№ 33 (4224)
ноябрь 2007

Пресс-служба

Круглый стол Российского союза ректоров

В среду 24 октября в Зале заседаний Ученого совета Фундаментальной библиотеки МГУ состоялся круглый стол Российского союза ректоров и Российского общественного совета по развитию образования «Перспективы формирования нового образовательного законодательства». В работе круглого стола приняли участие 114 представителей различных вузов России, государственных региональных структур и корпоративных объединений.

Основной задачей заседания стала выработка комплекса рекомендаций к готовящемуся проекту нового федерального закона «Об образовании в РФ», первая редакция которого была представлена участникам круглого стола, а окончательная должна увидеть свет уже в начале декабря этого года.

Заседание открыл президент Российского союза ректоров ректор МГУ академик В.А. Садовничий. По мнению Виктора Антоновича, нужно выработать современный глоссарий правовых понятий образовательного законодательства, а также определить статус образовательных организаций и узаконить запрет на приватизацию учебных учреждений. С другой стороны, надо стимулировать взаимодействие образовательных организаций с работодателем, чтобы обеспечить выпуск востребованных специалистов.

Выступления продолжил председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуальной собственности ректор ГУ-ВШЭ Я.И. Кузьминов, который более подробно коснулся проблем современной системы образования в России и путей их преодоления, предусматриваемых проектом нового закона.

«Становясь цивилизованными, мы больше не вправе отдавать закон на откуп исполнительной власти», — заявил Я.И. Кузьминов. Так, например, сейчас нет ясно регламентированного механизма перехода из одного вуза в другой. Другая проблема — это классификация учебных заведений. Каждый статус (институт, университет или академия) должен иметь правовые основы, а не быть пустой вывеской.

Нужно установить систему полномочий, которая предотвращала бы передачу регионального бюджета в частные руки, но не исключала бы такую возможность в случае участия корпораций в создании востребованных в данном регионе направлений образовательной деятельности.

Заместитель декана юридического факультета МГУ А.Е. Шерстобитов выступил с докладом «Об основах законодательства об образовании». Он пояснил, что хотя юридический факультет МГУ является официальным разработчиком проекта нового кодекса об образовании, в его создании оказывают помощь практически все вузы России, в которых есть сильные юридические школы. Благодаря этому сейчас уже есть возможность обсуждать постатейную структуру нового кодекса.

Выступавший коснулся многих специфических правовых вопросов образовательного законодательства: разработка понятийного аппарата, решение теоретических проблем и согласование правовых норм и институтов. Решение этих проблем позволит создать интегрированный кодифицированный акт, предъявляющий единые требования к образованию.

С концепцией нового кодекса выступил главный научный сотрудник Института развития образования М.В. Кротов. В соответствии с концепцией, преодоление «закрытости» системы образования должно опираться на переход от контроля над процессом обучения к контролю над его результатами. Для этого должны быть введены экзамены, которые принимались бы профессиональным сообществом с минимальным участием учебного заведения. Таким образом, требования к знаниям и умениям выпускника выйдут на первый план и будут способствовать его профессиональной компетенции и востребованности на рынке труда.

Двухуровневое образование должно стать общим принципом в любой специальности, а его программа будет предусматривать подготовку претендентов на определенную должность.

Повышение академического престижа учебных заведений планируется достичь путем отказа от обязательных госстандартов и от статуса диплома государственного образца, оставив за работодателями и другими вузами право оценивать статус диплома основываясь лишь на авторитете выдавшего его вуза. Тот же подход должен быть распространен и на послевузовское образование — ученый совет вправе будет признать или не признать ученую степень или звание, присвоенные другим вузом.

Для повышения статуса работника образовательного учреждения ему может быть присвоен статус, аналогичный статусу госслужащего. Для работников профессионального образования предусмотрен другой подход. Кроме декларируемых финансовых преимуществ предлагается стимулировать их морально — званиями, наградами и орденами.

Надлежит ввести запрет на совместительство по преподавательской деятельности, оставив лишь за учреждениями профессионального образования право на его отмену.

После докладов началось их обсуждение. В.А. Садовничий согласился с тем, что совместительство представляет собой проблему, мешая качественному преподаванию. На вопрос о правовых инструментах ограничения совместительства М.В. Кротов указал условия контракта с основным вузом, а ректор МГУ напомнил об успешном применении положительного стимулирования.

Среди вопросов, заданных участниками круглого стола, были такие, как проблема несвободы ректора или директора школы в целевом расходовании средств; узаконение процедуры экспериментов по введению инноваций в системе образования; регламентация роли общественных организаций в системе управления образованием, создание специфических региональных структур, координирующих связь образования с рынком труда; вопрос об участии частного капитала в бюджете образовательных учреждений.

Кирилл Менчинский, наш корр.

Рекомендации круглого стола Российского союза ректоров и Российского общественного совета по развитию образования «Перспективы формирования нового образовательного законодательства» читайте в следующем номере газеты «Московский университет».

 

Подготовка госуправленцев: особенности, проблемы, перспективы

Работа круглого стола
Экономика знаний — наше все. Это аксиома, которая в настоящий момент уже не требует ни подтверждений, ни доказательств. На то она и аксиома. Ярчайшим ее проявлением стал богатый на события день 19 октября. С утра начало свою работу Российское научное экономическое собрание «Проблемы модернизации экономики и экономической политики России. Экономическая доктрина Российской Федерации», а уже днем стартовал Второй Фестиваль науки в городе Москве. Однако поговорим об экономическом собрании, в рамках которого состоялся круглый стол «Подготовка государственно-управленческих кадров высшей квалификации».

«Проблема воспитания госслужащих возрастает не только в России, но и во всем мире. Отмечается своеобразный бум “Как правильно готовить госслужащих?”» — открыл работу круглого стола его руководитель директор Высшей школы государственного администрирования МГУ имени М.В. Ломоносова академик РАН В.Л. Макаров. Кстати, ВШГА МГУ и являлась организатором данного круглого стола, и это вполне логично, так как образовательная программа, реализуемая школой (с февраля 2007 года ведется подготовка магистров по программе «Государственное администрирование» по направлению «Менеджмент»), нацелена на подготовку настоящих госслужащих. Что подразумевается под понятием «настоящих госслужащих», в чем заключена специфика подготовки не просто госслужащих, но чиновников высшей квалификации — не только эти вопросы горячо обсуждались в рамках круглого стола.

По словам В.Л. Макарова, «необходимо правильно объяснить народу, что такое “государственный чиновник”». Грубо говоря, люди должны четко понимать соответствие того или иного чиновника его полномочиям, чтобы сравнение должностных полномочий чиновников было четким и понятным. К примеру, пусть чиновник второго ранга — это полковник и т. п. «Во многих странах это играет немалую роль в борьбе с коррупцией», — резюмировал В.Л. Макаров.

Что ж, злободневность полемики круглого стола очевидна. Докладчики делились собственным опытом, видением проблемы и ее возможных решений. Отметим, что эта полемика действительно соответствовала формату круглого стола: от обсуждений участники переходили к аргументированным спорам. О многом говорит хотя бы тот факт, что вместо запланированного времени в два с половиной часа, круглый стол работал на час больше. Остановимся на наиболее, так скажем, «острых» моментах обсуждений.

«Экономическое мышление современного управленца должно базироваться на понимании целостности общества, неразрывности процессов, происходящих в нем, — начала свой доклад преподаватель комплекса экономических теоретических дисциплин Е.А. Бренделева. — Мы не можем рассматривать экономику в вакууме, как это было в девяностых годах. Свобода будет во благо только в обществе с соответствующей системой институтов, предусматривающих сдерживающие механизмы отдельных чисто рыночных явлений, будь то рейдерство или бесконтрольная деятельность монополий как порождения рынка».

В.Л. Еремин (слева) и В.Л. Макаров (справа)
Не секрет, что преподавание различных дисциплин все более активно переводится на практические рельсы. Собственно и сами учащиеся зачастую желают снижения теоретизированности преподавания. На резонный вопрос В.Л. Макарова, нужно ли будущим госслужащим несколько по-иному рассказывать об экономике, приводить больше примеров, а не теории, Е.А. Бренделева ответила: «На основе теории стоит давать конкретные практические знания». Полемика еще более оживилась:

В.Л. Макаров: «То есть вы хотите сказать, что Грефу с Кудриным плохо преподавали экономику?»

Е.А. Бренделева: «Да! Образование чиновника должно быть очень широкое. Экономика без взаимодействия с социально-политической сферой невозможна. Как сказал один лауреат Нобелевской премии по экономике, экономическая наука вредна, ее надо давать дозировано, иначе в обществе будет катастрофа».

Открытых вопросов в проблеме подготовки государственно-управленческих кадров высшей квалификации немало. Тем не менее, их активно решает (нередко, видимо, методом проб и ошибок) Высшая школа государственного администрирования МГУ. «Перед государственно-управленческим аппаратом стоят комплексные задачи, решение которых находится на стыке дисциплин и видов деятельности, — начал свой доклад «О внедрении компетентностного подхода в практику подготовки магистров государственного администрирования» заместитель директора ВШГА МГУ по учебной работе П.В. Мельник. — В связи с этим магистерская программа ВШГА строится не просто на обсуждении совместных кейсов, проведении семинаров-практикумов и осуществлении комплексных проектов, а в первую очередь на определении “узловых точек” — фундаментальных единиц деятельности государственного управленца, того, что сегодня называют “ключевыми компетенциями”».

Общесистемная экономическая подготовка, коммуникативная компетентность, подготовка в конкретной отраслевой области — вот что требуется в подготовке госслужащих высшего уровня, по мнению первого заместителя губернатора Красноярского края А.В. Новака.

Доклады магистрантов ВШГА МГУ недвусмысленно давали понять, что, вероятно, совсем скоро начнет кардинально меняться откровенно настораживающая ситуация, сложившаяся годами, так скажем, в поле деятельности многих «высоких» госуправленцев. Согласитесь, нередко причиной неэффективной работы чиновника является не то, что он такой нехороший человек и работает в неграмотно выстроенной системе, а то, что качество его знаний и опыта, вероятно, недостаточно, или же просто не лежит душа у человека к занимаемой должности, а уйти с нее по ряду причин он уже не может. Кроме того, рядовой чиновник, в основном, занят текущими делами, у него уже не остается времени и сил на кардинальные преобразования и глобальные действия.

На образовательную программу ВШГА многие возлагают большие надежды. Школа активно работает не так давно, но многие проблемы подготовки будущих работников высших государственно-административных служб уже выявлены и учтены в программе ВШГА.

Кстати, занятия в ВШГА увязываются и с анализом разработки, реализации крупных социальных проектов и программ национального масштаба, региональных целевых программ. Важное знание имеет также прохождение практики, стажировки непосредственно в органах высшей государственной и региональной администрации. Так, этим летом слушатели первого набора ВШГА уже прошли таковые практики. «Некоторые, в числе которых был и я, — вспоминает магистрант ВШГА Антон Губницын, — проходили практику в Аппарате Правительства Российской Федерации. Я проходил стажировку в пресс-службе в информационно-аналитическом отделе». На вопрос, не сожалеете ли, что стали обучаться по этой программе (все-таки ВШГА — юный факультет МГУ), Антон без долгих раздумий ответил: «Нет, конечно. Ни о каком разочаровании и речи быть не может. Сейчас, видимо, желания конкретизировались. Сначала я расценивал свой приезд в Москву из Северодвинска как огромный шанс. Теперь же понятно, какую конкретно пользу ты можешь извлечь из всего этого. Очень хорошо, что большинство наших занятий ведут практики, работающие в различных структурах власти на протяжении уже многих лет». Причем в июне и в конце октября для проведения практических занятий в ВШГА приезжали французские коллеги из Национальной школы администрации ENA. Летние семинары были посвящены проблеме децентрализации во Франции и в России, проблеме взаимоотношений между различными органами власти. Осенний цикл семинаров был посвящен управлению рисками в государственном администрировании.

Интересен факт, что среди магистрантов школы крайне низок процент москвичей. Вернутся ли в регионы магистранты после окончания обучения? «Думаю, большинство магистрантов нацелены на то, чтобы продолжать работать именно в своем регионе, — рассуждает А. Губницын. — Как я понимаю, изначально замысел всей этой образовательной программы и заключался в том, чтобы подготовить специалистов для органов власти именно в регионах. Не случайно нас оттуда, по большому счету, и набирали. Было бы странно набрать нас из регионов, выучить в Москве, чтобы мы и остались работать в столице».

Об итогах работы круглого стола «Подготовка государственно-управленческих кадров высшей квалификации» и ближайших планах ВШГА рассказал первый заместитель директора Школы В.Л. Еремин: «Для нас очень важны подобные мероприятия. С одной стороны, мы заявляем о себе, а с другой — ведем открытый диалог с представителями власти, бизнеса, науки и образования. В перспективе — разработка и запуск новых программ, расширение международного сотрудничества. Мы хотим, чтобы наше образование было востребовано и отвечало на вызовы не только сегодняшнего дня, но и завтрашнего».

Надежда Пупышева, наш корр., в подготовке материала участвовала Надежда Камаева

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Эхо фестиваля

Юбилей факультета

Студентка

На пользу науке

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу