№ 7 (4156)
февраль 2006

Наши выпускники

Выпускники МГУ: продолжение традиций

Лицо любого учебного заведения — это его выпускники. И МГУ не является исключением. В сегодняшнем интервью мы хотим рассказать об одном из них. Человеке, который блестяще окончил университет, защитил кандидатскую диссертацию, сейчас работает над докторской, но, главное — несет то доброе, что дал ему университет, детям российской провинции.

Это протоиерей Димитрий Лескин (Дмитрий Юрьевич Лескин), философский факультет.


— Отец Димитрий, скажите, почему когда-то вы выбрали именно Московский университет, кто готовил вас к поступлению, и легко ли оно прошло?

— Мысль поступить в МГУ у меня зародилась, конечно, еще в школьные годы. Притом не в последнем, 11 классе, а значительно раньше. Я, например, уже в 10 классе ездил в университет, чтобы вдохновиться, узнать о требованиях к поступающим, но самое главное — посмотреть на факультет, на котором я хотел бы учиться. Это был философский факультет Московского государственного университета. И, конечно же, мысль поступить в МГУ, привитая еще семьей. Родителями, которые хотели бы, чтобы я получил полноценное высшее образование.

Что касается подготовки, то это было и общение с моими прекрасными педагогами и наставниками, и занятия с репетиторами.

— А годы учебы?

— Когда я поступил в МГУ, то оказался в совершенно особенной стихии — стихии интеллектуального творчества и — не побоюсь этого слова — духовной культуры. Московский университет — это огромный дом, где каждый ищущий знаний и приобщения к нашей и мировой культуре, может найти это для себя. Возможности Московского университета — безграничны.

Ко всему прочему меня сразу поразил исконный ненарочитый демократизм нашего вуза. Например, со второго курса учебная часть позволила мне посещать занятия не только на философском, но и на филологическом, историческом факультете, на отделении искусствоведения, то есть в какой-то степени я сам формировал для себя учебный план занятий. Естественно, основные интересы лежали в области древнерусской культуры и литературы, медиевистики и, конечно же, русской религиозной философии. Все зачеты и даже экзамены, которые я сдавал на смежных факультетах — филологическом и историческом — вносились в мою зачетную книжку, и потом я их нашел во вкладыше к диплому.

Поэтому еще раз хочется особо отметить демократизм Московского университета. Это совершенно особые взаимоотношения между преподавателями и студентами. Я, честно сказать, не видел этого в такой форме практически ни в одном другом вузе: к нам, студентам младших курсов (особенно когда мы уже выбрали область специализации), стали относиться как к младшим, но коллегам. То заинтересованное внимательное отношение к студенту, которое демонстрировали наши профессора, педагоги, за плечами которых впечатляющий опыт, огромный педагогический багаж, сотни научных разработок, для меня оно было поразительным. И, конечно же, совершенно особое ощущение создавалось, когда ты читал потом книги профессора, который преподавал тебе курс.

— Расскажите о вашей научной деятельности, ведь это главное, что ценится в стенах университета.

— У меня приоритеты были ясны с самого начала. Меня интересовала русская философия, русская религиозная философия по преимуществу, поэтому я без сомнения выбрал для специализации кафедру истории русской философии, и темы моих курсовых работ, моего диплома, а потом и кандидатской диссертации связаны с философией имени, с философией символа и знака, с традициями теории познания и герменевтическими восприятиями в рамках русской религиозной философии начала XX века. Должен сказать, что те преподаватели, которые читали нам эти курсы, во всей полноте могли помочь и сориентировать в том сложном, еще мало изученном комплексе идей, которые представляет русская философия эпохи так называемого религиозного ренессанса конца XIX–середины XX вв.

И публикации, и участие в научных форумах, конференциях, съездах, которые мне в студенческие годы и в годы аспирантуры позволял посетить Московский университет — все это было в рамках моих научных интересов, ведь тема моей кандидатской диссертации — «Философия имени в России в контексте имяславских споров 1910-х годов».

— Являясь студентом университета, вы стали директором Православной гимназии в г. Тольятти. Пожалуйста, расскажите о гимназии поподробнее.

— Так случилось, что еще будучи студентом старших курсов МГУ, по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия я возглавил Православную классическую гимназию в г. Тольятти, директором которой являюсь до настоящего времени. В этом году гимназия отметила свое десятилетие. Задача состояла в том, чтобы возродить традиции классического отечественного образования, яркими примерами которого является не только Смольный институт благородных девиц или Царскосельский лицей, но и пансион при Московском университете, в котором свое обучение проходил, например, М.Ю. Лермонтов и другие выдающиеся деятели русской культуры, литературы, мысли. Основная идея состоит именно в сочетании двух слов, которые являются первыми в названии нашего учебного заведения — «православная» и «классическая» гимназия. То есть это преданность традициям религиозным, нашего народа, нашей вселенской православной веры, которая является лучшим и не только объединяющим и воспитующим, но в целом духовным стержнем нашей нации. Без православия трудно представить себе историю и культурное содержание русской жизни, это с одной стороны. А с другой стороны — это классический, испытанный временем состав дисциплин, естественно, в традициях классической гимназии, с приоритетом языков и гуманитарных наук.

— Пытаетесь ли вы в Православной гимназии укоренять вековые традиции Московского университета? Мечтают ли ваши выпускники об учебе в МГУ?

— Несомненно, образ Московского университета является одним из самых главных образов в стенах гимназии. Мы всегда ставили перед собою такую задачу. Вообще лучшие традиции образования несут на себе такие высшие учебные заведения, как Московский университет, и, конечно же, для нас большая радость и честь, если наши выпускники продолжают свое обучение в Московском университете. Такие цели наши учащиеся перед собой ставят. Гимназия только-только перешагнула свой первый выпуск, и поэтому у нас все еще впереди.

Что касается традиций, связывающих университет и гимназию, здесь необходимо упомянуть и о встречах, и о конференциях, которые мы проводим с преподавателями, профессорами университета. Например, к 10-летию гимназии мы проводили Всероссийскую научно-практическую конференцию «Образовательное служение РПЦ», в которой приняли участие преподаватели МГУ: заведующий кафедрой истории русской философии профессор Михаил Александрович Маслин, заместитель декана философского факультета, доцент кафедры русской философии Алексей Павлович Козырев. Из Российского государственного гуманитарного университета присутствовал Сергей Михайлович Половинкин, крупнейший исследователь творчества отца Павла Флоренского.

Мы также посещаем Москву с группами наших учащихся. Обязательно стараемся побывать в Московском университете, чтобы наши гимназисты хотя бы некоторое время могли подышать воздухом этого славного учебного заведения. И символическим актом единения Московского университета и гимназии стало открытие в нашем храме Всех русских святых придела Святой мученицы Татианы. На иконе св. Татианы с частичкой ее мощей изображены в клеймах Московский университет и наша гимназия.

— Юбилейный год МГУ вы провели вне Москвы. Расскажите о настроениях россиян, чувствовали ли они атмосферу праздника?

— Знаете, я юбилейный год провел и в Москве, и не в Москве. Потому что в этом году мне очень часто приходилось посещать нашу столицу и бывать в университете. Я очень благодарен родному философскому факультету, который пригласил меня на Съезд выпускников МГУ, которым и открылись, собственно, торжества по случаю юбилея Московского университета. Удивительно было видеть там выпускников с 1938 года и по настоящее время. Действительно, большой незабываемый праздник.

Что касается ощущения Московского университета в провинции, то оно довольно сложное. Дело в том, что, к сожалению, в современной России отношение к высшему образованию и к традициям отечественной школы не то чтобы примитивизировалось, но очень рационализировалось. К вузу относятся как к месту преспективного обучения с возможностью дальнейшего карьерного роста… Ко всему прочему провинция испытывает определенную робость, отправляя своих сыновей и дочерей в такие славные вузы, как Московский университет, предпочитая ограничиться местными учебными заведениями. Я считаю, что эту традицию надо потихоньку переламывать. Демократизм Московского университета, его нацеленность на то, чтобы быть всероссийским учебным заведением и научным центром, позволяет многим замечательным провинциалам поступать в МГУ. Поэтому я думаю, что пропагандировать традиции Московского университета еще предстоит, в провинции они, к сожалению, мало известны. И хотя пресса и средства массовой информации старались как-то освещать жизнь университета в юбилейном году, но это представляется не достаточным для такого судьбоносного выбора русской молодежи, как выбор высшего учебного заведения.

— Большое спасибо!

Интервью подготовила Полина Долина, наш корр.

Первая полоса

Редакторская колонка

Вести МГУ

Пресс-служба

Мир науки

Поздравляем

Крупным планом

Страницы истории

Наши выпускники

Опрос недели

Университетская кухня

Конкурс „Студент-корреспондент”

Проба пера

Студентка

Новости науки

Дела профсоюзные

Новости Москвы

Спорт

Флюс

На главную страницу