№ 18 (4209)
апрель 2007

«Уроки любви» театра МОСТ

«Уроки от Казановы»
(В. Кривцов и О. Казанчеев)
Интеллектуал, авантюрист, светский лев, любимец и любитель женщин, путешественник, писатель, нередко полиглот… Каким образом все это может «уместиться» в одном единственном человеке? Легенда при жизни — Джованни Джакомо Казанова — дитя «галантного» века (середина XVIII столетия), времени вечного пира и удовольствий. В наши дни его имя стало нарицательным, но получающим порой неверную, крайне нелестную трактовку. Мифический образ Дон Жуана, результатом «работы» которого было отчаяние и раскаяние женщины, зачастую отождествляют с образом Казановы, дарившего радость и веру, приглашавшего, по словам историков, к «галантному приключению». Ведь главной заповедью Джакомо была, судя по мемуарам: «Четыре пятых наслаждения заключались для меня в том, чтобы дать счастье женщине».

Родившись в семье актеров, итальянец Казанова в вечной погоне за чем-то новым, по сути, «не учась ничему, постиг все». Как пишет Э. Радзинский: «Он специалист по финансам — организует лотерею, объясняет королю Фридриху Великому, как взимать налоги. В беседе с прусским королем он рассказывает, как строить каналы, в Митаве высказывает некоторые идеи по рудному делу, в Париже основывает ткацкую мануфактуру». Многостаночник Казанова, испробовав и испытав в жизни очень многое, приобретя с опытом немалую долю цинизма, в возрасте 54 лет, получив должность библиотекаря, селится в Чехии, в замке графа Вальдштейна. Документальные исторические данные о последних годах жизни Казановы довольно скупы. Исправляет сию несправедливость спектакль театра МОСТ «Уроки любви», поставленный неутомимым режиссером Е.И. Славутиным по сценарию Виктора Коркия.

Спектакль театра МОСТ «Уроки любви», или мастер-класс маэстро Казановы, повествующий о его последних годах жизни, состоялся (по традиции с переполненным залом) 17 мая на сцене театра п/р А. Джигарханяна.

«Никаких новых способов любви не было, нет и не будет. Это говорю вам я, маэстро любви — Джакомо Казанова!» — утверждал, сидя в кресле-каталке, в начале спектакля уже старый и немощный Казанова. Однако он не потерял былого обаяния, галантности и благородства, равно как и понимания бесценности собственного опыта. По спектаклю Казанова дает уроки любви юному (21 год) нерешительному мелкому чиновнику магистрата Францу Розеншлюсу, влюбленному в первую красавицу города, наивную, мечтающую об истинном чувстве дочь бургомистра Анну (роль исполняет Анна Славутина). Бургомистр, в свою очередь, заботясь о будущем единственной дочери, находит ей достойную (по званию) пару — изнеженного, ничего не умеющего делать графа фон Вальдштейна, в замке которого живет и работает Казанова. Тем временем замок графа в условии отсутствия необходимых финансовых средств, которые в случае подписания брачного контракта готов предоставить бургомистр, требует незамедлительного ремонта. Казалось бы, взаимовыгодный контракт должен быть подписан, но по классике жанра любовь победит трезвый расчет. Однако обо всем по порядку.

Накануне подписания контракта в город приезжает Дон Жуан. Он же — переодетый Франц Розеншлюс. За маской, как это водится, легче скрыть свою неуверенность и направить события в нужное тебе русло. Видимо, все это является, как выясняется позже, результатом работы воображения дальновидного Казановы, желающего помочь собственному ученику и не допустить свадьбы Анны и графа.

Бургомистр, дабы защитить дочь от ненасытного Дон Жуана, просит Казанову научить Анну отличать истинные чувства от фальши. «Мои методы не традиционны. Я всегда довожу дело до точки, но точки не ставлю», — предупреждает Джакомо, соглашаясь «поработать» с Анной. Финал повествования (Анна отвергает Дон Жуана, Анна и «вернувшийся» Франц вместе) также не ставит заключительного аккорда: Казанова умирает в своем кресле-каталке, но служанка Анны (роль ее исполняет С. Большакова) говорит зрителю, что Джакомо попросту уснул, увозя его со сцены. Через мгновенье в том же кресле-каталке на сцене появляется юный, лет двенадцати, мальчик, символизируя то ли вечность образа Казановы, то ли, как это принято в голливудских фильмах, его перерождение в собственном сыне или любом другом, но обязательно эпохально-исключительном, мальчике… Что по сути одно и то же.

«Уроки от Казановы»
(А. Славутина и О. Казанчеев)
В соответствии с заявленным жанром романтической комедии, а на деле, трагикомедии, двухчасовой спектакль «Уроки любви», обличая пороки любого времени (чрезмерный прагматизм, самовлюбленность господ, которые искренне не понимают, что нередко их слова и поступки не являются истиной в последней инстанции), балансирует на зачастую неразличимой грани недопустимой пошлости и, так скажем, пафосности звучания. В результате зритель видит не явно вымышленные, хоть и интригующие, события, а является свидетелем по истине жизненных, со стороны крайне комичных, происшествий. Жизненность спектакля в том, что зачастую в каждом персонаже зритель может узнать себя: будь то мающийся от любви скромный Франц, эгоцентричный граф или томимый воспоминаниями о былом, уставший от «непробиваемости» хозяина-графа Казанова, в сердцах выпаливший, что «когда казнили Людовика, из него текла такая же красная жижица, как у любого лакея, а не голубая!»

Стоит отметить своеобразную незамкнутую кольцевую композицию спектакля: появление образа Смерти вначале (роль исполняет Оксана Жукова) и физическое «исчезновение» Казановы в конце при открытом финале.

Интересно, что по окончании спектакля зритель особо запоминает не одного, главного, героя, а трех — Казанову, Франца и графа фон Вальдштейна. Актеры, исполнявшие данные роли, по словам зрительницы Евгении Львовой, «завораживают так, что мысли взглянуть на часы и посмотреть, сколько времени, просто не возникает». Что, собственно, неудивительно, учитывая огромную работу, проделанную при подготовке спектакля с актерами режиссером театра Е.И. Славутиным. Дорогого стоит хотя бы поражающее владение мимикой, голосом Виталия Кривцова (не говоря уже о его буквально накрывающем зрителя потоке эмоциональности и экспрессии), исполняющего роль Франца Розеншлюса, четко отработанное музыкальное сопровождение Светланы Мочалиной (клавишные).

Осталось загадкой, как можно, на первый взгляд, без труда сыграть внешнее спокойствие и уверенность, маскирующее душевное волнение и некий страх неизбежного финала. Все это финальные дни жизни Джакомо Казановы, а точнее, покоряющая зрителя актерская игра выпускника театрального училища им. Б.В. Щукина, работающего в театре им. Моссовета Олега Казанчеева.

Конечно, в любой работе — театральной, научной, технической — всегда есть свои неточности, недоработки хотя бы в силу неопровержимости поговорки «сколько людей — столько и мнений». К примеру, часть зрителей спектакля «Уроки любви» отмечали некую смазанность финала, переигранность сцены раздевания Франца, когда по юному эмоциональный Франц, утверждая Казанове, что он на все готов ради Анны, предстает перед зрителем совершенно нагим, в буквальном смысле воспринимая слова Джакомо о том, что «нужно скинуть сюртук», то есть перестать зависеть от своей невысокой должности. По словам одной зрительницы: «Этой сцены можно было бы избежать. Думаю, актер себя очень некомфортно чувствовал особенно перед ней. По-моему, снять одежду на таком спектакле — это большое унижение».

Заслуживают внимания многие фразы героев спектакля. Они учат, наставляют, предупреждают или просто заставляют улыбнуться:

— Когда вопрос «быть или не быть» отпадает? Когда смерть вот-вот постучится в дверь. (Казанова)
— Рукописи не горят, потому что всегда где-нибудь найдется черновик (бургомистр, роль исполняет Ю. Огульник)
— Слова требуют рапирной остроты и точности попадания (Казанова)
— От любви до ненависти один шаг, а обратный путь еще короче

Казанова: — Сорок поколений ваших предков наложили на вас…
Граф (роль исполняет А. Нестеренко): — То есть как?..
Казанова: — Неизгладимую печать благородства.

Франц: — Есть ли такое средство, чтобы увлечь женщину раз и навсегда?
Казанова: — Зачем вам средство, когда у вас нет цели?.. Вы хотите покорять сердца?
Франц: — Сердце!
Казанова: — Тот, кто владеет шпагой, вряд ли ограничится одной дуэлью.

Последнее объясняет, почему Казанова так и не женился, не завел семью. Он является своего рода достоянием женщин, а в вечной погоне за чем-то новым Казанова неизбежно следовал лишь к двум верным подругам — старости и смерти.

Уроки любви Джакомо Казановы поучительны, как и вся его жизнь, прошедшая, по сути, под лозунгом: «На войне — как на войне: превыше всего честь, остальное — в жертву победе!»

В чем же секрет любой победы? По словам героя Олега Казанчеева: «Чтобы побеждать других, нужно сначала победить самого себя. Человеку гораздо проще убить другого, чем победить самого себя. Важно понять, чего ждет от вас женщина. Хочет ли она в вас увидеть одинокого странника, ловкого пройдоху… А вы сами, кого ищете в женщине? Когда вы ответите на все эти вопросы, все женщины мира ваши. В мире нет ничего важнее воображения».

По окончании спектакля зрители отмечали его романтичность и доброту, смесь комизма и реализма, хорошее вокальное сопровождение, приходя к единому мнению, что «такие добрые спектакли нужно ставить. Настроение значительно улучшается».

Загадка позитива, который дарят спектакли театра МОСТ, видимо, кроются в жизненном оптимизме его труппы и режиссера Е.И. Славутина. Так держать!

Надежда Пупышева, наш корр.

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Твоя жизнь, студент!

Память

На пользу науке

Дела профсоюзные

В гостях у Мельпомены

Персона

Почтовый ящик редакции

Мир творчества

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу