№ 11 (4116)
март 2005

Лекция профессора А.Н. Крайко в мемориальном кабинете Л.И. Седова

Сейчас, в год празднования 250-летия Московского университета, ясно видно: к своим юбилеям университет приходил, обретая новые качества.
Свое 200-летие университет встречал в новом грандиозном комплексе на Ленинских горах. Одной из его частей было здание вновь созданного университетского Института механики. С открытием Института появилась возможность дополнить теоретические исследования результатами экспериментальной работы. На предприятиях страны было заказано специальное, во многом уникальное, оборудование. Строительство и ввод в эксплуатацию всего Институтского комплекса, затянувшиеся до 1960 г., во многом объясняются трудностями производства этого оборудования и его монтажа. С открытием Института в распоряжении ученых появились гидродинамический канал и гидродинамическая труба больших скоростей, аэродинамические трубы, баллистические трассы, взрывные камеры, стенды динамических и прочностных испытаний, стенды исследования систем автоматического регулирования и т.д. Основной задачей стало изучение принципиальных, фундаментальных вопросов механики. Институт стал первым в стране научным учреждением, способным вести свою работу на передовом уровне, решая задачи развивающейся реактивной техники, авиации, машиностроения, тепло- и гидроэнергетики, других отраслей новой техники.
Научные направления Института возглавляли крупнейшие отечественные механики академики: Л.И. Седов, Г.И. Петров, Ю.Н. Работнов, академик АН Украинской ССР А.Ю. Ишлинский (первый директор Института), член-корреспондент АН СССР А.А. Ильюшин, академик АН Узбекской ССР Х.А. Рахматуллин. Через год после открытия, в 1960 г., Институт возглавил молодой доктор наук Г.Г. Черный. Несмотря на молодость, к началу 60-х годов он был уже авторитетным ученым, прошедшим хорошую научную школу. Признанием его научных заслуг явилось избрание в 1962 г. членом- корреспондентом АН СССР. В дальнейшем Г.Г. Черный бессменно руководил Институтом до 1992 г.

А.Б. Ватажин

22 января 2005 г. Г.Г. Черному исполнилось 82 года. Накануне этого дня, 21 января, в мемориальном кабинете Л.И. Седова в Институте механики МГУ состоялась лекция, посвященная научной деятельности Г.Г. Черного и его вкладу в аэро- и газодинамику. В этот день к молодым ученым Института пришли ученики Г.Г. Черного, сотрудники Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) им. П.И. Баранова, профессора А.Б. Ватажин и А.Н. Крайко. С обширным докладом выступил А.Н. Крайко, личными впечатлениями о совместной работе с Г.Г. Черным поделился А.Б. Ватажин.

А.Н. Крайко

Г.Г. Черный – ученик Л.И. Седова, его специальность – аэро- и газодинамика. С 1949 г. он начал работать в НИИ-1, филиале ЦИАМ, а в 1952 г. возглавил созданную газодинамическую лабораторию ЦИАМ, которой руководил до 1970 г. Основным заказчиком исследовательской работы в то время были авиационная промышленность и только создававшееся отечественное ракетостроение. Приходилось решать совершенно конкретные задачи практической аэродинамики, со всеми ее особенностями: неодномерность и неравномерность течений, пограничные слои, ударные волны и т.д. Среди направлений работы – расчеты поля течения около элементов летательных аппаратов, профилирование сопел реактивных двигателей, оптимизация работы лопаточных машин. Сроки выполнения задач были предельно четкими. Показателен такой пример: работа «Обтекание тел при большой сверхзвуковой скорости» начата 1 сентября и закончена выпуском технической справки 1 ноября того же, 1955 г. Исследования по аэродинамике, проводившиеся в 50-е годы прошлого века, в докомпьютерную эпоху, когда основным вычислительным инструментом была логарифмическая линейка, поражают своей трудоемкостью, но, в первую очередь, впечатляют изысканностью, остроумием, красотой используемых математических методов решения поставленных задач. В 1955 г. Г.Г. Черный предложил метод тонкого ударного слоя, позволивший решить многие задачи сверхзвуковых и гиперзвуковых течений, полученные им теоретические результаты получили экспериментальное подтверждение.

Л.И. Седов и Г.Г. Черный во время командировки в США.
12 апреля 1961 г. Космос наш!

Под руководством Г.Г Черного в 60-е – 70-е годы в ЦИАМ был создан ионный двигатель, успешно работавший на околоземной орбите. В дальнейшем им была исследована возможность управления аэродинамическими характеристиками летательных аппаратов подводом энергии в окружающую аппарат среду. В последнее время внимание Г.Г. Черного привлекли проблемы обнаруженного нового вида кумуляции энергии и импульса метаемых взрывом пластин и оболочек.
Г.Г. Черному часто приходилось выступать в трудной роли научного арбитра. Показателен следующий случай. К началу 60-х годов ХХ в. специалистов-аэродинамиков взволновал парадокс: в рамках ньютоновской теории сопротивления тела невозможно построить тело минимального сопротивления без протока. Специально проведенные изыскания по первоисточникам показали, что «парадокс» мнимый и это было известно и самому Ньютону. Тем не менее, некоторым современным исследователям рассуждения, что «парадокса» нет, показались весьма далекими от истины. В этом случае, когда авторитета Ньютона оказалось недостаточно, решающим оказалось слово Г.Г. Черного. Яркая грань Г.Г. Черного – его педагогический талант. Он профессор МГУ с 1958 г., читаемые им лекции отличает умение в немногих словах показать важность и принципиальность выбранного материала, ясность представления слушателям научных знаний. Много лет Г.Г. Черный руководит научным семинаром по газовой динамике Института механики МГУ, ставшим продолжением знаменитых общемосковских семинаров по механике, проводимых в МГУ Л.И. Седовым.
Многих исследователей привело в газодинамику обаяние личности Г.Г. Черного, им создана научная школа, из одной только газодинамической лаборатории ЦИАМ вышло 5 академиков и 2 члена-корреспондента Российской академии наук. Многие его ученики уже сами создали свои школы, работают в различных областях науки. Их научные интересы включают широкий круг направлений – от новых разделов механики до проблем движения транспорта и моделирования военных действий.
Свой день рождения Г.Г. Черный встретил полным творческих сил, в активной научной и научно-организационной работе, он доступен к общению, много внимания уделяет молодым ученым Института механики, активно способствуя их научному росту.

А.Н. Богданов,
использованы фотографии
А.Ф. Зубкова и К.С. Егорова

Орехи и атеросклероз

Согласно результатам рандомизированного исследования, опубликованного в журнале Circulation, применение грецких орехов в качестве источника ненасыщенных жирных кислот, характерное для средиземноморской диеты, улучшает функцию эндотелия сосудов. Автор статьи Emilio Ros подчеркивает, что это первый пример того, как пища (а не ее составные части) оказывает оздоравливающее действие на сосуды. Грецкие орехи в отличие от других видов орехов богаты альфа-линоленовой кислотой и омега -3-жирными кислотами, которые обладают антисклеротическим (антиатерогенным) эффектом. Другие полезные компоненты грецких орехов – L-аргинин, фолиевая кислота, клетчатка, гамма токоферол и иные антиоксиданты, предотвращающие развитие атеросклероза. Диета, обогащенная грецкими орехами, не только обеспечивает расширение сосудов, но и улучшает состояние эндотелия (внутренней стенки сосудов), снижает общее количество холестерина и «плохих» липопротеидов. Ученые считают, что грецкие орехи могут быть верными союзниками врачей в борьбе с первыми симптомами атеросклероза. По данным отечественных ученых, нормализация жирового обмена и обмена веществ может наступить и под действием отечественной пищевой биодобавки Рекицен-РД, которая успешно прошла апробацию. Следует отметить, что Рекицен-РД проявил себя как весьма эффективный энтеросорбент, который снижает всасывание жиров в желудочно-кишечном тракте.

Кандидат в темное вещество

Так называемое «темное» вещество Вселенной было обнаружено учеными Гарвард-Смитсонского астрофизического центра.
Ранее многочисленные измерения астрофизиков показывали, что масса видимого вещества Вселенной явно недостаточна для того, чтобы создать достаточную гравитацию для удержания звезд от разлетания в разные стороны. Реальные силы гравитации таковы, что вещества должно быть на 95% больше, чем ученым удалось обнаружить до этих пор.
Существует несколько гипотез на предмет того, где нужно искать вещество-невидимку («темное» вещество). Одно время полагали, что им могут оказаться нейтрино. Однако результаты последних экспериментов доказывают: масса нейтрино слишком мала, чтобы списать на них все «пропавшее» вещество. Возможно, это некие новые частицы, например самая легкая – нейтралино. Также есть гипотеза, что недостающее вещество скрывается в нагретых до 1 миллиона °C и разряженных газовых облаках.
Фабрицио Никастро (Fabrizio Nicastro) с коллегами из Гарвард-Смитсонского астрофизического центра (Harvard-Smithsonian Centre for Astrophysics) в городе Кэмбридж, штат Массачусетс, США, анализировали рентгеновские лучи, которые излучает удаленный квазар Маркариан 421. Ученые пришли к выводу, что те проходят сквозь облака сильно нагретого газа. Лучи частично поглощаются, что позволяет предположить наличие на их пути скоплений ионизированного кислорода и водорода. Никастро считает, что найденные газовые облака и являются «темным» веществом. «Сложно сказать, есть ли эти облака во всей Вселенной. К сожалению, большинство квазаров не так ярки, чтобы дать аналогичные по качеству данные», – сказал Майкл Шалл (Michael Shull) из Университета Колорадо.

Первая полоса

К 250-летию МГУ

Пресc-служба

Вести МГУ

Актуальное интервью

Поступаем в МГУ

Будни и праздники МГУ

Наши таланты

Крупным планом

Новости Москвы

Новости науки

Объявления

Спорт в МГУ

Твоя жизнь, студент

На главную страницу