№ 13 (4118)
апрель 2005

Спутник составил точную карту Европы

Серия из 160 изображений, полученных со спутника Envisat со спектрометром высокого разрешения MERIS на борту, легла в основу детальной карты Европы, покрывающей 1,6 миллиона квадратных километров, пишет Lenta.ru.

На карте изображена территория 27 стран, среди которых – 15 постоянных участников Европейского космического агентства (ESA), инициатора проекта: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Голландия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, две страны-кандидата – Греция и Люксембург, а также десять новых членов Европейского Союза – Литва, Словения, Эстония, Кипр, Мальта, Польша, Словакия, Венгрия, Чехия, Латвия.

Съемки начались в мае 2003 года, а по их завершении изображения со спутника были переданы инсбрукской компании Geoville для обработки, включающей удаление помех и восстановление истинного цвета земной поверхности.

Представители ESA не считают пока проект завершенным. По мнению Кристиана Хоффмана (Kristian Hoffman), регулярная съемка из космоса поможет отслеживать изменения, происходящие в географии нашей планеты.

 

Девятимесячные дети способны заучивать слова

Исследование британского ученого из Университета Ридинга (University of Reading) показало, что дети до года уже вполне способны выучить несколько слов, не относящихся к их повседневной жизни, сообщает News-Medical.Net. Хотя ранее врачи и ученые полагали, что ребенок начинает запоминать незнакомые слова только ближе к двум годам.

В ходе эксперимента доктор Грэхэм Шэфер (Graham Schafer) предложил родителям 52 девятимесячных детей регулярно показывать малышам картинки, называя изображенные на них предметы. Каждый «урок» продолжался по 10 минут, всего было по 4 занятия в неделю.

Через три месяца уже стали видны результаты. Детям, теперь уже годовалым, показывали пары предметов с тех же картинок и просили посмотреть на один из них. «Тренированные» дети всегда смотрели на тот предмет, который называл ведущий, тогда как малыши из контрольной группы не могли выполнить задание.

Интересно, что проверочный тест с детьми проводили не родители, то есть наблюдаемые успехи не были связаны со знакомыми голосами или обстановкой, к которой привыкли маленькие испытуемые. «Вывод напрашивается сам собой, – говорит доктор Шэфер, – с детьми надо начинать разговаривать как можно раньше и делать это как можно чаще, так как их способности к обучению выше, чем мы могли бы предположить».

 

Отвергнутая любовь может «разбить» сердце по-настоящему

Британский психолог Фрэнк Тэллис (Frank Tallis) призывает научно-медицинский мир серьезнее отнестись к так называемому «любовному недугу», сообщает BBC News. По мнению ученого, это состояние может принести не только психологические, но и физические страдания, и потому должно получить статус официального диагноза.

По словам доктора Тэллиса, невостребованная любовь может настолько вывести человека из состояния равновесия, что он, не выдержав страданий, станет задумываться о самоубийстве. Между тем на сегодняшний день «любовному недугу» посвящено не так уж много научных исследований.

Идею доктора Тэллиса поддержал член Британского общества психологов (British Psychological Society) профессор клинической психологии из Глазго Алекс Гарднер (Alex Gardner). По его мнению, отчаяние и чувство безысходности могут довести до физического истощения, человек может действительно «умереть от разбитого сердца».

Как отмечает доктор Тэллис, диагноз «любовного недуга» рассматривался врачами вполне серьезно вплоть до XVIII века. В современных терминах его можно отнести к проявлениям маниакально-депрессивного психоза – когда приподнятое настроение и повышенная самооценка при определенных условиях сменяются бессонницей, депрессией и плаксивостью.

Кроме того, пишет Тэллис в журнале «Психолог» (The Psychologist), в «любовном недуге» просматриваются и элементы навязчивости, что проявляется полной погруженностью в переживания по поводу объекта любви, а также, к примеру, не в меру частой проверкой почты и телефона – не пришло ли письмо или sms-сообщение от возлюбленного.

 

У слепых зрительные зоны мозга превращаются в слуховые

Канадские ученые из Университета Монреаля (University of Montreal) показали, что у слепых людей зрительные зоны головного мозга участвуют в определении источника звука, пишет Nature. Результаты исследования, опубликованного в журнале «Public Library of Science Biology» впервые обнаруживают связь у слепых между повышенным слухом и увеличением активности коры зрительного мозга.

В исследовании приняли участие 19 испытуемых, из которых 12 были слепыми от рождения или потеряли зрение в раннем детстве. Их посадили перед рядом из 16 колонок, воспроизводивших звуки длительностью в доли секунды. Исследователи включали одну случайно выбранную колонку, а испытуемым предлагалось определить, откуда именно идет звук.

Пятеро испытуемых сумели определить источник звука с точностью до 15 градусов, даже когда одно ухо у них было заткнуто. Выполнить такое задание оказалось не под силу ни одному из зрячих! С помощью позитронной томографии ученые выявили, что у 5 испытуемых, справившихся с заданием, его выполнение сопровождалось повышенной активностью зрительной зоны головного мозга. У остальных слепых и зрячих участников эксперимента такой активности обнаружено не было.

По словам одного из авторов исследования, нейрофизиолога Франко Лепора (Franco Lepore), этот эсперимент как нельзя лучше иллюстрирует пластичность головного мозга. По мнению ученого, мозг слепых от рождения или ослепших в раннем детстве людей претерпевает некоторую реорганизацию, позволяющую им использовать звуки в качестве ориентиров в окружающей среде и приспособиться к жизни без зрения.

Первая полоса

Вести МГУ

Поздравляем

Конкурсы, гранты, стипендии

Наши таланты

Образование

Юбилей факультета

Университет много лет назад

Конкурс «Студент-корреспондент»

Конференции

Новости науки

Юбиляр

Неравнодушный взгляд

Взгляд на мир

Спорт

Новости Москвы

ФЛЮС

На главную страницу