№ 7 (4198) |
Пресс-служба Гуманитарное образование: задачи средней и высшей школы
По традиции, первым выступал ректор МГУ академик В.А. Садовничий. В его докладе речь шла о важности сохранения русского языка и русской культуры, которые утрачивают свое значение в современном мире. Русский язык — средство общения, залог культурной общности — сейчас нуждается в защите. Проблема стала актуальной после распада СССР. Пока русский язык занимает четвертое место в мире — после английского, китайского и испанского. В качестве родного его используют 130 млн. россиян, 26 млн. жителей бывшего СССР и 7,5 млн. российских соотечественников за рубежом, 114 млн. человек знают русский как иностранный. Однако прогнозируется, что через 25 лет знать русский язык будет вдвое меньше людей, в России через 10 лет будут целые регионы, не говорящие по-русски, ведь уже сейчас наш язык нужен не всем. Важно сохранять русский язык в его литературно-художественном виде, поскольку остро стоит вопрос загрязнения языка иностранными словами. Сохранение языка — гарантия безопасности России. Для решения этой задачи кое-что уже делается: например, указом Президента России 2007 год объявлен годом русского языка. Далее говорилось о гуманитарном секторе. Он влияет на духовное развитие человека, поэтому является определяющим в системе науки. В то же время это наиболее рискованная и ответственная отрасль, поскольку гуманитарные науки сильно зависят от политики, власти. История, например, переписывается и формирует в сознании молодежи образ России не великой державы, а — по западному образцу — государства-неудачника. Мы слишком многое заимствуем у Запада и не всегда лучшее — будь то американизированное восприятие России, обучение экономике по кальке с западных учебников или система бакалавриата-магистратуры. В идеале не власть должна влиять на гуманитарные науки, а науки — на власть. Это подразумевает подготовку в университетах управленцев высшего звена, возможность давать экспертные заключения на решения законодательной власти и т. п. Сейчас во главе ведомств даже на федеральном уровне часто стоят некомпетентные лица. В МГУ в течение почти 100 лет образование было гуманитарным, лишь с середины XIX века были введены естественнонаучные и математические дисциплины. Но все повторяется: сейчас в составе МГУ 12 естественно-математических факультетов, 7 высших школ и целых 13 гуманитарных факультетов. (Или: гуманитарные факультеты — это 17 000 студентов, 12 000 аспирантов. Из 6 000 выпускников 3 500 — гуманитарии.) В разговоре о высшем образовании ректором была затронута волнующая всех тема — ЕГЭ. Задания по-прежнему сложные: с ними не справляется каждый пятый, хотя в провинции показатели выше. Но нельзя уйти от проблемы, отменив экзамен по математике или поставив «тройки» вместо заслуженных «двоек». Надо исправлять, дорабатывать программы. В продолжение темы высшего образования было сказано о разделении школ на общеобразовательные и профильные. Профильное образование не является залогом того, что школьники поступят в вузы и станут специалистами. Зато оно гарантированно закроет путь к высшему образованию способным ребятам из провинции, из сел, поставит крест на возможности появления новых Ломоносовых.
«Перестройка» ввела спонтанную речь вместо выверенных текстов даже в выступлениях на высшем уровне — это привело к тому, что общество стало подражать В.М. Черномырдину, М.С. Горбачеву и другим политикам. Использование жаргона, просторечных форм и ненормативной лексики считается нормальным (подтверждение тому — активное употребление бранных слов в названиях фильмов, выступлениях политиков). «Низкий» стиль, который пришел на место «среднего», обыденного, — опасное явление, ведь дети впитывают то, что слышат вокруг. С перестроечных времен началась коммерциализация культуры — преобладание массовой культуры. Тем не менее, интерес к классике, элитарной культуре очевиден, просто кому-то выгодно, чтобы россияне деградировали, и на чьи-то деньги поставляются тонны литературного ширпотреба. Нам нужно возвращаться к тому культурному уровню, который у нас был, воспитывать детей так, как раньше. Это — задача учителя, и чтобы она была решена успешно, надо повышать его социальный статус. О статусе учителя говорил и ректор ГУГН А.О. Чубарьян. Общество и государство должны принимать в этом участие на равных. (Желательно было бы вернуться к дореволюционной схеме, когда в деревне самыми уважаемыми людьми были учитель, врач и священник.) А.О. Чубарьян говорил о важности развития гуманитарных наук, особенно в негуманитарных вузах, а также о передовых технологиях и инновациях гуманитарного образования, непрерывности образования и интеграции науки и технологий. Необходимо преодолевать разницу в качестве образовательных программ школ и вузов. Каждые 3 года нужны курсы повышения квалификации для профессоров вузов и учителей школ — учащиеся нуждаются в высококлассных специалистах. В докладе Н.Д. Никандрова, президента Академии образования, речь шла о вопросах социализации: в деле влияния на молодежь она оказывается сильнее воспитания, «воспитывает» по-своему. Основные «посылы» социализации — это, в данном случае, деньги, избыточное внимание к сексуальной жизни, насилие, дегероизация (антипатриотизм и «чужой» патриотизм), критика власти. Итог таких «посылов» — это распространение «волчьих» законов улицы, агрессивность, проституция, циничное восприятие жизни, отрицательное отношение к армии и Родине. Преодолевать подобные последствия будет сложно, но можно. Для начала нужно признать существование проблемы. И сделать ставку на создание национальной патриотической идеи. Начинать можно с простейшего: герб, флаг, гимн — это идеологические «посылы», воспитывающие человека, объединяющие нацию. На законодательном уровне следует бороться с непристойностями в эфире, вводить повышенные штрафы, как в США, на которые Россия в свое время усиленно ориентировалась. А еще можно воспользоваться положительным опытом прошлых лет: пропагандировать и воспитывать преданность Богу, семье, стране и начальству. В докладе А.В. Лукутина — учителя истории из средней школы — были освещены проблемы школьного образования. Миссия школы — давать детям знания, воспитывать их интеллектуальными и всесторонне развитыми, а не натаскивать на сдачу ЕГЭ. При этом должно быть налажено сотрудничество вузов и школ (примерное единство требований и т. д.). Достижения ученика и пробелы в его знаниях нельзя списывать на учителя, поэтому нужно свести к минимуму такую постановку вопросов, как «Чему вас в школе учили?!» и «Забудьте все, что вы проходили в школе, — здесь вас научат всему по-новому». Линейная система знаний, о возвращении к которой все чаще говорят, должна быть введена с 5-го, а не с 8-го и, тем более, не с 10-го класса. Таково мнение учителей. По завершении встречи представитель министерства заявил, что в выступлениях прозвучали конкретные идеи преодоления кризиса, а не только конструктивная критика и вечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?». Все предложения будут внимательно рассмотрены на высшем уровне — по итогам конференции в министерстве должна начаться работа по улучшению ситуации. Мария Сальникова, наш корр.
Ректор МГУ встречается со студентами
В середине февраля ректор Московского университета В.А. Садовничий провел серию встреч со студентами ряда факультетов. Первая такая встреча прошла 13 числа на физическом факультете, на следующий день — на химфаке, следом шли географы, ВМиК, мехмат и др. Екатерина Волкова, наш корр. |
||||