№ 18 (4209)
май 2007

Будущие темы рубрики:

1. Корпоративные университеты МГУ: за и против. Все ли понимают их цели и задачи?

2. Специфика факультета: философский факультет МГУ.

Уважаемые читатели, если вас заинтересовали данные темы, пишите.
Важно именно ваше личное мнение.

Рубрику ведет
Надежда Пупышева

Специфика факультета: географический факультет МГУ

Разнообразие факультетов МГУ — это не просто гордость университета, но целая история, возникшая благодаря усилиям влюбленных в свою науку ученых. Каждый факультет МГУ обладает не только уникальной историей, но и духом, особенной атмосферой, традициями, негласными законами. К примеру, амплуа полевиков — гитара, костер, палатка, тушенка. Химиков — пробирки, халаты, ароматы препаратов. Философов, филологов — литературное царство библиотеки. Мехматян — буйство формул и т. д.
В рамках негласного проекта под названием «Узнаем друг друга», или «Специфика факультета» рубрика «Личное мнение» начинает рассказ о факультетах Московского университета.
Главное здание МГУ. На 17–22 этажах уютно расположился географический факультет, вот уже который месяц находящийся в состоянии неопределенности — то ли придется покидать привычное и любимое местоположение, переезжая в новое здание у Фундаментальной библиотеки, то ли нет.
Итак, в чем особенности географического факультета, каковы современные проблемы и перспективы развития? На эти и другие вопросы согласился ответить декан географического факультета член-корреспондент РАН Н.С. Касимов, вот уже семнадцатый год руководящий факультетом.


— Николай Сергеевич, в чем вы видите особенности факультета, что изменилось за последние годы?
— Географический факультет МГУ, которому в следующем году исполняется 70 лет, является крупнейшим географическим учреждением мира, на нем работает около 850 сотрудников и учится примерно 1200–1300 студентов и аспирантов. Факультет представляет практически все направления географии, которые реализуются на 15-ти кафедрах и в 7-ми научно-исследовательских лабораториях. Его особенностями являются сочетание географической науки с науками об окружающей среде, экологией, экологическим образованием. С одной стороны, фундаментальность науки и образования, с другой — широкое развитие прикладных исследований. Мы публикуем монографий, учебников, статей едва ли не столько же, сколько все географические учреждения страны вместе взятые. Большинство учебников и учебных пособий по географии, экологии и геоэкологии написаны профессорами нашего факультета, в последнее время появились и учебники по географии для средней школы.
Сейчас факультет обладает огромным потенциалом инновационного развития, во многом благодаря накопленным знаниям, улучшению условий финансирования науки и образования и перевооружению приборной базы в последние годы.

— Хочет ли географический факультет переезжать в новое здание?
— В настоящее время еще не решено, состоится или нет переезд нашего факультета в новое здание. Два года назад в своей Стратегии развития Ученый совет факультета высказался в пользу переезда при условии существенного увеличения площадей для нормальной научной работы и учебного процесса, а также возможности создания необходимых для развития современной географии геохимической, гидрологической, метеорологической, картографо-геоинформационной лабораторной базы и соответствующих учебных практикумов. Сейчас еще не ясно, возможно ли это обеспечить на новой территории. Если нет, то подавляющее большинство сотрудников и, я знаю, многие студенты высказываются против переезда. Логично сохранить в Главном здании единство наук о Земле, оставив в нем геологический и географический факультеты и Музей землеведения. Кроме того, за 55 лет нахождения геофака в Главном здании создались свои традиции, память, особый дух факультета, которые могут и не «перейти» в новое здание.

— Можете ли вы выделить области географической науки, которые стоит приоритетно развивать?
— Сейчас во всем мире развитие географии, или шире — наук об окружающей среде, связано с познанием глобальных и региональных, я подчеркну, изменений, которые происходят в географической оболочке под влиянием меняющихся природных, экономических, социальных факторов. Поэтому для нас главным будет являться изучение механизмов и последствий этих изменений с использованием теории и методов всех географических наук: математического моделирования, картографических геоинформационных технологий, методов дистанционного зондирования, методов изучения вещественного состава геосфер, социально-экономических подходов. Для этого чрезвычайно важно наше участие в различных российских и международных программах и проектах.

— Что уже сделано и планируется в рамках программы инновационного развития?
— Географический факультет активно участвует в проекте МГУ «Инновационный университет». Мы работает в двух основных направлениях: создается свыше двадцати новых магистерских программ по основным эколого-географическим, гидрометеорологическим и социально-экономическим наукам, широко используя международный опыт многоуровневого образования и стажировки наших преподавателей, в том числе молодых, в ведущих университетах Европы. Также в рамках проекта важное место отводится развитию приборной базы, обеспечению учебного процесса современным оборудованием. Мы уже создали или существенно модернизировали ряд практикумов — геохимический, геоинформационный, гидрологический, создаем новейшую лабораторию изотопного анализа вещества.

— Возможно ли создание на факультете совместных с различными компаниями лабораторий? К примеру, не так давно открылась совместно с компанией «РусАл» лаборатория на химическом факультете.
— Безусловно, возможно, но все же география менее технологическая наука по сравнению с химией, физикой, биоинженерией. Мы не создаем, как правило, новых приборов и технологий, необходимых компаниям. Однако в плане создания технологий оценки состояния окружающей среды и рационализации природопользования мы планируем более тесно сотрудничать с химическими, нефтяными, газовыми, металлургическими компаниями, особенно для подготовки необходимых им специалистов.

— Что бы вы могли пожелать нынешним и будущим студентам географического факультета?
— Знать и любить свое дело, осваивать новые приборные и компьютерные технологии, без которых невозможны современные исследования в науках о Земле. Иметь широкий кругозор, знать хорошую литературу, иностранные языки, стать образованным и культурным человеком, лучшим представителем российской интеллигенции. Диплом МГУ предоставляет вам возможности занять достойное место в жизни. Но еще хочется пожелать, чтобы все вы стали хорошими людьми, пожелать удачи и любви, помнить всегда ваш географический факультет, так как студенческие годы — лучшие в жизни.

Поблагодарим Н.С. Касимова за информативную беседу и выслушаем студентов, аспирантов факультета:
1. Почему при поступлении вы выбрали именно географический факультет МГУ?
2. Специфика обучения, нужно ли что-то менять?
3. Расскажите о наиболее курьезных случаях, произошедших с вами за период обучения.
4. В чем вы видите плюсы и минусы переезда в новое здание?
5. Что бы вы хотели сказать, пожелать факультету, руководству университета?

1. Географией увлекаюсь с четырех лет. Именно столько мне было, когда бабушка купила политическую карту мира и повесила ее в коридоре. Там еще был СССР. На меня это полотно действовало каким-то магическим образом: я буквально не отходил от него. Года за два я выучил почти все страны и столицы мира. Сейчас я заканчиваю университет по специальности «Картография». За время обучения в школе меня интересовали разные научные дисциплины, какое-то время я вообще перестал интересоваться географией, но к старшим классам географическая волна опять захватила меня, да так, видимо, и не отпустила. Почему МГУ? Я никогда не сомневался, что хочу учиться именно здесь. Где, как не в МГУ, можно получить фундаментальное географическое образование?

2. Недавно прошел семинар с участием декана Н.С. Касимова, где как раз осуждались наболевшие проблемы в системе обучения. Недостатков много, руководство их осознает и пытается над ними работать. Проблема в том, что образовательная система — весьма жесткая и консервативная конструкция. Любые нововведения потребуют всеобщих усилий и значительного количества времени. Студенты, например, очень заинтересованы во введении вариативной системы обучения на старших курсах. Я тоже обеими руками «за», хотя для меня это уже не актуально. Но, прослушав ряд бесполезных для себя учебных курсов (главным образом, поточных), считаю такое предложение обоснованным.

3. Курьезов было несметное количество. Даже сложно выделить что-то одно. Самые яркие впечатления, конечно, связаны с практиками. Как раз на первом курсе в Сатино я протащил свою бригаду на практике по геоморфологии лишние десять километров. Причем идти пришлось сначала по пояс по мокрой траве, потом по лесу, из которого выбирались уже по оврагу Дурной, в который нормальные люди предпочитают не залезать, поскольку там на днище куча трухлявых деревьев и мощный листовой опад (для полноты картины добавлю, что где-то там находятся старые скотомогильники). Это был наш знаменитый поход в Беницы (деревня, к которой мы вышли). А нужно было совсем не туда.С одной стороны, карта была старая, и кромка леса сейчас совсем по-другому выглядит, с другой — я, конечно, сам виноват был. Видимо, во мне какая-то тупая принципиальность взыграла — несмотря на масштаб карты и пройденное расстояние, найти именно такой уголок леса, как на карте. До сих пор так не понял, чем я руководствовался в тот день при принятии решений. Кстати, мы вышли к нужному месту, но уже под вечер, сделав приличный круг.

4. Не могу рассуждать на эту тему, поскольку не имею представления о реальных потребностях факультета. Необходимо какое-то собрание, где всем расскажут, чем это нам грозит и что мы получим в итоге. Может, действительно факультету катастрофически не хватает места? А расширять его в пределах ГЗ нет возможности. Безусловно, Главное здание МГУ — это определенное положение, статус что ли. Поэтому большинство, в том числе и я, против переезда, если рассуждать только с этих позиций.

5. Учиться, учиться и еще раз учиться. Это верно для всех — и для студентов, и для преподавателей.
Тимофей Самсонов, 5 курс

1. Географический факультет, наверное, сам выбрал меня. Приехав в Москву из небольшого волго-вятского городка поступать в июне, я не собиралась в МГУ, это было какой-то нереальной заоблачной мечтой! Но по традиции тогда я приехала на Воробьевы горы погулять, полюбоваться храмом науки, поздороваться с Михайло Васильевичем. После, возвращаясь к метро, я встретила женщину, которая почему-то стала мне рассказывать про все факультеты МГУ. Особенно меня взволновал рассказ о географическом факультете: практики, научные работы, исследования, ну и, конечно, само положение факультета — аж 21 этаж! Тогда я и подумала, а почему бы и не проверить свои знания на уровне главного вуза страны? И твердой уверенной походкой я направилась в приемную комиссию. Видимо, не зря… Жаль, что ни имени, ни лица той женщины я сейчас не помню.

2. Процесс обучения интересен, в первую очередь, своими практиками. За время учебы я побывала в двадцати шести регионах нашей страны, в двух странах СНГ. Очень радует преподавательский состав: многие лекторы готовы рассказывать часами о своем предмете заинтересованным студентам. К сожалению, не все студенты и преподаватели такие, отсюда и минусы: самые интересные предметы могут стать тягостными из-за качества подачи материала, из-за шума в аудитории. Кроме того, мне кажется, что нужно внести изменения в учебную программу на первом курсе. Если изначально при поступлении идет разделение на физико-географическое отделение и экономико-географическое, то почему обучение на первом курсе практически полностью посвящено физико-географическим дисциплинам? Может быть, стоит общегеографические дисциплины целиком переместить на второй курс, чтобы на третьем-четвертом курсах студент уже углубился в свою исследовательскую работу? Хотелось бы также, чтобы на старших курсах иностранный язык преподавался не только на зарубежном потоке.

3. Запомнился такой случай с меридиональной практики второго курса. У нас сломался автобус, поэтому была незапланированная стоянка в г. Цимлянск Ростовской области, где мы ожидали новый мотор для автобуса… из Тулы. Через пять дней его привезли, поставили, мы направились дальше на юг. Выехали на трассу, останавливает нас доблестный представитель ГИБДД и сразу почему-то лезет проверять мотор. Оказалось, что мотор-то привезли, а документы к нему — нет, поэтому серийный номер мотора не совпадал с номером в документах на автобус. Говорят, дальше не поедете, это грубое нарушение, штраф. Благодаря красноречию наших руководителей вопрос был улажен. Улыбающийся сотрудник пожелал нам счастливого пути и сказал, что в пределах Ростовской области нас точно не остановят. Как бы не так! Следующий пост ГИБДД опять был наш. И что вы думаете?! Куда первым делом направился взгляд инспектора? Конечно, в моторное отделение! На этот раз помогло красноречие и связи с нужными людьми… Эх, Россия-матушка!

4. Переезд в новое здание, мне кажется, нецелесообразен по нескольким причинам. Мы потеряем статус самого высокого геофака в мире, близость к Музею землеведения, где у студентов проходит много занятий, утратим связь с родственным многим кафедрам геологическим факультетом. Наконец, у нас камеральный тип обучения, поэтому нам нужно большое число маленьких аудиторий на 20-30 человек, необходимы специальные помещения для лабораторий. Этого, как мне известно, не дает специфика нового здания, предназначенного, по сути, для гуманитарных «поточных» факультетов.

5. Факультету желаю процветания, новых открытий и повышения уровня, как студентов, так и преподавателей. Руководству университета, как и любому руководству, хотелось бы пожелать быть ближе к народу и ставить поменьше бюрократических барьеров.
Надежда Камаева, 4 курс

Окончание рубрики читайте в следующем номере

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Твоя жизнь, студент!

Память

На пользу науке

Дела профсоюзные

В гостях у Мельпомены

Персона

Почтовый ящик редакции

Мир творчества

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу