№ 37 (4186) |
Киноискусство, телевидение и мы: обсуждение за круглым столом
19 декабря 2005 года в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова по проекту «Россия: интеллектуальные ресурсы развития» комитет открыл серию круглых столов. Их организация, по словам ректора МГУ академика В.А. Садовничего, связана с сохранением научного потенциала, с поддержкой стремления молодежи к знаниям и науке. 3 ноября 2006 года в рамках 9-го Евразийского телефорума комитет провел очередной круглый стол на тему «Роль экранного искусства в сфере влияния на умы и сознание людей». С.М. Миронов, сопредседатель комитета, в своем телеобращении говорил о необходимой гуманистической направленности кино, о возрождении научно-популярных фильмов. Это важно, особенно при учете того, что сейчас само понятие искусства изменилось — востребовано и популярно лишь то, что модно. Основные идеи, озвученные в ходе дискуссии, можно выразить следующим образом. Телевидение утратило образовательное значение. Оно должно не воспитывать, а информировать, создавать науку. Веселить телевидение тоже должно, но разумно, не зомбируя и не приубоживая народ, не выставляя его неразумным и ведомым. Именно народ — источник интеллектуальных ресурсов, которые подобным небережным отношением можно погубить. Необходимо развивать общественное телевидение. На данном этапе было бы достаточно создать еще один образовательный канал. Особо рассматривался вопрос формальной и реальной свободы слова на телевидении. Задача СМИ заключается в пропаганде и популяризации науки. Разработок в науке много, но о них не пишут — это существенное упущение. Россия должна как можно скорее вернуться к своей национальной традиционной схеме «Гимназист / студент / инженер», которую необходимо восстановить именно с целью внушения уважения к науке и образованию. В Америке, например, ученые-изобретатели пользуются большим уважением. Ученые богатыми никогда не были — со времен Ньютона. Необходимо, чтобы наука стала привлекательна, ценна и интересна сама по себе. В наши дни заработать на науке очень сложно — и это одна из причин ее непопулярности в нашем слишком прагматичном обществе. Остро стоит проблема знаний: Россия и СНГ живут старым потенциалом, однако молодежь тянется к знаниям и в наши дни. Доказательством тому служит, например, высокий конкурс при поступлении на физфак, мехмат и ВМиК (около 40% от общего числа абитуриентов). Ценность образования повышается, и не нужно бояться, что это повлечет за собой избыточность людей с высшим образованием. Таким образом, СМИ должны подогревать интерес к науке, всячески пропагандировать ее. Это задача вселенского уровня, ибо наука созидает вечное. Мария Сальникова, наш корр.
Поликультурное образовательное пространство
В конгрессе приняли участие ученые и деятели сферы образования, парламентарии, представители органов исполнительной власти, широкой общественности и интеллигенции из России, Украины, Белоруссии, Приднестровья, Польши, Германии, Болгарии, Чехии. В своем вступительном слове ректор МГУ академик В.А. Садовничий говорил о необходимости сохранения существующей системы образования, позволяющей людям учиться, в т. ч. друг у друга, и общаться. В разное время для защиты обучения создавались различные ассоциации, форумы, конгрессы, наиболее известными из которых являются Евразийская ассоциация университетов и Союз ректоров России. В качестве задач нынешнего конгресса Виктор Антонович назвал сохранение культурного пространства славянских народов и дружбы всех народов, сохранение русского языка. При этом он подчеркнул символичность проведения конгресса именно в Москве и именно в стенах первого университета России. В официальной части были зачитаны послание Президента и Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, приветственный адрес от Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками. Кроме того, состоялось вручение дипломов действительных членов Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского В.А. Садовничему, Н.И. Булаеву (председателю Комитета по образованию и науке в Госдуме РФ) и Е.В. Шевчуку (председателю Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики). От имени Президента и Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики ректору был вручен орден Трудовой Славы. Данную награду ректор отнес не к своим личным заслугам, а к системе образования в России. В ходе пленарного заседания обсуждались концептуальные идеи и стратегии модернизации современного образования, особенности, пути и механизмы развития единого поликультурного образовательного пространства с учетом новых политических, культурных и социально-экономических реалий. Президент МСОА В.П. Борисенков в докладе «Многокультурный мир и Международная славянская академия образования им. Я.А. Коменского» говорил о том, что славянские народы внесли выдающийся вклад в мировую цивилизацию, в развитие естественных и гуманитарных наук, культуры и искусства. Достойно уважения, что педагоги и организаторы образования братских славянских народов сегодня продолжают славные традиции и объединяют свои усилия на ниве просвещения. Существенный и творческий вклад в это труднейшее, но благородное дело вносит МСАО им. Я.А. Коменского: за 4 года работы академии удалось организовать негосударственную международную научно-образовательную систему в границах Приднестровья, Украины и России. Искусство и образование не должны быть включены в рыночные отношения. Речь идет о том, что мы стали забывать нашу культуру, ориентируемся на культуру Запада, от которой сам Запад уже отказался. Задача образования состоит не в том, чтобы улучшить, видоизменить, модернизировать, а в том, чтобы сберечь уже существующее. Без своих корней невозможно войти в мировое сообщество. Много было сказано о глобализации в культуре и науке. Наблюдается засилье английского языка, ведущее к деградации науки, ибо свободно им владеют далеко не все. Нужно, чтобы были представлены другие языки, хотя и в разумных пределах — в силу родственности многих из них. Академия использует принцип языка автора, т. е. работы публикуются на языке оригинала. Не обошли вниманием и кризис образования в России: у человека есть право получать широкое образование, но программа не позволяет этого, хотя модернизация образования и происходит. Необходимо устранять противоречия между гуманитарными науками и математическими. Дать нравственность могут лишь гуманитарные науки. С другой стороны, математика строит, дисциплинирует, даже воспитывает патриотизм. В докладе И.А. Зязюна «Эстетические основы педагогического действия» было сказано о том, что сегодня больше внимания уделяется рациональному познанию, а не чувствам, в том числе в педагогике. Между тем, педагог должен своими чувствами объединять вокруг себя своих учеников. Учитель — это театр одного актера, умеющий завладеть чувствами аудитории так, как Коменский, Сухомлинский, Корчак, Ушинский и др. Е.В. Бондаревская в своем докладе «Антикризисная направленность современного воспитания» рассказала о том, что миссия воспитания — помочь ребенку раскрыть свой духовный потенциал. Когда налицо дефицит человечности, взаимопонимания, некомпетентность преподавателей, проблемы социального характера у родителей, нужно создавать антикризисные программы. Если что-то подобное и проводится, то развлекательного, а не воспитательного характера, и дети остаются один на один со своими проблемами. Проблемы детства (сиротство, наркомания и т. д.) коренятся в проблемах социальной жизни в целом. Поколение надо спасать от компьютерных игр, рок-музыки, поп-арта, секс-индустрии, нацистских движений и религиозных сект. Мария Сальникова, наш корр. |
||||