№ 22 (4171)
июнь 2006

Пресс-служба

VIII съезд Российского союза ректоров:
цели, планы, перспективы

В МГУ 8 июня начал свою работу VIII съезд Российского союза ректоров (РСР). Принять в нем участие приехали ректоры большинства российских вузов, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации. На церемонии открытия съезда присутствовал Президент РФ В.В. Путин — с его выступления началось пленарное заседание.

Президент отметил важность вопросов, которые предстояло обсудить этому собранию. С его точки зрения, падение авторитета вузовского образования, наблюдавшееся еще недавно, в 1990-е годы, вызывает сожаление. Так как сейчас увеличилось количество студентов, отмечается снижение качества образовательных услуг: получение диплома не должно быть просто формальностью, необходимо, чтобы он являлся подтверждением реальных знаний и профессионализма. Владимир Владимирович затронул и вопросы финансирования высшей школы: федеральные расходы на образование ежегодно растут, причем «растут в приоритетном порядке по сравнению с другими социальными и иными сферами». Однако, прозвучало и такое замечание: при выделении больших средств необходимо наладить их эффективное использование. От вузов ждут в ответ адекватной кадровой и инновационной отдачи.

Президент заострил внимание на необходимости приведения в соответствие специальностей и содержания их учебных программ, а общим принципом развития этой отрасли, по его мнению, должно оставаться повышение самостоятельности учебных заведений, которая даст простор педагогическим и управленческим инициативам.

Затем прозвучал доклад президента РСР В.А. Садовничего. Виктор Антонович выступил с несколькими законодательными инициативами — например, принять закон об олимпиадах, творческих конкурсах и т. п., который обеспечил бы работу системы отбора талантливой молодежи со всех уголков России. Особое внимание было уделено проблеме качества вузовского образования. Так, по данным Министерства образования и науки, в 2005 году было проверенно 400 вузов и только 160 из них не вызвали нареканий.

От лица РСР Виктор Антонович обратился к Государственной Думе с предложением подготовить и принять кодекс об образовании, касающийся, в частности, порядка налогообложения, а также высказал мнение ректорского сообщества относительно закона об автономных учреждениях. В.А. Садовничий напомнил, что образование должно служить воспитанию нового поколения, в чьих руках будущее России.

Далее прозвучали выступления ректора Нижегородского государственного университета Р.Г. Стронгина об усилении сотрудничества между структурами власти и образованием, бизнесом и высшей школой. Лауреат Государственной премии Н.В. Полосьмак коснулась проблем молодых исследователей, желающих остаться в науке в России. Председатель Московского союза ректоров И.Б. Федоров поднял вопросы технического и экспериментального оснащения вузов. Ректор СПбГУ Л.А. Вербитская затронула тему Болонского процесса и мифов, окружающих его.

Результатом работы заседания стало подписание соглашения о стратегическом партнерстве РСР с самыми крупными объединениями работодателей: РСПП, ТПП, «Деловой Россией», «Опорой России».

Ольга Конотоп, наш корр.

 

В ходе работы съезда в Актовом зале МГУ были заслушаны выступления ректоров различных высших учебных заведений. Высказывались и обсуждались мнения сразу по нескольким вопросам. Самой главной стала тема автономии образовательных учреждений. По мнению многих, действие федерального закона «Об автономных учреждениях» в вузах может привести к ряду проблем, затрагивающих интересы не только преподавательского состава университетов, но и студентов, абитуриентов и их родителей. Ограничение возможности получения гражданами РФ высшего профессионального образования на безвозмездной основе, изъятие части имущества, принадлежащего образовательным учреждениям, сокращение объемов фундаментальных научных исследований в вузах — все это может стать последствиями распространения закона «Об автономных учреждениях» на сферу образования. Другим вопросом, на котором акцентировалось внимание участников съезда, стало финансирование вузов. Ректорское сообщество убеждено в том, что образование нуждается в серьезной государственной поддержке и полномасштабном бюджетном финансировании. Переход к политике финансирования в форме субсидий, грантов, государственных внебюджетных фондов может рассматриваться как снятие гарантий государственного финансирования образования. «Гранты — вещь хорошая, но только когда они дополняют финансирование, а не заменяют его», — эта мысль звучала во многих выступлениях. Кроме того, обсуждалась проблема нехватки педагогических кадров. Она возникает по нескольким причинам: низкая заработная плата, отсутствие жилья у молодых преподавателей и т. д. Как считают члены ректорского сообщества, необходимо изменить государственную политику в отношении этого вопроса. Было сказано, что для улучшения качества образования и подготовки квалифицированных специалистов вузам следует войти в тесный контакт с потенциальными работодателями. Но участие работодателей в работе вузов не подразумевает отказ от преподавания в университетах научных дисциплин, не представляющих особого интереса для конкретной фирмы. Вузы будут совершенствоваться и обогащать студентов новыми знаниями, которых потребует от них жизнь.

Завершились выступления докладом председателя Ревизионной комиссии РСР, ректора Всероссийского заочного финансово-экономического института А.Н. Романова «О проверке уставной и финансово-хозяйственной деятельности Российского союза ректоров».

Женни Лубенец, наш корр.

 

Круглый стол студенческих и молодежных организаций

«При объединении небольших частичек получается гора»: встреча представителей семимиллионной армии российского студенчества состоялась 9 июня в рамках VIII съезда РСР. На круглом столе студенческих и молодежных организаций России и стран СНГ обсуждались вопросы о роли молодежной политики вузов, своим основным направлением имеющей раскрытие творческого потенциала, поддержание инициатив студентов и развитие студенческого самоуправления, в решении проблем образования и воспитания. Результаты работы круглого стола были доведены до сведения руководства; некоторые из предложений, возможно, будут внесены в Устав РСР.

Особый интерес вызвали такие актуальные вопросы, как утечка умов за границу, внутренняя утечка умов (наука перестает рассматриваться молодежью как перспективная область деятельности), проблема адаптации выпускников на рынке труда. Сопредседатель по внешним связям Студсоюза МГУ А.А. Алистратов обозначил основные пути решения проблемы популяризации науки: уровень оплаты труда молодых специалистов должен быть существенно повышен, необходимо выделить стипендии на поддержку активных студентов; создать программы, направленные на решение жилищных проблем молодых ученых, необходимо развитие международного молодежного обмена, упрощение внедрения новых изобретений. Проблему адаптации выпускников на рынке труда рассмотрел представитель Ассоциации учебных заведений бизнес-образования им. Петра Великого С.М. Бондаренко, который затронул широко обсуждаемые проблемы: неравномерное соотношение спроса и предложения на рынке труда; завышенные требования работодателей.

Трехчасовая работа круглого стола, по сути, свелась не к предложению и рассмотрению наболевших проблем молодежи, а к красивому разговору на темы «университеты — центры молодежной политики страны», «устройство и деятельность студенческих организаций в различных вузах». Так, по свидетельству председателя Молодежного совета МГУ И.В. Ильина, сейчас каждый уважающий себя вуз стремится иметь студенческую организацию. Руководитель Красноярской молодежной общественной организации С.А. Сагалаков без толики сомнений утверждал, что сила общественной организации состоит в привлечении огромных бесплатных человеческих ресурсов; в том, что «люди собираются и работают, чтобы было хорошо другим, а не только им». С.А. Сагалаков предложил создание ресурсных центров (информационный, финансовый ресурс), центров поддержки по схеме, развитой сейчас в Западной Европе.

Вероятно, отсутствие единого, целостного студенческого движения, конкретных целей и задач не позволило перейти от слов к делу.

Разработка проекта стратегий государственной молодежной политики вновь отложена. Возможно, в следующем году мы узнаем, как государство собирается проводить молодежную политику. Тогда же, видимо, прояснятся и конкретные цели и задачи студенческих организаций России.

Надежда Пупышева, наш корр.

 

О классических университетах, юридических и экономических вузах

В рамках VIII съезда Российского союза ректоров 9 июня состоялось заседание секции классических университетов, юридических и экономических вузов. В этот день в конференц-зале Фундаментальной библиотеки МГУ собралось более 100 человек. Заведовал секцией ректор МГУ академик РАН В.А. Садовничий, который предложил рассмотреть проблемы университетов с двух различных позиций: внутренней и внешней. К первой категории относятся те проблемы, решение которых находится в рамках компетентности самого вуза. Внешняя позиция рассматривается как совместная деятельность вузов и законодательных властей. В своем выступлении В.А. Садовничий рассказал о перспективах развития классического образовании в условиях новых подходов к стандартизации и классификации в образовании. Вновь был поставлен вопрос о вмешательстве университетов в принятие законопроекта «Об автономных учреждениях».

Повестка дня включала вопросы организации контроля и качества образования, согласования общеуниверситетских стандартов и подготовки обращения, касающегося автономии университетов. На совещании прозвучали выступления ректоров государственных университетов Санкт-Петербурга, Твери, Челябинска, Новгорода и Нижнего Новгорода. Ректор Нижегородского университета Р.Г. Стронгин поделился с коллегами опытом интеграции деятельности университета и организаций науки и экономики. О вопросах обновления университетского экономического образования говорил декан экономического факультета МГУ В.П. Колесов. Ректор Тверского университета А.Н. Кудинов затронул тему обеспечения качества обучения на основе современных технологий. Говоря о состоянии юридического образования в России, декан юридического факультета МГУ А.К. Голиченков отметил, что юридическое право в отличие от естественных наук принадлежит к числу национальных дисциплин, имея в виду, что право в России отличается от права других стран. Ректор Челябинского университета А.Ю. Шатин рассказал о студенческой организации, успешно действующей в ЧелГУ, и положительном опыте внедрения балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов.

В.А. Садовничий заметил, что только выдающиеся достижения и выдающиеся ученые могут стать мощным двигателем классического университета. В качестве яркого примера он привел факультет наук о материалах Московского университета, декан которого Ю.Д. Третьяков представил присутствующим нестандартную систему обучения на их факультете, способствующую плодотворной научной деятельности студентов.

Среди новых тем, которые были подняты на совещании, следует отметить вопрос инвестирования внебюджетных средств университета в строительство или приобретение оборудования и связанные с этим проблемы налогообложения.

На заседании секции присутствовал министр образования России А.А. Фурсенко. Он выслушал выступления участников и прокомментировал ряд заявлений.

По итогам работы секции было подписано четыре соглашения и принято решение провести в сентябре съезд Ассоциации классических университетов.

Василина Тагирова, наш корр.

 

Закрытие VIII съезда РСР

Заключительное заседание съезда проходило в пятницу после обеда. Несмотря на то, что все участники уже слегка подустали от насыщенной программы, отдохнуть им не пришлось. Именно в этот день, но несколькими часами позже, Государственная Дума должна была рассмотреть пресловутый закон «Об автономных учреждениях». В связи с этим съезду РСР пришлось немного изменить повестку дня, и первым вопросом последнего заседания стало именно обсуждение этого закона. Съезд единогласно проголосовал за принятие Обращения VIII съезда Российского союза ректоров к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания России, в котором было высказано общее мнение, что упомянутый законодательный проект содержит весьма рискованные положения в отношении высшей школы и российского образования, а также ставит под сомнение конституционное право граждан на получение бесплатного образования. Участники съезда предложили отложить рассмотрение проекта и провести его дополнительную доработку совместно с РСР. (Надо сказать, что Госдума к Обращению не прислушалась и приняла законопроект в первом чтении.)

Затем собравшиеся вернулись к изначальной программе — обсуждению итогов работы круглых столов и секций, заседания которых состоялись в первой половине дня. Помимо этого были внесены некоторые изменения и дополнения в Устав Российского союза ректоров, а также прошли выборы его президиума. В конце заседания слово взял министр образования и науки России А.А. Фурсенко. Он выразил удовлетворение работой съезда и признал государственное значение обсуждаемых вопросов. Фурсенко подчеркнул важность жесткого подхода к структуре образовательных стандартов, которых сейчас существует около 700; а также заявил, что вузам нужно давать больше свободы, нежели они имеют сейчас.

По итогам съезда было принято два постановления. Первое обращено к студентам России, в нем говорится: «Возрождение единой и сильной России — дело самих граждан России. Особая роль принадлежит молодежи, ее флагману — студенчеству».

Во втором постановлении («О высшем образовании России») были определены три принципа, в соответствии с которыми должно развиваться современное высшее образование в нашей стране, — это доступность, качество и конкурентоспособность. «На современном этапе развития России особую актуальность приобретает консолидация усилий государства, научно-педагогического сообщества, отечественного предпринимательства на пути формирования доступной, качественной и конкурентоспособной образовательной системы», — сказано в постановлении.

Екатерина Волкова, наш корр.

 

«Здоровье нации — основа процветания России»

С 29 мая по 3 июня в Москве проходил II Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России», организованный Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации». Основная цель форума — объединить силы общества для решения задач по физическому и духовно-нравственному оздоровлению нации.

Форум проводился при поддержке Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Общественной палаты РФ, профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Правительства Москвы, крупнейших общероссийских общественных объединений. Председателем оргкомитета форума является президент «Лиги здоровья нации», директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева, главный кардиохирург Министерства здравоохранения РФ, председатель комиссии Общественной палаты по формированию здорового образа жизни академик РАМН Л.А. Бокерия. Акция включает в себя издательский проект и Интернет-проект «Социальные проекты и инициативы субъектов Российской Федерации». В ходе форума состоялись презентации масштабных исследований, проведенных под эгидой «Лиги здоровья нации», таких как атлас «Здоровье России» (изд. 2), альманах «Духовное и физическое здоровье нации» и энциклопедия «Социально значимые болезни».

Открытие форума состоялось 29 мая в Кремлевском дворце. С приветствием к организаторам и участникам обратился Президент России В.В. Путин. Он отметил, что «сегодня вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание, они по праву включены в число приоритетных национальных проектов». Открывая заседание, Л. Бокерия привел некоторые показательные данные. Например, в настоящее время общая продолжительность жизни в России составляет 65,9 лет, а это на 14 лет ниже среднеевропейской. Ежегодно Россия теряет 700 тыс. человек. Цифры говорят сами за себя. При этом исследования целого ряда стран показали, что 55% здоровья населения зависит от пропаганды здорового образа жизни.

Задачи, сформулированные на пленарном заседании, обсуждались на 10 отраслевых научно-практических конгрессах, проходивших в дни форума на территории ВВЦ и в Фундаментальной библиотеке — Интеллектуальном центре МГУ (секция «Здоровье нации и образование») с участием 6 тысяч специалистов со всей России.

Также в рамках деятельности форума с 30 мая по 2 июня функционировала выставка на ВВЦ, где были представлены комплексы социальной сферы Москвы и регионов, ведущие клиники, компании, работающие в сфере здравоохранения, медицины и производства спортивного оборудования, природоохранительные структуры.

На выставке традиционно были представлены ведущие вузы. Все желающие могли ознакомиться с исследовательской работой научных центров России. Партнером выставки по организации раздела «образование» выступил Союз ректоров России. В рамках форума МГУ предоставил стендовую экспозицию, посвященную Московскому университету и факультету психологии. В частности, на стенде был отображен краткий экскурс по истории МГУ. Всем желающим данная экспозиция дала возможность познакомиться с издательскими проектами МГУ, с серией «Классический университетский учебник». На выставке работали сотрудники кафедры психофизиологии, предлагавшие продиагностировать психологическое состояние посетителей при помощи целого набора современных методик и оборудования (детектор лжи, прибор мгновенной обратной биологической связи и т. д.).

По итогам мероприятия состоялось награждение победителей. В номинациях Оргкомитета форума Московский университет был номинирован на премию «Здоровье нации и образование».

Помимо этого, одним из мероприятий форума стала благотворительная акция-концерт «Прикоснись к сердцу ребенка», состоявшаяся 1 июня в Международном доме музыки. По словам Л. Бокерия, благодаря этой акции за истекший год сделано более 100 операций. 3 июня прошел спортивный праздник «Марафон здоровья “Займись собой”». Все концерты, организованные в рамках форума, носили благотворительный характер. Их главная цель — поддержка детей, больных врожденным пороком сердца. В непосредственной связи с акцией был проведен всероссийский конкурс детского рисунка «Моя красивая планета» и концерт-спектакль «Великая Россия. История в музыке».

Читайте об основных итогах форума и затронутых проблемах в следующих номерах газеты «Московский университет».

Материал подготовила Ольга Тришкина, наш корр.

 

Газета «Московский университет» вводится в научный оборот

А.О. Никонова на защите своей дипломной работы
Шестого июня в I ГУМе состоялась защита дипломных работ на кафедре источниковедения отечественной истории исторического факультета МГУ. Одна из них — работа студентки 5 курса дневного отделения А.О. Никоновой «История строительства комплекса зданий МГУ на Ленинских горах на страницах газет “Московский университет” и “Строитель Университета”» (научный руководитель — доктор исторических наук профессор А.Г. Голиков). Корреспондент газеты «Московский университет» присутствовала на защите.

Доступ к основным комплексам источников по истории строительства зданий МГУ на Ленинских горах, к сожалению, ограничен, но существует альтернатива: выпуски газет «Московский университет» и «Строитель Университета» содержат систематическую информацию по теме строительства. В них можно найти многоаспектное отражение основных этапов освоения новых территорий университета. Предмет изучения А.О. Никоновой — публикации в этих двух газетах о строительстве зданий за 1948–1953 гг. Цель дипломной работы — выявление и источниковедческая характеристика текстов. В работе были определены жанровые и сюжетные приоритеты изданий на каждом из этапов строительства.

По данным проведенного исследования, доля публикаций о строительстве неуклонно росла (от проекта строительства и его реализации) и достигла пика в 1952 году, но на протяжении года частота публикаций менялась. Печатались информационные и событийные заметки, отчеты о работах, а также досуговые материалы. В дипломной работе был осуществлен анализ по сюжетам, количественная характеристика публикаций и многое другое.

В заключении А.О. Никонова делает вывод, что многотиражные газеты «Московский университет» и «Строитель Университета» содержат значительный объем сведений о строительстве нового комплекса зданий МГУ в 1948–1953 гг. Материалы позволяют воссоздать целостную картину строительства на основных его этапах.

Полный объем исследуемого материала был обеспечен тем, что редакция газеты «Московский университет» предоставила студентке открытый доступ к интересующим подшивкам газеты. Тираж газеты «Строитель» был доступен только в объеме 20–30%.

Оппоненты дипломницы заключили, что выбранная тема очень конкретна и, безусловно, привлекательна для изучения. А научный руководитель А.О. Никоновой профессор А.Г. Голиков в своем выступлении отметил, что указание на ценность двух источников обосновано и полностью доказано и что данные источники должны вводиться в научный оборот.

Остается добавить, что дипломная работа получила оценку «отлично». Желаем А.О. Никоновой и А.Г. Голикову новой совместной научной работы и надеемся на наше сотрудничество.

Ольга Тришкина, наш корр.

Первая полоса

Новости одной строкой

Пресс-служба

Вести МГУ

Память

Мир науки

Крупным планом

Дела профсоюзные

Страницы истории

Поступаем в МГУ

Юридическая помощь

Университетская библиотека

К 300-летию Ботанического сада МГУ

На пользу науке

Спорт

Родом из МГУ

Университетская кухня

Студентка

Мир творчества

Новости Москвы

На главную страницу