№ 28 (4133)
август 2005

Повестка дня

Заседание Совета РСР

Ректор В.А. Садовничий, министр образования и науки А.А. Фурсенко и другие члены Совета РСР
Четырнадцатого июля в Зале заседаний Ученого совета МГУ состоялось очередное заседание Совета Российского союза ректоров. На повестке дня были три основных вопроса:
– об основных принципах государственного регулирования системы организационно-правовых форм высшего и послевузовского профессионального образования;
– о совершенствовании порядка приема в высшие учебные заведения;
– о бюджетном финансировании вузов в 2006 году.

Всесторонне обсудив первый вопрос, Совет Российского Союза ректоров констатирует, что государственная политика в области институциональной модернизации системы образования должна основываться на фундаментальных принципах качества и доступности образования, преемственности в его развитии на пути интеграции с научной и инновационно-производственной деятельностью, автономии высших учебных заведений и соблюдения академических свобод.

По оценке РСР, в ряде законопроектов, подготовленном Правительством Российской Федерации в этой области, отсутствуют финансово-экономические механизмы, обеспечивающие полноценное функционирование и стабильное финансирование новых организационно-правовых форм образовательных учреждений, а также механизмы, предоставляющие российским гражданам реальную возможность получения на безвозмездной основе высшего и послевузовского профессионального образования.

По итогам состоявшегося обсуждения данного вопроса Российский Союз ректоров, в частности, постановил просить Правительство Российской Федерации:
– воздержаться от внесения в Государственную Думу законопроектов, направленных на создание новых организационно-правовых форм образовательных учреждений, учреждений науки, культуры и ряда других отраслей социальной сферы;
– рассмотреть предложения Российского Союза ректоров по нормативно-правовому регулированию апробированных и развивающихся организационнно-правовых форм образовательных учреждений, включая институциональные формы интеграции образования и науки, в рамках работы межведомственной Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

Всесторонне обсудив вопрос о совершенствовании порядка приема в высшие учебные заведения, Совет Российского Союза ректоров констатирует, что государственная политика в указанной области образования должна гарантировать соблюдение равных прав граждан на получение высшего профессионального образования и обеспечивать прием в высшие учебные заведения наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ соответствующего уровня граждан.

По мнению РСР, необходимо создавать реальные условия для обеспечения системной интеграции среднего общего и высшего профессионального образования путем формирования единых объективных и научно-обоснованных критериев оценки качественного уровня знаний для целей аттестации выпускников средних школ и конкурсного отбора студентов в высшие учебные заведения.

Критерии оценки обязательно должны учитывать особенности различных высших учебных заведений, то есть быть дифференцированными, а условия приема абитуриентов в высшие учебные заведения должны быть многовариантны, сбалансированы и юридически равноправны.

Помимо использования традиционных форм вступительных испытаний условия приема должны основываться на результатах специализированных всероссийских, региональных, а также международных олимпиад, профильных конкурсов, других формах отбора наиболее способных школьников старших классов.

Учитывая специфические особенности единого государственного экзамена (ЕГЭ), заложенные в его концепции, целесообразно рассматривать ЕГЭ исключительно как независимую систему оценки знаний, получаемых по итогам обучения в средней общеобразовательной школе. При этом высшим учебным заведениям должно быть предоставлено право самостоятельно принимать решение по отбору абитуриентов, исходя из данного критерия оценки знаний.

По итогам обсуждения данного вопроса Российский Союз ректоров, в частности, постановил:
1. Отложить внесение в Государственную Думу проекта Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части введения единого государственного экзамена.
2. Для подготовки предложений по совершенствованию системы контроля за качеством образования, системы отбора и порядка приема абитуриентов в высшие учебные заведения с учетом результатов эксперимента по проведению ЕГЭ сформировать совместную рабочую группу Российского Союза ректоров и Министерства образования и науки Российской Федерации.

В ходе части заседания, посвященной третьему вопросу, заслушав и обсудив доклад руководителя Федерального агентства по образованию Г.А. Балыхина по вопросу бюджетного финансирования высших учебных заведений в 2006 году, постановили совместной рабочей группе Российского Союза ректоров и Министерства образования и науки Российской Федерации по оптимизации бюджетного процесса в сфере образования и науки подготовить предложения по повышению эффективности бюджетного финансирования высшего и послевузовского профессионального образования, вузовской науки, интеграции образовательной и научной деятельности до начала процедуры рассмотрения проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» в Государственной Думе.

По итогам заседания материал подготовила Елена Ерова, наш корр.

Первая полоса

Вести МГУ

Поздравляем

Повестка дня

Пресс-служба

Родом из МГУ

Твоя жизнь, студент

Дела профсоюзные

Неравнодушный взгляд

Поэты МГУ

Хочу все знать

Студентка

Новости Москвы

Флюс

На главную страницу