№ 37 (4142)
ноябрь 2005

УМО России в МГУ

Совместное заседание Ассоциации классических университетов России и президиума Совета УМО вузов России по классическому университетскому образованию состоялось на седьмом этаже Интеллектуального центра в зале Ученого совета 21 октября 2005 г. Среди основных вопросов, стоявших на повестке дня, были содержание современного классического университетского образования, а также презентации новых вузов для включения их в Ассоциацию.

Ректор МГУ академик В.А. Садовничий
Открыл совместное заседание ректор Московского государственного университета академик В.А. Садовничий. Он начал свою речь с выражения обеспокоенности, определив настоящее время как время угроз классическому университетскому образованию. Неслучайная постановка вопроса обоснована тем, что в эту сферу сегодня вторглись силы, люди и тенденции, которые не в полной мере отражают и понимают задачи классического университетского образования. В своей речи Виктор Антонович еще раз изложил свою точку зрения на этот вопрос. В подготовку любого университетского специалиста входит целый ряд фундаментальных дисциплин. Так, например, в основе всех естественных программ лежит большой цикл математики, физики, химии, биологии и наук о Земле. Подобная ситуация сложилась и в гуманитарном образовании. Фундаментальные циклы никогда не сокращаются, т. к. они являются центральным аспектом образовательного процесса. Второй частью университетского образования являются спецкурсы. В любом университете, который обладает большими научными школами, ведется огромное число специальных семинаров. Порой их бывает даже больше, чем основных фундаментальных циклов.
Теперь же появились новые веяния и тенденции, такие, как заказы работодателей на то, что и как учить. Это, с точки зрения Виктора Антоновича, является стратегической ошибкой. Интересны позиция и предложения работодателей в том, кто им нужен, а образованием специалистов должны заниматься вузы как профессионалы. С другой стороны, в последнее время делается попытка приобщить классическое университетское образование к современным процессам и стандартам. Конечно, удобно, чтобы диплом признавался везде. Но посмотрите, что за этим стоит! Ни одно уважающее себя университетское образовательное учреждение не будет приравнивать свой диплом к диплому специалиста, подготовленного по неизвестной программе малоизвестного вуза. Необходимо не усреднять образование, а готовить высококвалифицированных специалистов, которые соответствуют и фундаментальности образования, и новейшим тенденциям.

Президиум Совета УМО
В современных преобразованиях сейчас существует однообразный подход ко всем новшествам. Т. е. если вводится что-то новое, то везде и сразу. А необходимо проведение эксперимента, планомерность развития любого процесса. В попытке управления такой сложной многопараметрической системой, как образование, нельзя оперировать всего лишь одним параметром. В качестве примера Виктор Антонович привел переход на двухуровневую систему «бакалавр+магистр». Вторая ступень в последнее время зачастую становится платной. Таким образом, большинство современной молодежи вынуждено будет ограничиться только лишь одной ступенью, общая планка образования снизится до четырехлетнего бакалавриата.
Сейчас ведутся разработки стандартов и программ. Резюмируя свой доклад, В.А. Садовничий призвал всех участников заседания принять активное участие в их создании, т. к. классические университеты смогут это сделать лучше, чем кто-либо.
Следующим взял слово вице-президент РАН академик В.В. Козлов. С его точки зрения, реформы образования и программы модернизации науки будут удачны, только если они идут снизу, а не диктуются сверху. Подход Академии наук в этом вопросе заключается в решении сосредоточиться на важных для науки и образования проблемах, таких, как подготовка молодых специалистов, повышение заработной платы научных сотрудников. Сумма, названная министром образования и науки, по подсчетам Академии наук, несмотря на все усилия, никак не получится к 2008 году. Кроме того, ведется работа по укрупнению некоторых научных институтов, которые объединяются с более крупными. Валерий Васильевич рассказал о ближайших планах Академии наук по сокращению научных ставок на 20% для того, чтобы, во-первых, уменьшить нагрузку на бюджет, во-вторых, активировать работу в инновационной сфере и по хоздоговорам.
В части законодательной базы по науке и образованию РАН хочет получить возможность быть учредителем или соучредителем вузов. Здесь речь идет о совместной работе по образованию магистров, аспирантов, докторантов.

Участники заседания
В.В. Козлов также остановился на весьма насущном вопросе качества школьных учебников. На Академию наук была возложена обязанность проверить научное содержание учебников, что и было сделано совместно с некоторыми университетами. Статистика говорит сама за себя. Из 100 учебников, которые они просмотрели, только 30% не имеют серьезных нареканий. Однако есть и такие, которые вызывают вопросы о том, как они вообще получили гриф «учебник». В связи с этим в рамках Ассоциации классических университетов России необходимо также внимательно рассмотреть эту проблему применительно к высшей школе.
Еще одно яркое выступление на совместном заседании Ассоциации классических университетов России и президиума Совета УМО вузов России по классическому университетскому образованию прозвучало от заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Е.Н. Геворкян. Она рассказала о грядущих изменениях в этой службе, а также о контроле качества образования. В ходе последней внеочередной проверки в Ставропольском крае, Самарской и Тюменской областей было выявлено, что в 50% филиалов существуют серьезные нарушения лицензионных нормативов и государственных стандартов. В таких заведениях чаще всего преподается юриспруденция, управление и менеджмент. Среди наиболее частых проблем – перебор числа студентов, нехватка штатных преподавателей, несоблюдение процентного соотношения сотрудников с учеными степенями.
На прошедшем заседании также прозвучали выступления представителей университетов и членов Совета. Ассоциация классических университетов расширила собственную географию, приняв в свои ряды семнадцать новых членов.

Ольга Конотоп, наш корр.

Первая полоса

Редакторская колонка

Пресc-служба

Вести МГУ

Поздравляем

Конференции

Твоя жизнь, студент

Дела профсоюзные

Память

Мир науки

Студентка

Опрос недели

Неравнодушный взгляд

Новости Москвы

Новости науки

Спорт

ФЛЮС

На главную страницу