№ 15 (4205)
май 2007

Пресс-служба

Вацлав Клаус в гостях у МГУ

Вручение Вацлаву Клаусу медали почетного профессора МГУ
В ходе официального визита в Россию Президент Чешской Республики Вацлав Клаус посетил МГУ им. М.В. Ломоносова. Встреча с ректором и студентами Московского университета состоялась 28 апреля.

Россию и Чехию связывают прочные братские узы. Взаимодействие наших народов реализуется и в сотрудничестве университетов. Карлов университет в Праге и Западночешский университет в г. Пльзень — постоянные партнеры МГУ. В рамках этого сотрудничества разрабатываются совместные учебники и пособия, производится обмен опытом, происходит обмен студентами.

Во время встречи В.А. Садовничий огласил решение Ученого совета университета: за выдающиеся заслуги присвоить Вацлаву Клаусу звание почетного профессора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Президенту были заданы традиционные процедурные вопросы: «Готовы ли Вы отстаивать интересы науки? Готовы ли отстаивать интересы мира и дружбы между народами?»

После получения диплома и медали господин Клаус обладает всеми «правами, почестями и привилегиями, установленными законом и обычаем».

Сотрудники Московского университета — декан экономического факультета В.П. Колесов и профессор кафедры славянской филологии В.Ф. Васильева — пожелали новому профессору плодотворной деятельности. Валерия Федоровна выступала на чешском языке. «Мы понимаем друг друга без переводчиков, поэтому наши народы обречены на вечную дружбу», — резюмировал ректор.

Поблагодарив за высокую оценку своих достижений, Вацлав Клаус прочитал лекцию о политике государств. (Полный текст лекции будет опубликован в ближайшем номере газеты.)

Затем господин Клаус отвечал на вопросы студентов.

— Каково Ваше видение взаимоотношений России и Чехии?
— Сотрудничество наших стран становится все более тесным, и думается, что наши отношения будут только укрепляться. Причем не только в сфере образования и науки, но и в других отраслях. К примеру, российский товарооборот с Чехией развивается быстрее, чем с другими странами.

— Каковы приоритеты внешней политики Чехии?
— Три года назад Чехия вступила в Евросоюз, поэтому сейчас необходимо дальнейшее развитие, чтобы соответствовать уровню высокоразвитых европейских стран.

— Какие в Чехии существуют государственные программы поддержки молодежи?
— Прежде всего, в Чехии существует свобода обучения. Патерналистская политика, построение государства благосостояния — все это тоже относится к поддержке молодежи.

— Каковы планы развития образования и науки в Чехии?
— Науке нужны свобода и саморазвитие, государство и, в частности, президент, не имеют права вмешиваться в сферу исключительной компетенции образовательных учреждений. Планировать науку вообще нельзя, но, в любом случае, наука — дело университетов, а не государства, поэтому и образовательную политику должно формировать не государство, а университеты.

— Как Вы относитесь к странам Восточной Европы, которые сносят памятники героям Второй Мировой войны?
— Историю, какой бы она ни была, можно только принимать, ведь изменить ее все равно никто не в силах. История — это зеркало народа, она необходима народу для познания самого себя.

Мария Сальникова, наш корр.

Вацлав Клаус родился 19 июня 1941 г. В 1963 году окончил Высшую школу экономики в Праге по специальности внешняя торговля. С 1963 по 1970 гг. работал научным сотрудником Экономического института Чехословацкой академии наук. В 1971–1988 гг. — сотрудник Государственного банка Чехословакии. В 1989 г. стал активистом массового политического движения «Гражданский форум». В 1991 году В. Клаус основал Гражданскую демократическую партию, председателем которой оставался до декабря 2002 года.

Вацлав Клаус неоднократно избирался депутатом парламента, а в 1998–2002 гг. был спикером палаты депутатов (нижней палаты парламента). С декабря 1989 г. по июль 1992 г. являлся министром финансов Чешской и Словацкой Федеративной Республики, был представителем во Всемирном банке и Европейском банке реконструкции и развития. В декабре 1991 г. становится заместителем председателя правительства. В 1992 году, после распада страны на Чехию и Словакию, инициатором которого он выступал, возглавил Правительство Чешской Республики и оставался на этом посту до ноября 1997 года. 28 февраля 2003 года Вацлав Клаус был избран Президентом Чешской Республики.

Занявшись политикой, В. Клаус не потерял связи с наукой. Он является автором многочисленных работ, лауреатом многих международных премий и наград.

 

X Съезд Евразийской ассоциации университетов

Деятельность Евразийской ассоциации университетов в решении злободневных образовательных проблем вселяет уверенность, что вечное ожидание светлого будущего, скорее всего, перейдет из категории шестого интуитивного чувства в качество зримой, осязаемой реальности.

Неправительственная, объединяющая на добровольных началах университеты Евро-Азиатского региона, Евразийская ассоциация университетов (ЕАУ) создана еще в октябре 1989 года решением Учредительного съезда в Москве. Как написано в уставе ассоциации, ЕАУ «образуется с целью обмена опытом, координации и организации совместной работы университетов в области совершенствования учебно-методической, научно-исследовательской, культурно-просветительской и общественной деятельности университетов Евро-Азиатского региона». Членами ассоциации являются такие гиганты образования, как МГУ им. М.В. Ломоносова, Новосибирский и Томский, Санкт-Петербургский и Уральский, Иркутский и Казанский, Харьковский и Киевский, Ташкентский, Таджикский, Белорусский и многие другие университеты.

Со времени образования ЕАУ до 2007 года было проведено девять съездов, последний из которых состоялся в 2002 году в Киеве. Пятилетний перерыв сыграл, видимо, не в пользу ЕАУ. К примеру, в Молдавии уже который год функционирует образовательная система французского образца, во многих вузах введен ЕГЭ, требует незамедлительного решения хотя бы одна из основных задач ассоциации, прописанная в уставе: «сохранение единого образовательного пространства стран Евро-Азиатского региона, единого уровня требований к содержанию университетского образования, эквивалентности дипломов университетов — членов ассоциации». Однако в самом начале третьего тысячелетия деятельность ЕАУ была весьма активной: в 2003 году прошла II Научная конференция «Университеты и общество», в 2005–2006 годах состоялось более двухсот научных конференций, симпозиумов при непосредственном участии членов ассоциации.

Проблемы совершенствования образования в условиях его интернационализации, усиленной интеграции образовательных систем различных стран, углубления гуманитарного сотрудничества университетов стали ключевыми на заседаниях X Съезда ЕАУ, прошедшего 19–20 апреля на базе МГУ. Открытие съезда состоялось 19 апреля в Зале заседаний Ученого совета Фундаментальной библиотеки МГУ. Решение поставленных задач невозможно, если каждому члену ассоциации не будет ясна сложившаяся ситуация и позиции в области высшего образования других членов ЕАУ. В связи с этим открытие съезда можно соотнести с такой темой: «Обмен опытом, или что мы имеем на сегодняшний день».

«Провести десять съездов, сотни научных конференций, при этом не нажить врагов во власти — это хороший толк. Нам надо двигаться вперед, — начал свой доклад президент ЕАУ, ректор МГУ академик В.А. Садовничий. — После практически полной отрешенности власти от образования в 1990-е годы наше государство поворачивается к нам лицом. Оно заявило, что только при самой широкой поддержке образования и науки у России есть шанс совершить прорыв, цель которого — построение экономики, основанной на знаниях. Но ведь знание производит наука, а обучает и распространяет его Высшая школа, стержнем которой является классический университет.

Нам говорят, что такой поворот стал возможен, поскольку наши страны становятся богаче. Но можно в ответ сказать следующее: страны не опускались бы до такой бедности, если в середине 1980-х, в течение 1990-х годов образование и фундаментальная наука не прибывали бы в роли пасынка».

Если историю не перепишешь, то положительные тенденции современности требуют большего внимания. Так, в России идет реализация национального проекта «Образование». По словам В.А. Садовничего, «кажется, завершается законодательное оформление основных положений, предусмотренных концепцией модернизации нашей системы образования». Прошли два конкурса университетских инновационных образовательных программ, победителями которых стали 55 российских вузов, в том числе и Московский университет. Инновационные университеты являются новинками в системе образования, с чем, видимо, и связана значительная степень непонимания их целесообразности у многих, особенно молодых людей. Но по словам ректора МГТУ им. Баумана И.Б. Федорова: «Разработчики высоких технологий нуждаются в серьезных фундаментальных знаниях. Экономика в XXI веке — это экономика знаний. Инновации в своей основе и своим источником имеют науку. Кому как не университетам активно участвовать в этом инновационном процессе?»

Участники съезда. Фото на память
В МГУ, к примеру, уже создано пять корпоративных университетов. «Важно, что бизнес делает определенный заказ, какими бы он хотел видеть выпускников. Уровень подготовки в корпоративных университетах такой же, как на основных факультетах МГУ. Наша задача — дать точный сигнал, отклик на запросы общества, на запросы будущего работодателя», — пояснил В.А. Садовничий. Сомнения в качестве образования, предоставляемого корпоративными университетами, резонны, так как многие думают, что бизнес просто-напросто диктует свои условия, вкладывая средства. Ректор МГУ развеял и эти сомнения, объяснив, что «бизнес не должен диктовать университету, как нужно готовить. Ситуация следующая: корпоративный университет — это факультет Московского университета, решение о его создании принимает Ученый совет, декана и преподавателей назначает ректор, учебные планы утверждает Ученый совет. Бизнеса нет и близко. Бизнес лишь строит здание для факультета. Он не имеют никакого отношения к управлению факультетом. Наше партнерство состоит в том, что мы готовы выслушать, что хочет бизнес получить на выходе. Мы не бросились к бизнесу со словами “чего изволите?”. Это сломало бы всю систему».

Не все столь позитивно. Как сказал В.А. Садовничий: «В России принят закон об автономности учреждений, суть которого применительно к вузам заключается в их отказе от статуса государственного учреждения. Соответственно предоставляется право шире заниматься коммерческой деятельностью. Мое опасение состоит в том, что это один из шагов к возможной приватизации университетов. Правительство одобрило закон о двухступенчатости системы высшего образования. К этой системе Россия должна перейти к 2010-му году. Мы настаиваем на разнообразии ступеней системы образования: бакалавр, специалист, магистр, кандидат, доктор наук. Это позволит молодому человеку двигаться по той траектории, которая его устраивает».

Президент ЕАУ подробно рассказал и об изменениях, которые происходят в настоящее время в области образования и науки. В очередной раз подтвердились опасения многих россиян по поводу принятия принципов Болонской декларации (двухступенчатое образование, кредитная система оценки знаний). По словам В.А. Садовничего: «Мы выигрываем в два раза на дистанции специалист, но проигрываем примерно столько же в аспирантуре. На Западе аспирантов учат, там аспирант — основная ударная сила в науке университетов. Наши же аспиранты работают на стороне и т. д. Как только мы введем трехлетний бакалавриат, мы понесем серьезные потери в плане научного потенциала. Это моя позиция по слепому копированию каких-то других систем». Может быть, действительно не стоит прыгать в первый же поезд, чтобы весьма распространенный вопрос «если вы такие умные, почему вы такие бедные?» не модифицировался в первой своей части, что тем более не приведет к изменению во второй?

В.А. Садовничий, завершая доклад, предложил (что было поддержано другими членами ассоциации) создать общую для ЕАУ сеть (Интернет-портал), общую сеть дистанционного образования ЕАУ, юридическую комиссию ЕАУ.

В рамках открытия X Съезда ЕАУ были сделаны многочисленные доклады ректоров университетов стран СНГ и других участников съезда. По мнению ректора Киевского государственного университета О.В. Третьяка: «Неважно, какая система образования — французская, американская, советская. Важно, как государство понимает проблематику образования и как оно его финансирует». Тем не менее, государство, в первую очередь, управляет и распоряжается, являясь зачастую не столь компетентным в вопросах образования, особенно в его особых тонкостях и специфике.

«Образование — это консервативная система. Мы должны давать устоявшиеся фундаментальные знания, а не “шарахаться” из стороны в сторону. Нельзя в классический университет вводить тот же самый ЕГЭ — мы погубим наше образование», — сказал ректор Новосибирского государственного университета Н.С. Диканский.

Тем временем в Молдавии и Грузии уже перешли на новую систему — бакалавр, магистр, доктор. Если в Грузии у бакалавра возникают проблемы с трудоустройством, потому что многие не понимают, что значит «бакалавр», то ректор Молдавского государственного университета Г.Е. Руснак, вызвав немало оппозиционных вопросов, сказал: «В 1991-ом году мы ввели лицейское образование, и 2008-ой год станет последним, когда будут еще функционировать обычные школы. У нас французская система. Мы медленно поэтапно ввели систему трансферных кредитов в 2000-ом году. Мы изменили дипломы. Хотите вы этого или нет, но дети выезжают за границу на конкурсы, на учебу. Поэтому дипломы должны быть едины. Эта система отлично действует. Рекомендую вам, не бойтесь. Если постоянно стоять на берегу — плавать не будешь. Главное, чтобы мы держали руку на пульсе жизни студентов». На резонный последовавший вопрос «а вы сделали контрольные замеры, что было и что стало? Может быть, вы хуже сделали?», Г.Е. Руснак ответил пространно-отрицательно, резюмировав: «Давайте мы будем шагать вперед, не оглядываясь все время назад. Иначе мы никуда не двинемся». Однако точно ли мы представляем, куда мы хотим двигаться? Может быть, вовсе не нам стоит «подвинуться»?

Как сказал ректор Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина В.С. Бакиров: «Старый традиционный формат нашей деятельности (неторопливость, фундаментальность) не срабатывает. Есть два варианта: либо оставлять все, как было раньше, либо перенимать западные правила. Оба варианта не особенно хороши. Прекрасное нововведение — это корпоративные университеты внутри одного университета. Мы должны использовать нашу ассоциацию для выработки новых решений, которые позволят противостоять негативным веяниям современности». К «ненормальному» факту настоящего времени ректор Ереванского государственного университета А. Симонян отнес то, что «во многих национальных университетах мы имеем более тесные связи с американскими, европейскими университетами. Это ненормально. Необходимо укреплять связи между университетами СНГ».

Самое главное, что мы не желаем терять — это фундаментальность образования. Игнорировать же интеграционные процессы также не представляется возможным. Замкнутый круг получается. «Может быть, нам стоит подготовить нашу декларацию ЕАУ, где будет озвучено, что мы понимает под фундаментальным образование, под качеством образования. Это будет позиция большого сообщества университетов», — предложил ректор РУДН В.М. Филиппов.

Как сказал В.А. Садовничий: «Мы часто ориентируемся на далекое среднее, когда есть хорошее близкое».

Очень сложно сохранять всецело официальный формат встречи, если на ней присутствуют не только коллеги, но и друзья. Когда же в круговороте шумной столицы изначально немосквичу чья-то фраза напоминает о малой родине, сдержаться просто невозможно. Не зря говорят, воспоминания — второе счастье. Так, В.С. Бакиров в начале своего доклада, обращаясь к В.А. Садовничему, поставил ударение не на второй, а на третий слог фамилии ректора МГУ. Видимо, у многих первое чувство недоумения сменилось удивлением под названием «вот это да!», когда по окончании доклада В.С. Бакирова В.А. Садовничий с улыбкой рассказал: «Вы впервые произнесли мою фамилию так, как она произносится там, где я родился: не Садовничий, а Садовничий. На первом курсе Московского университета учитель по математическому анализу меня попросил: “Вы бы все-таки определились, как вас называть”. Я сказал — Садовничий. Так я стал Садовничим».

Что ж, давайте узнавать друг о друге больше — это фундамент не только результативных партнерских отношений, но залог доверия, без которого зачастую невозможно добиться кардинальных положительных результатов.

Надежда Пупышева, наш корр.

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Твоя жизнь, студент!

Наука и практика

Крупным планом

Мир творчества

В гостях у Мельпомены

Будем знакомы

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу