№ 21 (4212)
июль 2007

Конференции

Государственное управление в XXI веке

C 31 мая по 2 июня в МГУ им. М.В. Ломоносова прошла Международная конференция «Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации». В конференции приняли участие более 500 представителей из 25 стран, включая Канаду, КНДР, США, Японию, ФРГ, а также международные организации, такие как Агентство США по международному развитию (USAID), Британский благотворительный фонд (Charities Aid Foundation), Европейская комиссия.

В секциях конференции рассматривались проблемы, представляющие для России большое практическое и теоретическое значение, в особенности, потому, что многие аспекты государственного управления лишь недавно начали изучаться в нашей стране и приобретать научное значение. Большой интерес вызвали такие секции, как «Современные методы и технологии управления» под руководством декана факультета государственного управления А.В. Сурина, «Государство — НКО — Бизнес: межсекторное взаимодействие», «Проблемы занятости и государственного регулирования рынков труда в России» под руководством доцента ФГУ А.Я. Лившина, «Коммуникация в государственном управлении» под руководством профессора Л.В. Минаевой, секция «Имитационные модели и игры в области управления природными ресурсами» под руководством профессора Д.Н. Кавтарадзе.

Секции «Государство — НКО — Бизнес: межсекторное взаимодействие» и «Проблемы занятости и государственного регулирования рынков труда в России» проходят уже не первый год, так как проблемы межсекторного взаимодействия остаются актуальными и каждый год формируется их новое понимание. В этом году больший упор был сделан на вопросы социального партнерства в рамках взаимодействия государство — работодатели — профсоюзы, а также большое внимание было уделено докладам по корпоративной и социальной ответственности (КСО). Видение государственных структур изложили М.С. Байгереев и Н.В. Жарова (Департамент трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития России). Большой интерес и оживленную дискуссию вызвало выступление Н.Ю. Малашенко, директора по корпоративным коммуникациям финской компании UPM о взаимодействии с органами власти на местах, с гражданским обществом, проблемах интеграции в российское социальное и экономическое пространство крупной транснациональной компании. Особенно ценно было это выступление тем, что в деятельности компании прослеживалось сочетание теоретических моделей с практикой.

Б.С. Батаева, доцент Финансовой академии при Правительстве РФ, в своем докладе «Роль государства в продвижении КСО» среди факторов, определяющих роль государства, выделила следующие: глобализация, кризис «государства всеобщего благосостояния» и формирование новой модели государственного управления, конкуренция компаний на национальном и региональном уровнях, устойчивое развитие, партнерский подход. Основными характеристиками межсекторного диалога в России, по мнению Батаевой, являются чрезмерное налоговое бремя, административный произвол (административный рэкет), закрытость бизнеса по вопросам социальных программ, отсутствие единства понимания КСО у менеджеров и госчиновников, отсутствие политики продвижения КСО на уровне государства, слабость механизма согласования интересов трех сторон, отсутствие эффективных инструментов косвенного регулирования КСО со стороны государства.

Одним из наиболее ярких выступлений, посвященном вопросам благотворительности, была презентация представителя Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» М.Л. Новикова «Конкурентоспособность услуг НКО в сфере трудоустройства людей с инвалидностью в сравнении с услугами государственных структур». М.Л. Новиков затронул проблемы, связанные с трудоустройством инвалидов, социальной адаптацией и реабилитацией. Основной трудностью оценки эффективности деятельности государственных некоммерческих организаций, как отметил М.Л. Новиков, является то, что критерии оценки недостаточно разработаны, даже в мировой науке. Существует масса подходов, но проблема крайне дискуссионная. Так, в сравнении с коммерческим сектором, где основным критерием является максимизация прибыли и социальная отчетность (нефинансовая социальная отчетность, взаимодействие со стейкхолдерами по социальным вопросам), попытки выстроить модели, создать систему индикаторов для государственных некоммерческих организаций несут инновационный характер.

Достижение эффективной занятости и создание гибкого, адаптивного рынка труда — это большая государственная задача в контексте государственного управления. Критерии оценки эффективности рынка труда многообразны: эластичность, инклюзивность — способность включать недостаточно представленные на нем группы, способность рынка труда эффективно противостоять демографическому вызову (в частности, снижение количества трудоспособного населения), высокая территориальная профессиональная мобильность рабочей силы, способность эффективно адаптировать и включать в рынок труда эмигрантов и мигрантов и т. д. Практическая необходимость организации секции «Проблемы занятости и государственного регулирования рынков труда в России» было связано с тем, что уже второй год Центром стратегических инноваций при факультете государственного управления МГУ совместно с Университетом штата Аризона осуществляется Международный проект развития трудовых ресурсов Российской Федерации. Год назад была создана российская информационная система по трудовым ресурсам, которая существует в виде веб-сайта (http://ristr.spa.msu.ru). Сайт ориентирован на широкий круг пользователей: разные категории специалистов на рынке труда, работодатели, учащиеся, студенты, ученые, люди, которые выбирают себе профессию, сферу деятельности, образование. На сайте представляется оценка перспектив динамики развития рынка труда, тех направлений, которые будут пользоваться большим или меньшим спросом. Одной из последних разработок являются информационно-аналитические записки с рекомендациями для государственных органов по улучшению политики на рынке труда. На конференции получило отражение проведенное социологическое исследование по изучению состояния строительной отрасли в московском регионе, прозвучал доклад о взаимодействии России и стран Большой Восьмерки по улучшению деятельности на рынке труда.

Секция «Коммуникация в государственном управлении» была посвящена коммуникационным методам, технологиям, а также основным проблемам, возникающим при их использовании в государственном управлении. Были также рассмотрены технологии, используемые для повышения эффективности не только политических и административных аспектов государственного управления, но и его отдельных отраслей, как, например, образование и здравоохранение.

В докладе Л.В. Минаевой «Перформансная коммуникация в государственном управлении» был рассмотрен феномен влияния зрелищных представлений на формирование восприятия публикой образа власти. Акцент был сделан на рассмотрение политических событий, характерных российскому и английскому обществу. Были описаны наиболее яркие представления, такие как инаугурация Президента в России, ежегодное открытие парламентской сессии в Великобритании, военные парады и т. д. Все эти действа были подробно разобраны и проанализированы с точки зрения их влияния на массовое сознание. Рассматривая специфику перформансной коммуникации в современных условиях, докладчик отметил особое влияние телевидения, кинематографа и фотографии. Будучи пропущенной сквозь эту призму, перформансная коммуникация выходит на новый этап своего развития, получает новые механизмы влияния на сознание аудитории. Так как большинство политических церемоний транслируются по телевидению и сопровождаются фотографиями, они подвергаются такому явлению как монтажность. То есть те, кто осуществляют кино- и фотосъемку (телеканалы, газеты), получают возможность представить то или иное событие в особом, выгодном им ключе. Это делает перформансную коммуникацию еще более сложной и влиятельной. Данный доклад был воспринят с большим интересом и вызвал, пожалуй, самую оживленную дискуссию в данной секции.

Одним из важных итогов этой международной конференции стало подписание договора о сотрудничестве между факультетом государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова и Университетом Тиба (Япония), что можно назвать новым этапом развития международных отношений в еще недостаточно изученной в России научной сфере — государственном управлении.

Пресс-служба ФГУ

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Память

Родом из МГУ

Конференции

Инновационный университет

На пользу науке

К 80-летию газеты "Московский университет"

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу