в 1965 г. был создан Институт космических исследований АН СССР (в организации которого Георгий Иванович принимал самое деятельное участие), Г.И. Петров по рекомендации президента АН СССР М.В. Келдыша стал первым его директором. Должность директора такого института в те годы была номенклатурной и назначение на нее беспартийного академика Петрова – факт беспрецедентный. При его активном участии были разработаны и реализованы программы по изучению Луны, Венеры и Марса. К слову, еще до полетов автоматических станций к Марсу Петров поспорил с известным ученым Альфвеном, что жизни на Марсе нет, и выиграл этот спор.
В должности директора Института Г.И. Петров проработал до 1973 г. Когда выполнение административных обязанностей стало наносить существенный ущерб его научной деятельности, он, несмотря на уговоры, в том числе и М.В. Келдыша, принял твердое решение оставить пост директора Института.
Георгий Иванович был профессором МГУ с 1952 г., а с 1955 г. и до последних дней своей жизни возглавлял кафедру аэромеханики и газовой динамики МГУ. Педагогом он был замечательным, много внимания уделял студентам и аспирантам, руководил несколькими научными семинарами. Имел свой оригинальный способ введения в науку. Студенту 3 (!) курса, приступавшему к выполнению первой в жизни научной (курсовой) работы, мог поставить задачу: «Методом характеристик рассчитать угловое сопло при числе Маха два». Студент, в это время не представлявший ни что такое угловое сопло, ни что такое характеристики, ни что такое число Маха, оказывался в положении учащегося плаванию, брошенного на середину реки на первом же занятии. Так вырабатывалась самостоятельность в научных исследованиях.
Отличительной чертой Георгия Ивановича была неизменная поддержка своих учеников в любых научных начинаниях, он придерживался принципа «лучше перехвалить, чем недохвалить». В основанной им научной школе многие впоследствии сами стали известными учеными, создали свои научные школы. Среди его учеников – академики В.С. Авдуевский и Н.А. Анфимов.
В заключение лекции прозвучали слова-обращение Г.И. Петрова к молодежи: «Ни одна жизнь не идет гладко, и каждому приходится пережить радость и горе, успехи и неуспехи, приобретения и потери. Мне пришлось испытать больше, чем вам, просто большей продолжительности эксперимент. Но я не могу пожаловаться на жизнь. То, что я успел прожить, я прожил неплохо, может быть, даже счастливо. Но понятие счастья трудно точно определить. Поэтому беру на себя смелость не только пожелать вам счастья, но и дать советы. Пожалуй, даже один совет. Живите без скуки. Могу похвастать: бывало трудно и тяжело, но мне никогда не было скучно. Самый мудрый из афоризмов Козьмы Пруткова – «если хочешь быть счастливым, будь им». Для этого надо не терять, а развивать любопытство и фантазию. Без достаточного развития этих качеств не может быть настоящего ученого. А вы – студенты мехмата – на это звание претендуете.<…> Не теряйте способность удивляться. Человек, ничему не удивляющийся, это тупой человек, и по-человечески он не может быть счастлив. Кроме того, надо уметь работать и развивать в себе привычку работать. Ни при каких обстоятельствах не поступайтесь элементарной порядочностью и особенно научной порядочностью, чем бы это вам не грозило в данный момент. И тогда вы не потеряете счастья, которого я вам очень желаю!»
Уже более 17 лет минуло со дня кончины Г.И. Петрова, а созданная им научная школа активно развивается, и в немалой мере ученики его учеников – будущая научная опора Института механики.

А.Н. Богданов

Сохранить уникальные уголки природы…

В период с 1958 по 1968 гг. на биолого-почвенном факультете была организована дружина «Охрана природы». Первым руководителем дружины был студент Дмитрий Кавтарадзе, а затем ее бессменным куратором стал тогдашний заведующий кафедрой высших растений биологического факультета Вадим Николаевич Тихомиров, член-корреспондент АН СССР.
Группы дружины «Охрана природы» побывали во многих заповедных местах, проблемы которых затем обсуждались на конференциях. И везде с ребятами был В.Н. Тихомиров. Он очень любил студентов, вместе с ними наблюдал за жизнью растительного и животного мира.
Большой коллектив дружины организовывал различные конференции: в общесоюзном масштабе поднимались проблемы Байкала, Кедра, жизни Рузского водохранилища, проблемы существования заповедника «Аскания-Нова», поворота течения рек и др.
Вечером после работы пели под гитару песни на слова А. Вознесенского, Н. Матвеевой, Гарсии Лорки (в переводе М. Цветаевой). Звучали здесь и романсы А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Сегодня Дружина охраны природы им. В.Н. Тихомирова (ДОП биофака МГУ) – общественная студенческая природоохранная организация. Сейчас в нее входят студенты не только разных факультетов МГУ (биологического, филологического, исторического, химического, социологического), но и других вузов Москвы (Российский университет дружбы народов, МПГУ, Московский городской психолого-педагогический университет, Сельскохозяйственная академия). Члены Дружины стремятся сохранить уникальные уголки природы. В основном, они работают в Москве и Московской области, а, кроме того, принимают активное участие в общественном природоохранном движении России и всего мира.
Основные направления работы Дружины на сегодняшний день:
– помощь в охране заказника «Журавлиная родина» в период его массового посещения;
– операция «Первоцвет», направленная на сохранение редких раннецветущих растений;
– борьба с пожарами на природных территориях;
– обследование особо охраняемых природных территорий Москвы и Московской области (сектор «Заказники»);
– полевые исследования – оценка антропогенного воздействия;
– привлечение внимания общественности к проблемам охраны природы (проведение акций, сотрудничество со СМИ).
Дружина гордится не только результатами работы, но и своими выпускниками. Сейчас многие из них – сотрудники государственных и общественных природоохранных организаций: Министерства природных ресурсов, Центра охраны дикой природы, Greenpeace России, Союза охраны птиц России и других. Некоторые из них были созданы силами выпускников Дружины (Социально-экологический Союз, Союз охраны птиц России и др.) По отзывам выпускников, именно в Дружине они приобрели множество профессиональных навыков и получили ценный опыт работы в команде.

К.С. Солдаткин,
член Дружины

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресс-служба

Вести МГУ

Новости ректората

Мир науки

Поздравляем

Юбилей факультета

Дела профсоюзные

Твоя жизнь, студент

Питомцы университета

Взгляд на мир

Новости Москвы

Конкурс «Студент-корреспондент»

На главную страницу