№ 7 (4198)
февраль 2007

Пресс-служба

Гуманитарное образование: задачи средней и высшей школы

Выступление ректора
Пятнадцатого февраля в Актовом зале Главного здания МГУ состоялось открытие II Всероссийского совещания-конференции заведующих кафедрами общественных наук вузов Российской Федерации и учителей-гуманитариев школ — победителей национального проекта «Образование». (Предыдущее совещание, проходившее в ноябре 2003 г., предусматривало участие в нем только заведующих кафедрами, поскольку речь шла о роли кафедр гуманитарных наук.) На нынешней конференции обсуждались вопросы взаимодействия школ, вузов, научных и образовательных организаций в целом, укрепления программ воспитания молодежи, программы гуманитарного образования. Ввиду насущности представленных проблем предполагалось, что работу конференции возглавит министр образования и науки А.А. Фурсенко, но он по состоянию здоровья присутствовать не смог.

По традиции, первым выступал ректор МГУ академик В.А. Садовничий.

В его докладе речь шла о важности сохранения русского языка и русской культуры, которые утрачивают свое значение в современном мире.

Русский язык — средство общения, залог культурной общности — сейчас нуждается в защите. Проблема стала актуальной после распада СССР. Пока русский язык занимает четвертое место в мире — после английского, китайского и испанского. В качестве родного его используют 130 млн. россиян, 26 млн. жителей бывшего СССР и 7,5 млн. российских соотечественников за рубежом, 114 млн. человек знают русский как иностранный. Однако прогнозируется, что через 25 лет знать русский язык будет вдвое меньше людей, в России через 10 лет будут целые регионы, не говорящие по-русски, ведь уже сейчас наш язык нужен не всем.

Важно сохранять русский язык в его литературно-художественном виде, поскольку остро стоит вопрос загрязнения языка иностранными словами. Сохранение языка — гарантия безопасности России. Для решения этой задачи кое-что уже делается: например, указом Президента России 2007 год объявлен годом русского языка.

Далее говорилось о гуманитарном секторе. Он влияет на духовное развитие человека, поэтому является определяющим в системе науки. В то же время это наиболее рискованная и ответственная отрасль, поскольку гуманитарные науки сильно зависят от политики, власти. История, например, переписывается и формирует в сознании молодежи образ России не великой державы, а — по западному образцу — государства-неудачника. Мы слишком многое заимствуем у Запада и не всегда лучшее — будь то американизированное восприятие России, обучение экономике по кальке с западных учебников или система бакалавриата-магистратуры.

В идеале не власть должна влиять на гуманитарные науки, а науки — на власть. Это подразумевает подготовку в университетах управленцев высшего звена, возможность давать экспертные заключения на решения законодательной власти и т. п. Сейчас во главе ведомств даже на федеральном уровне часто стоят некомпетентные лица.

В МГУ в течение почти 100 лет образование было гуманитарным, лишь с середины XIX века были введены естественнонаучные и математические дисциплины. Но все повторяется: сейчас в составе МГУ 12 естественно-математических факультетов, 7 высших школ и целых 13 гуманитарных факультетов. (Или: гуманитарные факультеты — это 17 000 студентов, 12 000 аспирантов. Из 6 000 выпускников 3 500 — гуманитарии.)

В разговоре о высшем образовании ректором была затронута волнующая всех тема — ЕГЭ. Задания по-прежнему сложные: с ними не справляется каждый пятый, хотя в провинции показатели выше. Но нельзя уйти от проблемы, отменив экзамен по математике или поставив «тройки» вместо заслуженных «двоек». Надо исправлять, дорабатывать программы.

В продолжение темы высшего образования было сказано о разделении школ на общеобразовательные и профильные. Профильное образование не является залогом того, что школьники поступят в вузы и станут специалистами. Зато оно гарантированно закроет путь к высшему образованию способным ребятам из провинции, из сел, поставит крест на возможности появления новых Ломоносовых.

Президиум конференции
Ректор СПбГУ Л.А. Вербицкая развила тему поддержки русского языка. Она говорила об общей культуре речи, которая в наши дни находится не на высоте.

«Перестройка» ввела спонтанную речь вместо выверенных текстов даже в выступлениях на высшем уровне — это привело к тому, что общество стало подражать В.М. Черномырдину, М.С. Горбачеву и другим политикам. Использование жаргона, просторечных форм и ненормативной лексики считается нормальным (подтверждение тому — активное употребление бранных слов в названиях фильмов, выступлениях политиков). «Низкий» стиль, который пришел на место «среднего», обыденного, — опасное явление, ведь дети впитывают то, что слышат вокруг.

С перестроечных времен началась коммерциализация культуры — преобладание массовой культуры. Тем не менее, интерес к классике, элитарной культуре очевиден, просто кому-то выгодно, чтобы россияне деградировали, и на чьи-то деньги поставляются тонны литературного ширпотреба. Нам нужно возвращаться к тому культурному уровню, который у нас был, воспитывать детей так, как раньше. Это — задача учителя, и чтобы она была решена успешно, надо повышать его социальный статус.

О статусе учителя говорил и ректор ГУГН А.О. Чубарьян. Общество и государство должны принимать в этом участие на равных. (Желательно было бы вернуться к дореволюционной схеме, когда в деревне самыми уважаемыми людьми были учитель, врач и священник.) А.О. Чубарьян говорил о важности развития гуманитарных наук, особенно в негуманитарных вузах, а также о передовых технологиях и инновациях гуманитарного образования, непрерывности образования и интеграции науки и технологий.

Необходимо преодолевать разницу в качестве образовательных программ школ и вузов. Каждые 3 года нужны курсы повышения квалификации для профессоров вузов и учителей школ — учащиеся нуждаются в высококлассных специалистах.

В докладе Н.Д. Никандрова, президента Академии образования, речь шла о вопросах социализации: в деле влияния на молодежь она оказывается сильнее воспитания, «воспитывает» по-своему.

Основные «посылы» социализации — это, в данном случае, деньги, избыточное внимание к сексуальной жизни, насилие, дегероизация (антипатриотизм и «чужой» патриотизм), критика власти. Итог таких «посылов» — это распространение «волчьих» законов улицы, агрессивность, проституция, циничное восприятие жизни, отрицательное отношение к армии и Родине. Преодолевать подобные последствия будет сложно, но можно.

Для начала нужно признать существование проблемы. И сделать ставку на создание национальной патриотической идеи. Начинать можно с простейшего: герб, флаг, гимн — это идеологические «посылы», воспитывающие человека, объединяющие нацию. На законодательном уровне следует бороться с непристойностями в эфире, вводить повышенные штрафы, как в США, на которые Россия в свое время усиленно ориентировалась. А еще можно воспользоваться положительным опытом прошлых лет: пропагандировать и воспитывать преданность Богу, семье, стране и начальству.

В докладе А.В. Лукутина — учителя истории из средней школы — были освещены проблемы школьного образования. Миссия школы — давать детям знания, воспитывать их интеллектуальными и всесторонне развитыми, а не натаскивать на сдачу ЕГЭ. При этом должно быть налажено сотрудничество вузов и школ (примерное единство требований и т. д.). Достижения ученика и пробелы в его знаниях нельзя списывать на учителя, поэтому нужно свести к минимуму такую постановку вопросов, как «Чему вас в школе учили?!» и «Забудьте все, что вы проходили в школе, — здесь вас научат всему по-новому».

Линейная система знаний, о возвращении к которой все чаще говорят, должна быть введена с 5-го, а не с 8-го и, тем более, не с 10-го класса. Таково мнение учителей.

По завершении встречи представитель министерства заявил, что в выступлениях прозвучали конкретные идеи преодоления кризиса, а не только конструктивная критика и вечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?». Все предложения будут внимательно рассмотрены на высшем уровне — по итогам конференции в министерстве должна начаться работа по улучшению ситуации.

Мария Сальникова, наш корр.

 

Ректор МГУ встречается со студентами

В середине февраля ректор Московского университета В.А. Садовничий провел серию встреч со студентами ряда факультетов. Первая такая встреча прошла 13 числа на физическом факультете, на следующий день — на химфаке, следом шли географы, ВМиК, мехмат и др.

На встречах Виктор Антонович рассказывал об обстановке, сложившейся в МГУ в последнее время, связанной с многочисленными чрезвычайными происшествиями, о ближайших планах по развитию Московского университета. Много внимания он уделил рассказам о последних тенденциях и реформах высшего образования.

Основная часть каждой встречи была посвящена ответам ректора на вопросы студентов. В основном, они делились на три категории: общеуниверситетские бытовые вопросы, общие вопросы, связанные с образованием, а также вопросы, связанные с конкретным факультетом. Последних было не очень много, и подробно мы на них останавливаться не будем. Среди самых насущных бытовых вопросов следует выделить ремонт общежитий, компьютерную сеть, пропускной режим. Виктор Антонович объяснил, что эти задачи решаются, ремонт этажей идет, сеть уже проводят, и скоро начнется ее работа. В ближайшее время должно выйти постановление Правительства Москвы, в котором территория МГУ будет объявлена ограниченной для прохода и проезда посторонних, поэтому уменьшится число автомобилей, не имеющих никакого отношения к университету.

Многие студенты интересовались, не планируется ли повышать стипендию. Причем одних волновало, будут ли платить ее троешникам, а другие хотели, чтобы повысили для отличников! Но, по мнению ректора, нынешняя система выплаты стипендий меняться не должна, ведь малоимущие и отличники получают различные надбавки, а МГУ ежемесячно доплачивает всем учащимся минимум 600 рублей.

Екатерина Волкова, наш корр.

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Крупным планом

Будни и праздники университета

На пользу науке

Объявление

Исторический экскурс

Твоя жизнь, студент!

Академия панэстетизма

Спорт

Неравнодушный взгляд

01

Лирики и физики

Студентка

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу