№ 20 (4211)
июнь 2007

Будущие темы рубрики:

1. Корпоративные университеты МГУ: за и против. Все ли понимают их цели и задачи?

2. Специфика факультета: философский факультет МГУ.

Уважаемые читатели, если вас заинтересовали данные темы, пишите.
Важно именно ваше личное мнение.

Рубрику ведет
Надежда Пупышева

Россия. ВТО. Образование

Великая держава, сырьевой придаток, страна трех бед, широкой души, лучшего образования и молодых олигархов, многострадальная страна, беспокойный и непредсказуемый сосед — как только не величали Россию. В любые времена бесспорным остается одно: Россия — страна безграничного юмора и оптимизма. К примеру, кто так же, как Россия со своими внушительными богатствами, пытается получить членство в мировой организации дольше, чем сия организация существует? Четырнадцатилетний марафон вступления России во Всемирную торговую организацию, кажется, близок к финалу. Прошли даже два международных конгресса «Россия в ВТО: надежды и стратегические возможности». Окончательного результата, тем не менее, пока нет.

С получением членства в ВТО особый интерес вызывает будущее автопрома, авиапрома, сельского хозяйства и, конечно, российского образования. Нынешние студенты МГУ им. М.В. Ломоносова, вероятно, будут непосредственными участниками-строителями будущего страны. Вот что думают о членстве России в ВТО представители студенчества Московского университета:


1. Что, на ваш взгляд, кардинально изменилось во внешней политике России за последние годы?
2. Членство России в ВТО: плюсы и минусы. Что изменится после вступления России в ВТО?
3. Как скажется членство России в ВТО на российском образовании?
4. Каковы, по-вашему, главные плюсы и минусы современной образовательной системы России?

1. В последние четыре-пять лет российская внешняя политика серьезных изменений не претерпела. Да, Россия стала участником большинства крупных международных объединений. Да, мы практически расплатились с внешним долгом, у нас появилась достаточно четкая внешнеполитическая стратегия и т. д. Однако главным показателем того, что страна завоевала авторитет на международной арене, является изменение отношения к ней ведущих мировых держав. Этого-то как раз и не произошло. С Россией считаются только потому, что она продает Европе углеводородные ресурсы. Причем эта сфера внешней политики нашей страны является наиболее обсуждаемой в международном сообществе на сегодняшний день (вспомнить хотя бы ситуацию с так и не заключенным до сих пор нефтегазовым соглашением с ЕС). Поэтому говорить о кардинальных изменениях в российской внешней политике не приходится.
2. Плюсов не вижу. Минусов же масса. Основной — неконкурентоспособность нашей продукции (практических всех отраслей народного хозяйства) на мировом рынке. При вступлении в ВТО неизбежно придется учитывать те стандарты, которые предлагает организация. Даже при условии семилетней отсрочки на принятие этих стандартов наша экономика все равно не успеет полностью перестроиться в соответствии с ними. Это, в свою очередь, вызовет распад хозяйственных связей, которые уже и так были подорваны развалом СССР, и крах экономики в целом. Наш рынок окажется просто завален европейской продукцией, конкуренцию которой отечественный производитель составить не сможет. Та же ситуация будет наблюдаться на рынке энергоресурсов. Поскольку экономика России является экспортноориентированной, причем экспортируются именно нефть и газ, экономическая ситуация может усугубиться еще и в этой отрасли, что опять же произойдет благодаря принятию западных стандартов и цен на углеводороды. Будет свернута целая статья (причем основная) доходов российского бюджета, что приведет в итоге к развалу всей экономики страны.
3. На российском образовании перспектива членства в ВТО сказывается уже сейчас. Причем не в самом лучшем смысле. Пресловутая Болонская система, может быть, и хороша, но не для России. На Западе она формировалась десятилетиями, а у нас ее хотят ввести за каких-нибудь 5–10 лет.
В целом, некоторые элементы Болонской системы следует использовать для реформирования российского образования, поскольку они носят явно положительный характер. К примеру, необходимо усилить контроль над научной деятельностью студентов со стороны научных руководителей, как это сделано, скажем, в Оксфорде. Это позволит устранить многие проблемы, связанные с отсутствием положительных результатов в научной деятельности у большинства учащихся. Тем не менее, снижать количество аудиторных часов и вводить рейтинговую систему оценки не стоит. На уровне образования, которое дается в МГУ, Болонская система никак не скажется, поскольку наш университет ее просто проигнорирует или возьмет только самое лучшее.
4. Основной минус — отсутствие высококвалифицированных специалистов. Профессора старой, советской закалки уходят, а достойной смены им нет. Большинство крупных ученых и профессиональных преподавателей сосредоточено в крупных городах и университетах. Периферийные же вузы, даже не самые плохие, остро нуждаются в профессиональном профессорско-преподавательском составе. Однако и в центральных вузах в последнее время узкая когорта профессионалов стала разбавляться людьми, подготовка которых и способность давать студентам действительно качественные знания оставляет желать лучшего. Плюсы же российского образования слишком очевидны, чтобы их называть, недаром наша система подготовки специалистов до недавнего времени (пока не начались брожения, связанные с введением Болонской системы) считалась лучшей в мире.
Игорь Шарапов, 3 курс,
философский факультет (политология)


1. На мой взгляд, за последние годы во внешней политике России усилилось стремление к восстановлению влияния на мировой арене. Это проявляется в стремлении к глобализации, вступлении во всевозможные союзы и объединения стран, в том числе и ВТО.
2. Главным следствием вступления в ВТО можно считать усиление конкуренции, что повлечет за собой как негативные, так и позитивные последствия. Позитивным моментом может стать развитие российских компаний-производителей, которым придется внедрить многие западные практики управления, повысить качество отечественной продукции. Все это может остаться незамеченным на фоне массового банкротства фирм, не выдержавших такой конкуренции. Особенно сильная угроза стоит перед малым бизнесом, который должен являться главной составной частью экономики страны.
3. Образование должно будет учитывать потребности рынка, готовить специалистов, используя западную практику, поскольку на рынке труда будут представлены в большинстве своем иностранные фирмы. Возможно, вырастет спрос на выпускников технических специальностей.
Уровень образования МГУ вряд ли изменится, что особенно касается технических факультетов, на остальных (готовящих экономистов и управленцев) может повыситься, что было бы особенно хорошо для экономического факультета.
4. Современную образовательную систему вообще трудно назвать системой. Половина вузов готовит по системе специалистов (5 лет), половина — «4+2». При этом очевидно, что фундаментальность, которой прежде славилось российское образование, с трудом вмещается в четыре года обучения.
Евгения Мещерякова,
4 курс, экономический факультет


Окончание рубрики читайте в следующем номере

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Новости ректората

Университетские диалоги

В гостях у Мельпомены

Инновационный университет

На пользу науке

Филологос

01

Объявление

Мир творчества

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу