№ 30 (4221)
октябрь 2007

Рубрику ведет
Надежда Пупышева

Девальвации диплома МГУ не будет

Ох, уж эти инновации. Особенно их внедрение в нашей стране. Если придумать эквивалент измерения потраченных человеком сил, нервов для реализации чего-либо, то пиковые зашкаливающие значения будут получены при внедрении различных инновационных проектов. Когда же россияне перестанут относиться ко всему новому с подозрением и уверенностью, что их непременно хотят обмануть? Допустим, известная компания/учреждение открывает очень интересный проект, активно его рекламирует, приглашает на определенных условиях (довольно мягких) всех желающих. Ты думаешь: «Нет, что-то здесь не так. Больно уж все красиво. Лучше пользоваться хорошо проверенным старым». Проходит время, «интересный проект» получает многочисленные позитивные отклики, приносит завидные результаты. Ты думаешь: «Ого, молодцы! Но как-то уж все быстро, прикроют поди скоро все это». А тем временем проект из просто «интересного» становится не только высококачественным, но и мегапрестижным. Условия участия в нем, соответственно, ужесточаются. И тут ты понимаешь: «Эх, и почему я тогда не воспользовался прекрасной возможностью. Ведь знал же!»

Примерно по такой схеме и живут многие. В МГУ имени М.В. Ломоносова с ней стараются бороться, в первую очередь, представители корпоративных университетов/инновационных факультетов: четыре из них (из пяти) открыты буквально за последние два года. Некоторые из них в начале работы, конечно, столкнулись и еще, видимо, столкнутся с проблемой недобора подходящих по уровню учащихся. С другой стороны, студенты «старых» факультетов МГУ зачастую недоумевают, зачем все эти новые платные факультеты, когда есть проверенные временем основные на любой вкус. Конечно, не многим, вероятно, понравится, когда твой родной университет, тем более такой, как МГУ, начинает выдавать дипломы, грубо говоря, не единицам, а целой армии людей.

Однако согласитесь, навряд ли МГУ сознательно бы пошел на девальвацию собственных дипломов. Да и возможна ли она по причине открытия новых факультетов? Выслушаем руководителей данных факультетов (полные интервью вы можете прочитать в соответствующих номерах газеты «Московский университет»).


1. Специфика обучения в Высшей школе.
2. В МГУ открылись и открываются новые факультеты/корпоративные университеты. Не теряет ли диплом МГУ своей ценности?

С.М. Шахрай, научный руководитель Высшей школы государственного аудита (№ 27 за сентябрь 2007 года):
1. Для того чтобы идеи государственного аудита и соответствующий институт укоренились в российской действительности, оказались необходимы глубокие изменения в общественном мировоззрении. Граждане все больше осознают свое право требовать от чиновников отчета и высказывать свое мнение об эффективности и целесообразности их действий. И государственные аудиторы работают именно для того, чтобы общество могло реализовать это право.
Для того чтобы институт государственного аудита развивался и креп, нужны высококлассные профессионалы, способные творчески развивать теорию, практику и, я не побоюсь такого слова, идеологию государственного аудита. Именно для подготовки таких специалистов была создана Высшая школа государственного аудита, которая стала результатом трехстороннего соглашения: Российской академии наук в лице ее президента Ю.С. Осипова, МГУ имени М.В. Ломоносова в лице его ректора В.А. Садовничего и Счетной палаты РФ в лице ее председателя С.В. Степашина.
Специфика обучения в Высшей школе заложена в самом названии. Это первая попытка подготовить государственных аудиторов. В России несколько вузов готовят аудиторов для сферы бизнеса, но никогда еще в стране не готовились профессиональные аудиторы для работы в государственной системе. Если взять сотрудников Счетной палаты, 66% из них являются по образованию экономистами и 30% — юристами. Уже при работе юристы осваивают экономику и наоборот. Я, к примеру, в 2004 году получил высшее экономическое образование в Финансовой академии при Правительстве РФ. А в своей Высшей школе мы решили соединить экономику и право уже с 1 курса.

2. У меня было такое опасение. Но когда я вплотную включился в процесс создания Высшей школы государственного аудита и стал довольно часто встречаться с Виктором Антоновичем, я понял, что у него эта схема глубоко продумана. Ректор объяснил так: юридический и экономический факультет — это широкое университетское образование, а ВШГА — это глубоко специализированное образование, прицельно ориентированное на подготовку молодых профессионалов в той области, которая в настоящее время имеет большой спрос. Ректор, как я его понимаю, — активный сторонник экспериментов, в хорошем смысле этого слова. Поэтому он всегда смотрит, сколько в учебном плане спецкурсов. Ведь спецкурс — это предметное, новое, самое свежее знание. Комбинация теоретической и специализированной подготовки на практике и породила создание новых факультетов, включая Высшую школу госаудита.
Новых факультетов не так и много — можно по пальцам пересчитать. Это немного для такой страны, для такого университета.

В.Л. Ерёмин, первый заместитель директора Высшей школы государственного администрирования (№ 20–21 за июнь–июль 2007 года):
1. Основной упор в обучении делается на самостоятельную работу, это естественно. Наши студенты — взрослые люди, которых просто нужно верно направлять. Предметы у всех одинаковые, в отличие от интересов: кому-то интересно изучать право, кому-то финансы и т. д. Поэтому они самостоятельно углубляют знания в конкретной области.
Конечно, кто-то финансист, кто-то экономист, но общие вещи должны понимать все. У руководителя большого ранга всегда есть заместитель по экономике, по финансам, поэтому он на основе всей полученной от них информации должен принимать решение, причем — единственно правильное.
В Школе внедряется система тьютерства. Так как подготовка является индивидуальной, точнее даже индивидуализированной, каждому из них нужен тьютер, который управлял бы их образовательным процессом и в то же время руководил написанием диссертации, которая, несомненно, станет основой для подготовки слушателей к будущей профессиональной деятельности.

2. Если взять любой известный зарубежный университет, в нем также много различных факультетов. Волноваться не стоит, открытие новых факультетов лишь повышает престиж вуза. Здесь же еще в чем дело? Мы должны идти впереди всех. Зачем, скажем, открывать институт Счетной палаты, который никто не будет знать, когда можно открыть корпоративный университет в рамках МГУ, где есть прекрасный «фундамент», квалифицированные преподаватели.

Д.Г. Кощуг, декан Высшей школы инновационного бизнеса (№ 21 за июль 2007 года):
1. Сейчас реализуются три магистерские программы, причем по трем совершенно разным направлениям: геология, химия, менеджмент. В рамках работы нашей Высшей школы разработаны и естественно-научные, и гуманитарные программы, что на других факультетах практически отсутствует. Если быть более конкретным, то в рамках трех направлений есть соответствующие магистерские программы: «Геолого-геофизические исследования нефтяных и газовых месторождений», «Химическая переработка углеводородного сырья», «Управление природными ресурсами».
Положение о факультете предполагает наличие различных вариантов подготовки: не только магистерские программы, но и повышение квалификации, прохождение курсов профессиональной переподготовки, стажировок.

2. Так категорично нельзя подходить к этому вопросу. Вопрос девальвации фундаментального образования вообще-то сейчас стоит довольно остро. И такой же проблемой остается большое количество высококвалифицированных выпускников МГУ, работающих не по специальности. Необходимо находить работодателей, которые будут заинтересованы в выпущенных специалистах. Мы не девальвируем образование. Наши магистерские программы базируются на фундаментальном университетском образовании.
Если мы станем направлять «в отрасль» 100% выпускников, то это поднимет и отрасль, и уровень конкретных предприятий. Соответственно, положительная ответная реакция не заставит себя долго ждать. Важно, чтобы корпоративные университеты МГУ действительно выявили, нужны ли стране те или иные специалисты.

В.П. Васильев, декан Высшей школы управления и инноваций (№ 25 за сентябрь 2007 года):
1. Наше обучение сочетает и объемную самостоятельную работу, и классическое университетское образование. Другой вопрос, что понимать под самостоятельной работой и под классическим образованием? У нас нет традиционных лекций и семинаров. Методика подачи материалов базируется на кейсах, деловых играх с элементами лекционных материалов.
Техника у нас очень хорошая, все оборудование предоставляет АФК «Система»: компьютерное обеспечение, ноутбуки для магистрантов, интерактивная доска, поэтому и работа преподавателей идет немного в другом русле, не так, как мы привыкли. Это не традиционные лекции, когда просто нужно красиво и умно отчитать материал.
Стоит отметить, что мы используем модульную схему обучения. То есть, обычных семестров нет, но есть три годовых модуля. После экзаменов каждого модуля мы проводим опрос магистрантов по каждому из предметов, в процессе которого они могут изложить свое видение, указать, что им нравится или нет.
Параллельно обучению магистранты пишут диссертацию. Диссертации будут построены на материалах АФК «Системы». Мы будем стремиться к тому, чтобы каждая магистерская диссертация стала неким инновационным проектом для компании. Через год посмотрим, что из этого получится.

2. Новые факультеты создаются ведь по очень разным направлениям. Девальвация диплома в любом вузе может быть лишь в том случае, когда плохо учат. Если учат хорошо, хоть десятки новых факультетов ты откроешь, уровень образования, качество диплома не пострадают. Поэтому никакой беды в этом я не вижу. Корпоративные факультеты, наоборот, являются некой площадкой, где можно сосредоточить первоклассный преподавательский состав.

Итак, пока юные факультеты МГУ находятся в конце первого – начале второго этапа схемы «Нововведения в России», пожелаем удачи и терпения их сотрудникам, а учащимся — успехов и еще раз успехов.

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Юбилей факультета

Спорт

Студентка

Инновационный университет

На пользу науке

Мир творчества

Твоя жизнь, студент!

Будни и праздники университета

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу