№ 31 (4222)
октябрь 2007

Московский университет приветствует иностранных выпускников российских вузов

Президиум заседания
В Москве под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации при активном участии и поддержке МИД РФ, Росзарубежцентра, МКС «Инкорвуз–XXI» и МГУ имени М.В. Ломоносова 1–3 октября прошел Второй Всемирный форум иностранных выпускников российских (советских) высших учебных заведений.

В форуме приняло участие более 1000 человек из 110 стран. Этот форум — одно из крупнейших мероприятий по повышению престижа российского образования и России в целом.

Торжественное открытие и первое пленарное заседание форума состоялось 1 октября в Колонном зале Дома Союзов. В своем выступлении ректор МГУ В.А. Садовничий отметил важность фундаментального образования российских и советских вузов, благодаря которому многие выпускники, вернувшись к себе на Родину, стали профессионально состоявшимися, успешными людьми, а также подчеркнул необходимость создания и развития международных институтов повышения квалификации, переподготовки кадров при непосредственном участии и поддержке выпускников высших учебных заведений России и Советского Союза. Также в своем выступлении ректор МГУ отметил высокую роль русского языка как средства межнационального общения.

Второй день форума был посвящен работе секций. Московский университет так же, как и в 2004 году, во время первого форума, принял в своих стенах самую большую по количеству участников секцию «Деловое сотрудничество с иностранными выпускниками российских и советских учебных заведений и их объединениями». В зале собрались более 180 представителей 70 разных государств, а также представители Торгово-промышленной палаты России, Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, научно-исследовательских центров, предприятий и производственных объединений, вузов и общественных организаций.

Своеобразным символом единения стало исполнение на открытии гимна всех студентов «Gaudeamus».

Открывая работу секционного заседания, проректор МГУ Н.В. Семин отметил важность создания единого научно-образовательного, делового и гуманитарного пространства в современном мире. Рассказав о работе Московского университета по созданию и развитию своих филиалов и представительств, которые становятся настоящими университетскими точками притяжения, служат высокому делу науки и образования, обеспечивая возможность контакта и взаимодействия с нашим университетом за пределами России, Н.В. Семин упомянул об инициативе Московского университета по созданию системы Институтов Ломоносова как центров распространения русского языка и культуры за рубежом. Эта система призвана служить дальнейшему сплочению и организации не только выпускников, но и всех, кому близка российская академическая и научная школа, российские образовательные традиции. Также в своем выступлении он затронул проблему развития системы эффективного партнерства образовательного и бизнес-сообщества, взаимодействия между образовательными и деловыми кругами.

К участникам секции с приветственными словами обратились заместитель начальника Управления международного образования и сотрудничества Федерального агентства по образованию А.В. Талонов, представитель Министерства образования и науки РФ, председатель государственной инспекции по аттестации учебных заведений России Ю.П. Акимов, директор Департамента международного сотрудничества Торгово-промышленной палаты РФ С.В. Васильев и президент Общества российско-болгарской дружбы, вице-президент Международной ассоциации выпускников МГУ Любомир Коларов.

В ходе работы секции были прослушаны более чем 30 докладов и кратких выступлений. Участники заседания выразили единодушие в признании необходимости развития и укрепления деловых и экономических связей своих стран с Россией, российскими предпринимателями. Они подчеркивали важность таких контактов и объединения общих усилий для развития мировой экономики и процветания России. Многие иностранные выпускники, являясь руководителями предприятий, фирм, научно-исследовательских центров, в настоящее время проявляют большой интерес к России, видя те успехи, которых она добилась на путях реформирования своей экономики.

Без дружеских контактов невозможно деловое сотрудничество
Были приведены конкретные примеры успешного сотрудничества России с зарубежными странами при непосредственном участии выпускников. Также участники заседания, представители национальных объединений и отдельные выпускники отметили, прежде всего, огромный вклад советских и российских учебных заведений, научно-исследовательских учреждений России и стран бывшего СССР в подготовку высококвалифицированных кадров для многих стран мира. По результатам своей работы участники секции приняли итоговые рекомендации, в которых говорилось о развитии всесторонних контактов с выпускниками, привлечении ассоциаций выпускников к созданию и развитию деятельности российско-национальных университетов, зарубежных русскоязычных школ и филиалов российских вузов, а также о развитии системы эффективного партнерства образовательного и бизнес-сообщества.

На следующий день Актовый зал Главного здания Московского университета открыл свои двери для проведения завершающего пленарного заседания и закрытия форума. Открывая заседание, министр образования и науки А.А. Фурсенко высказал благодарность ректору МГУ за возможность проведения этого мероприятия в стенах известнейшего вуза и пожелал собравшимся продуктивной и плодотворной дальнейшей работы.

Выступая в последний день форума, ректор МГУ В.А. Садовничий рассказал собравшимся о Московском университете, о его стремительном росте и развитии как в фундаментальной и научно-образовательной сферах (речь шла об увеличении количества факультетов, запуске трех новых спутников по совместным международным программам), так и в хозяйственной: приобретении высокотехнологического дорогостоящего оборудования, капитальном строительстве и благоустройстве на новой территории.

Многие выступающие в рамках пленарного заседания, среди которых было много выпускников Московского университета, в своих обращениях выражали глубокую благодарность советским и российским вузам за большую помощь в подготовке отличных специалистов для всего мира и подчеркивали свою готовность оказывать содействие непрерывному развитию широких отношений в культурном, общественном, экономическом, торговом, профессиональном и гуманистическом направлениях между их странами и Российской Федерацией. Были высказаны пожелания дальнейшего активного развития отношений между ассоциациями выпускников и их «второй Родиной». Много говорилось о той роли, которую ассоциации играют в своих странах, являясь своеобразными популяризаторами системы русского фундаментального образования у себя на родине.

Приветствуя оргкомитет и участников II Всемирного форума, многие из выступавших благодарили за его прекрасную организацию и за приглашение, за ту возможность, которую им дал форум, — возможность вернуться в молодость и вспомнить счастливые студенческие годы, познакомиться с достижениями России и российской научной школы, а также пообщаться с коллегами из многих стран мира, со своими однокурсниками и друзьями студенческой поры.

В конце работы пленарного заседания были подведены итоги работы секционных заседаний.

Итоги первой секции «Актуальные проблемы организации обучения иностранных граждан в российских вузах, повышения квалификации выпускников российских и советских учебных заведений» подвел проректор Российского университета дружбы народов Г.Г. Соколов.

Он отметил, что необходимо продолжать развивать сотрудничество с зарубежными странами в области образования, поручить России обучать как можно больше и как можно лучше иностранных граждан, всеми возможными способами укреплять сотрудничество с национальными ассоциациями выпускников и дать им больше возможностей принимать участие в подготовке кадров для своих стран в Российской Федерации.

Одним из итоговых пунктов был вопрос об академическом признании. Было рекомендовано оказать содействие в признании дипломов, то есть работать с министерствами образования в других странах, с профессиональными организациями, занимающимися вопросами трудоустройства.

С итогами по работе второй секции «Деловое сотрудничество с иностранными выпускниками российских и советских учебных заведений и их объединениями» выступил президент Общества российско-болгарской дружбы, вице-президент Международной ассоциации выпускников МГУ Любомир Коларов. В своем обращении он заявил, что собравшиеся на секции участники приняли решение предложить Министерству образования и науки Российской Федерации рассмотреть возможности открытия образовательных программ, направленных на введение дополнительной квалификации — переводчик с русского языка, а также о возможности привлечения иностранных выпускников и их ассоциаций для содействия в создании, становлении и развитии деятельности зарубежных русскоязычных школ, филиалов русских вузов и русских национальных университетов.

С итогами третьей секции «Русский язык в странах мира и потенциал его использования в глобальном образовательном пространстве», проходившей в Государственном университете русского языка имени А.С. Пушкина, выступал доктор Шанкар Басу (Индия). В своем выступлении он дал секции следующие рекомендации:

1. Активизировать работу российских высших учебных заведений по созданию новых международных авторских коллективов для написания учебников для различных стран и контингентов учащихся и создать устойчиво функционирующие каналы направления в страны учебно-методической, художественной, научной литературы для изучающих русский язык в этих странах;

2. Более четко информировать заинтересованные органы образования и учебные заведения в странах о российских стипендиях на подготовку специалистов в области русского языка и литературы;

3. Развернуть на базе российских центров науки и культуры систему повышения квалификации преподавателей русского языка;

4. Рассмотреть возможность реализации в рамках деятельности фонда «Русский мир» следующие направления работы:

— поддержка национальных ассоциаций выпускников российских (советских) вузов в зарубежных странах;

— восстановление системы направления на работу преподавателей русского языка и литературы за счет российской стороны и поддержка обеспечения новых направлений преподавания русского языка, сложившихся в современном мире: русский язык в экономической сфере, русский язык в сфере туризма, современные дистанционные методы обучения языку, расширение использования современных средств массовой информации в распространении русского языка и в его преподавании, обучение русскому языку детей, в том числе соотечественников.

Подводя предварительные итоги работы форума, министр образования и науки А.А. Фурсенко обратился к участникам с предложением активизировать работу по признанию дипломов и созданию условий, при которых люди, которые получили образование в Москве, могли бы добиваться успехов у себя на родине и во всем мире.

От Правительства РФ было дано поручение Министерству образования и науки и Росзарубежцентру о создании дистанционного ресурса для обучения русскому языку.

В конце своего выступления министр и ректор сердечно поблагодарили всех собравшихся и тех, кто участвовал в организации данного форума.

Можно с уверенностью сказать, что подобные форумы служат хорошей базой для укрепления и развития дружбы и сотрудничества между различными странами и играют важную роль в стимулировании будущего взаимодействия на благо стран и народов во всем мире.

Мария Сальникова, нащ корр.

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Дела профсоюзные

Мир науки

Образование

Мир творчества

Студентка

Неравнодушный взгляд

Твое здоровье

На пользу науке

Твоя жизнь, студент!

Будни и праздники университета

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу