№ 11 (4116)
март 2005

«Мы занимаемся обновлением экономического университетского образования»

Продолжаем знакомить вас с факультетами университета и их деканами. На этот раз вашему вниманию предлагается интервью с деканом экономического факультета – профессором, доктором экономических наук Василием Петровичем Колесовым.

Декан экономического факультета МГУ
В.П. Колесов

– Василий Петрович, вы являетесь деканом экономического факультета с 1987 года. Как вы можете оценить деятельность факультета за этот период? Какие существовали проблемы? Каких результатов удалось добиться на сегодняшний день?
– В начале прошлого десятилетия стало совершенно очевидно, что готовить экономистов по прежней схеме, по прежним учебным планам и технологиям невозможно. Профессия экономиста кардинально изменилась. И нужно было реагировать. Нужно было модернизировать систему университетского экономического образования, имея в виду обновление содержания, структуры и технологии образования, ну и, конечно, решать вопросы ресурсной поддержки всех учебных программ.
Что касается содержания, то за эти годы факультет ввел в учебный план более тридцати новых дисциплин, которые вообще раньше у нас не изучались, хотя в университетах во всем мире они преподавались десятилетиями. Это микро- и макроэкономика, экономика отраслевых рынков, проектный анализ, институциональная и международная экономика и много других. А такие старые дисциплины, как бухгалтерский учет или статистика, теперь преподаются по-новому, с обновленным содержанием. Особую роль в этом сыграл инновационный проект, в ходе реализации которого стало возможным послать почти полторы сотни преподавателей, в среднем по два раза каждого, на стажировку за границу. Когда преподаватели подучились, они уже сами стали готовить и читать курсы и, более того, – благодаря ресурсной поддержке инновационного займа – писать учебники. Ежегодно издаются каталоги учебных программ по экономике, на сегодня самые лучшие в стране.
Решая вопрос обновления структуры образования, факультет еще в 1991 году перешел на двухступенчатую систему «бакалавр – магистр». Работая по этой системе, мы накопили интересный опыт, который может быть полезен при переходе на такую систему страны в целом в связи с подписанием Болонской декларации.
Для обновления технологии обучения, опять же в связи с болонским процессом, предусмотрен переход на кредитные часы, на так называемые переводные зачетные единицы. И это не просто пересчет академических часов в зачетные единицы, это изменение пропорций между аудиторными занятиями и самостоятельной работой. Предполагается, что студент должен периодически встречаться с тьютором или с преподавателем. Это принципиальное новшество. К сожалению, оно с трудом дается, но потихоньку преподаватели осваивают и этот аспект. На данный момент это осложняется и тем, что преподаватель фактически не имеет своего рабочего места. Но с открытием нового корпуса у каждого профессора – или, по крайней мере, на двух профессоров – будет кабинет, оборудованный для доступа в Интернет. Это сразу сделает возможной работу на индивидуальной основе и придаст факультету совершенно другой облик.
– Расскажите, пожалуйста, о международных связях факультета.
– Характерной чертой деятельности факультета в последние годы стало его активное международное сотрудничество. Мы начали сотрудничать с Экономическим университетом и Венским университетом предпринимательства (Австрия); университетами Германии (г. Кайзерслаутерн, им. К. Эберхарда г. Тюбииген, им. Фридриха Шиллера г. Йена, им. Гете г. Франкфурта-на-Майне и университетом им. Филиппа г. Марбург); с университетом Париж – I Пантеон – Сорбонна, университетом Париж – IX Дофин и Высшей Коммерческой школой г. Бреста (Франция); а также с Ассоциацией университетов штата Нью-Йорк (SUNY). Факультет участвует в международных Европейских программах, в частности, совершенствование учебного процесса осуществляется при поддержке Комиссии Европейского сообщества в тесной кооперации с такими ведущими европейскими университетами, как Лондонская Школа Экономики (Великобритания), Сорбонна (Франция), Тилбург (Нидерланды) и другими.
Но, к сожалению, по сравнению с 90-ми годами ХХ века сейчас имеется некоторый спад в обмене студентами. Возможностей по-прежнему много, но не хватает ресурсов. И на сегодняшний день студент отправляется на стажировку при условии, что сможет сам оплатить свое проживание.
– А как факультет встречает юбилей родной Alma Mater?
– В рамках Инновационного проекта под эгидой Министерства образования РФ преподаватели нашего факультета подготовили 70 учебников и учебных пособий. Это качественная продукция, которая отражает наши десятилетние усилия по обновлению содержания университетского экономического образования. Мы вышли, наконец, на тот уровень, когда можем дать качественные учебники и для бакалавров, и для магистров. Это наш скромный подарок родному университету.
– Василий Петрович, ведь вы тоже являетесь выпускником экономического факультета. Каким был ваш путь в университет?
– После окончания семилетки по совету отца я поступил в Финансово-экономический техникум. После техникума пошел работать и одновременно учился в институте на заочном отделении. Через два с половиной года меня призвали в армию. И когда я ехал с Дальнего Востока из школы младших авиационных специалистов в Белоруссию через Москву, увидел университет. Вот, думаю, куда мне нужно. Возвращаться после армии в Красноярск на работу ревизором я уже не хотел, так как давно понял, что мне нужно глубокое экономическое образование. Таким образом, я пришел на экономический факультет, уже получив профессию, поработав, отслужив, то есть уже с осознанным выбором. Затем я закончил аспирантуру, стал младшим научным сотрудником, потом старшим преподавателем. В 1970 году стал заместителем декана по работе с иностранцами. И вот уже больше 35 лет работаю в администрации факультета, прервавшись на семь лет только ради работы в ЮНЕСКО в секретариате по сектору образования. После возвращения из ЮНЕСКО меня выбрали на должность декана.
– По вашему мнению, изменились ли студенты за это время?
– Да, нет, я думаю, не очень. Как и в мои времена, есть студенты и посерьезней, есть полегкомысленней. Конечно, сейчас они приходят более подготовленными, чем в 1960-е годы, когда я поступал. Тогда было повальное увлечение естественными науками. Но конкурс на экономический факультет был всегда большим.
– Василий Петрович, что бы вы пожелали нашим читателям?
– Профессиональная жизнь определяет параметры жизни вообще. Поэтому нужно стараться, экономистам в частности, делать все, чтобы профессиональный уровень был высоким. Профессиональная карьера является стержнем жизни человека, и чем выше она поставлена, тем лучше и интереснее жизнь в целом.

Юлия Кузнецова

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресc-служба

Вести МГУ

Актуальное интервью

Поступаем в МГУ

Будни и праздники МГУ

Наши таланты

Крупным планом

Новости Москвы

Новости науки

Объявления

Спорт в МГУ

Твоя жизнь, студент

На главную страницу