№ 33 (4138)
октябрь 2005

Я живу и учусь в МГУ!

 

Бывает, выедешь поздним вечером на роликах, осматриваешь университетские владения и думаешь: «Господи! Какое счастье!»
А дух так и захватывает, то ли от скорости, то ли от мысли, что всего этого в твоей жизни могло бы не быть…
Имя Ломоносова ассоциировалось бы с «Одой на день восшествия…» (вернее, с тем ее отрывком, что заставили вызубрить в школе), а здание МГУ было бы лишь памятником архитектуры, а не родной и загадочной для большинства аббревиатурой – ГЗ.
Представить себе только: любимые фонтаны – всего лишь экскурсионная площадка, Фундаментальная библиотека – сюжет новостей, здания на Моховой – окантовка Красной площади, а вся твоя жизнь – нереальный МГУ.
Все с чего-то начинается
Сколько нас – столько и историй о том, что побудило когда-то «пойти с обозом» в Москву, в университет.
«Вся деревня говорила: "Брось!", а я поступил из принципа», «В ясные дни из окна моего дома в Подмосковье виден сияющий на солнце шпиль здания на Воробьевых горах, он и определил мой выбор», «Наукой нужно заниматься в университете. Единственном. Том, что именуется Московским государственным, имени Ломоносова!»
В моем случае все обстояло куда как скромно. Свою роль сыграла… табуретка. Когда папа заканчивал МГУ, была списана партия мебели, среди которой значились кресло «Аспирантское» и дубовый табурет. Последний, с шикарной нашлепкой «М.Г.У.», и был принесен в дом. В детских играх она была лошадью, магазинным прилавком, автомобилем, баррикадой. На ней учились уроки под вздохи мамы: «Да тебе и делать ничего не надо, все знания из табуретки впитываются». Наконец, на ней было принято твердое и безоговорочное решение: «Только МГУ!»
Журфак
Так в моей жизни появилась Любовь. Его звали Журфак!
Черный глобус над калиткой, Ломоносов, которому, сама того не замечая, каждый раз говорю: «Здрасьте», тяжелая дверь, знаменитая массивная лестница, балюстрада. Ясен Николаевич Засурский идет по коридору, отвечает на приветствия студентов, целует ручки дамам, на ходу решает какие-то бесконечные вопросы.
Дворик, где стоят столетние стулья и пепельницы из консервных банок 70-х годов.
Университетский Храм, который в советское время был театром, а сейчас своими огромными золотыми буквами говорит: «Свет Христов просвещает всех».
Однажды, на Татьянин день (День святой мученицы Татианы), мне выпало стоять долгую службу за спиной ректора. Я тогда ни о чем думать не могла, только удивлялась: «Господи! Как обычный человек, из крови и плоти, у которого свои проблемы, болезни, заботы, справляется с такой махиной, как университет? Ладно, сотни зданий, программ, текущих дел. Это же сколько людей, причем в большинстве своем молодых, горячих и неординарных… Потом поняла: если все твои заботы, работы, увлечения, проблемы, семья, дети именуются просто, но емко – МГУ – захочешь – не захочешь – справишься! По-другому просто нельзя. Недаром академик Владимир Скулачев говорит о Викторе Антоновиче: «Этот человек самим Богом предпослан университету!»
Я живу на Воробьевых!
В ГЗ я вошла не как студентка (журфак учится на Моховой, а живет в ДАСе), а как молодая жена аспиранта философского факультета.
Муж вручил мне ключ от 8-метровой комнаты, в которой я готова была поцеловать (но сдержалась) каждую паркетину, и две видеозаписи. Первая – «МГУ. Хроника 1949–1953» – гласила: «В нарядно отделанных зданиях общежитий гостеприимно раскроются двери комнат, предназначенных для студентов и аспирантов… Где железобетонная плита весом в полторы тонны служит готовым потолком для студенческой комнаты размером в восемь квадратных метров». И вторая – «В. Садовничий. Формула успеха». Одну из фраз этого документального фильма я запомнила наизусть с первого раза: «Мы с женой лет восемь жили так: она на нелегальном положении, лазала под забор, потому что здесь была строгая охрана, и ее, конечно, не пускали в общежитие».

Прошло три года. Университет отпраздновал 250-летие. Это событие очень широко освещалось. Были шик и помпезность. Множество праздничных мероприятий.
Но, хочешь того или нет, смотришь на все и с другой стороны, по-женски бытовой. На месте рынка, где вроде только недавно покупали красный тазик, возведено неописуемо красивое здание Фундаментальной библиотеки. Эти лавочки при тебе ставили, и асфальт клали, и стены красили. И плитку второй раз перекладывают. Новый стадион и новое полотенце, новый дорожный знак и лежачий полицейский.
Пересадили елки, на заборе нарисовали сердечки, и ты сам, не удержавшись, вбил-таки запретный гвоздь в уголок университетской стены…
И все нипочем, когда знаешь, что вот то окошко (Что? Все одинаковые! Нет! Оно особенное!) временно, но твое, что здесь – по переходу – твоя работа, любимая редакция, в кармане твой студенческий билет, а на улице золотая осень.
Встреченная тобой в самом прекрасном месте на Земле – на Воробьевых горах!

Полина Долина, наш корр.
Фотографии Ивана Москвина,
автора и кадр из документального фильма «Хроника МГУ»

Первая полоса

Вести МГУ

Наши юбиляры

Поздравляем

Наши цифры

Наши таланты

Будни и праздники университета

К 60-летию Великой Победы

Студентка

Твоя жизнь, студент

Новости Москвы

Новости науки

Опрос недели

Размышления, максимы, афоризмы

Флюс

На главную страницу