№ 35 (4226)
ноябрь 2007

XVII Генеральная ассамблея UNICA в МГУ — «Будущее европейских университетов в XXI веке»

Пленарное заседание: В.А. Садовничий и Артур Меттингер
В Московском университете с 8 по 11 ноября прошла 17-ая Генеральная ассамблея Ассоциации университетов европейских столиц (UNICA), в которой приняли участие около 30 ректоров и проректоров, представляющих 25 ведущих университетов из 23 стран. МГУ имени М.В. Ломоносова, единственный университет из стран СНГ, входящий в Ассоциацию, является ее членом с 2003 года. Всего UNICA, основанная в 1990 году, объединяет свыше 40 университетов из более 30 стран. В ее основные задачи входит содействие повышению качества образования, взаимодействию, сотрудничеству и координации университетов Европы.

Генеральная ассамблея является высшим органом Ассоциации, а оперативное руководство осуществляет президиум (5 человек в ранге ректора или проректора). На пленарном заседании 9 ноября в зале заседаний Ученого совета в Фундаментальной библиотеке МГУ состоялись выборы президента и состава президиума UNICA. Президентом в ходе тайного голосования был избран ректор Кипрского университета профессор Ставрос Зениос, который 1 января 2008 года сменит на этом посту действующего президента Ассоциации, вице-президента Венского университета профессора Артура Меттингера. Сформирован новый состав президиума, принято решение о проведении следующей Генассамблеи в Карловом университете в Праге, рассмотрены стратегические и тактические аспекты работы Ассоциации.

UNICA — ассоциация, роль которой, без сомнения, сложно переоценить. Само по себе сетевое взаимодействие ведущих европейских университетов дорогого стоит. Для Московского университета важно и отношение (а точнее, внимание) государства к высшему образованию. Поэтому оглашенное на пленарном заседании XVII Генассамблеи UNICA приветствие участникам от министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко подчеркивало важность этой организации и значимость участия в ней Московского университета для образовательной системы страны: «Я искренне рад, что старейший и крупнейший из российских вузов активно участвует в работе этой престижной Ассоциации… Я убежден, что ассамблея послужит хорошей базой для укрепления и развития дружбы и сотрудничества между различными странами».

На обсуждение семинара ректоров 9 ноября Московский университет по праву хозяина вынес вопросы фундаментального образования, автономии университетов и роли фундаментальной науки в университетах. Научное объяснение мира и передача знаний будущим поколениям — в этом заключается главное предназначение университетов. Однако, по словам В.А. Садовничего, невозможно игнорировать сокращение числа исследований и исследователей, уменьшение доли диссертаций, защищаемых по естественным наукам, в то время как в десять раз увеличилось число защит диссертаций по экономическим наукам. Велика угроза дефундаментализации российского образования. Не обошла внимание Виктора Антоновича и критика непродуманного толкования некоторых аспектов Болонского процесса. Среди его плюсов — узнаваемость дипломов, мобильность студентов и преподавателей. К минусам, в первую очередь, относятся лишение фундаментальности образования, а также то, что обучение в магистратуре зачастую становится платным, а это многим учащимся просто непосильно.

Бывший ректор парижского Университета им. Пьера и Марии Кюри (УПМК) профессор Жильбер Березья рассказал, что сейчас в Европе «мы обучаем очень много докторов. Однако дефицит в специалистах такого уровня еще наблюдается». В связи с этим при УПМК был создан Институт подготовки докторов (the Institute of Doctoral Training), в задачи которого входит разработка индивидуальных планов для докторов. При этом доктор должен знать о функционировании частного сектора, разбираться в финансовой сфере. «Кандидат в доктора должен писать свою работу не более пяти лет», — резюмировал Ж. Березья. Возможно ли сравнивать, скажем так, качество европейских докторов и докторов наук России, которые работают над диссертацией нередко по 20–30 лет? То есть наш современный кандидат наук соответствует западному выпускнику Ph. D (и это на Западе признается), а аналога российскому доктору наук практически не существует. Как сказал В.А. Садовничий, «градация ученых степеней повышает авторитет ученого, важность его работы. Мы считаем, что Россия не должна отказываться от такой системы».

Своим взглядом на применение принципов Болонской системы в российском медицинском образовании поделился декан факультета фундаментальной медицины МГУ академик В.А. Ткачук: «Получается, что нам надо сначала подготовить медсестру / фельдшера, а из них потом делать врачей? — рассуждал В.А. Ткачук. — Любой врач вам скажет, что так делать нельзя». Плюс ко всему, Болонская система предполагает мобильность студентов и преподавателей. Но одно дело, когда человек переезжает из семестра в семестр в различные вузы, занимаясь при этом филологией, историческими науками, и совсем другое, когда человек обучается на медика. «Студент не должен путешествовать ради процесса, а должен получать информацию из разных источников, анализировать, сравнивать», — началась открытая дискуссия в продолжение семинара ректоров. Где бы только взять таких сознательных студентов, чтобы они переезжали из страны в страну лишь ради учебы? К тому же в каждой стране, насколько бы сильно интегрирована в мировое сообщество она ни была, существует собственная специфика преподавания, да и жизни в целом. Какова будет эффективность обучения при смене университета, пусть даже раз в год?

«Когда чиновники говорят, что все должны быть одинаковыми, мы настаиваем на сохранении собственной высокой планки образования. Мы не против Болонского процесса, но должны взять из него все самое лучшее, сохраняя фундаментальность образования», — объяснил В.А. Садовничий. Последовавшие комментарии участников Генассамблеи несколько обнадежили: «Я смею вас заверить, что наши взгляды (университетов, входящих в состав UNICA — «МУ») на Болонский процесс во многом совпадают», «наша главная обязанность — обеспечить будущее наших обществ. Мы должны обеспечить доступность качественного образования, а не образования как такового. При этом основой качественного образования должна быть фундаментальность».

Что ж, хочется верить, что вполне конструктивный диалог о реалиях Болонской системы прояснил позицию представителей университетов разных стран. В свою очередь, Московский университет критикует не Болонский процесс, а способы его реализации. Тем временем МГУ не только развивается, но и расширяется, о чем рассказал на ректорском семинаре UNICA В.А. Садовничий. В структуре Московского университета на сегодняшний день 39 факультетов, 15 НИИ, 377 кафедр, где работают около 9 тысяч докторов и кандидатов наук, обучаются более 40 тысяч студентов. В.А. Садовничий планирует увеличить число учащихся до 100 тысяч человек.

Завершением работы ректорского семинара 9 ноября стало подписание соглашения о сотрудничестве между Московским университетом и Университетом г. Загреба (Любляна) ректорами В.А. Садовничим и А. Бьелиш.

Кто знает, возможно, представители европейских университетов, посетив МГУ, узнав позиции своих коллег, не только скажут, что в России все-таки хорошее образование, но заинтересуются конкретными его аспектами и попытаются реализовать их уже в своих университетах.

Надежда Пупышева, наш корр.

 

Вручение памятной медали мэру Москвы Ю.М. Лужкову
Заключительное заседание XVII Генеральной ассамблеи UNICA прошло в субботу в Фундаментальной библиотеке МГУ.

На заседании присутствовал мэр Москвы Ю.М. Лужков. В своей речи Юрий Михайлович особо отметил, что без высшей школы нет будущего ни у одного из государств, а Россия всегда относила себя к странам, у которых отношение к образованию и фундаментальной науке было уважительным. Мэр выразил опасения по поводу грядущих реформ высшего образования. В частности, навязываемая система бакалавриата станет реальностью уже с 2009 года. Мэр также заметил тревожную тенденцию к удешевлению процесса обучения в высшей школе и стремление как можно быстрее «вытолкнуть студента из бюджетной системы образования», что негативно отражается на качестве даваемых знаний. По статистике, в Москве сосредоточено 6% населения страны и до 80% ее научного потенциала, поэтому сотрудничество университетов и столицы является насущной необходимостью. Ю.М. Лужков заявил о необходимости для студентов овладевать навыками менеджмента и организационного управления и рассказал о том, что в течение нескольких лет у Правительства Москвы существует правительство-дублер, состоящее из студентов, которые на один месяц в год берут управление городом в свои руки, внося свежие идеи, проекты, замечания. Нет дублера лишь у Юрия Михайловича. В.А. Садовничий заметил, что идея о молодежном ректорате (по аналогии со студенческим правительством) более чем актуальна и будет претворяться в жизнь. Мэр не обошел вниманием и вопрос технического оснащения вузов, которое еще во многом отстает от мирового уровня.

Вторым докладчиком заседания стал президент UNICA, проректор Венского университета Артур Меттингер, который признался, что поражен научными достижениями МГУ и очень рад сотрудничеству с Московским университетом, которое предполагает применение в обучении принципов Болонского процесса. Основная цель Болонской системы — повышение качества образования, прозрачность учебного процесса и равенство университетов. Среди причин важности взаимодействия университетов со столицами Артур Меттингер отметил культурный и научный вклад университетов в жизнь городов, большой творческий потенциал студентов, а также то обстоятельство, что UNICA является одним из основных работодателей в европейских столицах.

А.И. Владимиров, ректор РГУ им. И.М. Губкина, обратил внимание собравшихся на трудности применения положений Болонской модели к национальным образовательным системам, в частности, к жестким срокам обучения в России. Как представитель технического вуза он также заметил, что отечественная промышленность не воспринимает бакалавров, а новая система образования не предусматривает магистратуры для некоторых направлений обучения, в частности, для химиков-технологов, которые просто обязаны быть высококлассными специалистами в своем деле.

Ставрос Зениос, новый президент UNICA, рассказал о своем видении университета как социального и экономического феномена, а также о влиянии просвещенных людей на экономический прогресс путем инноваций. Думается, все присутствующие согласились со сформировавшейся несколько лет назад концепцией «знания — инновации — экономический рост», которую он озвучил. Господин Зениос также предложил модель взаимодействия университетов и городов по принципу «тройной спирали»: университеты — правительство — промышленность. Коснулся он и современных дебатов по поводу преимуществ технократического образования над гуманитарным или фундаментальным. На примере США Ставрос Зениос показал, что выбор наиболее привлекательных для жизни городов там напрямую зависит от количества людей, вовлеченных в инновационные проекты на территории этих городов.

Н.Н. Гриценко, президент Академии труда и социальных отношений, рассказал о тех дополнительных возможностях и обязанностях, которые входят в компетенцию относительно новой для российского высшего образования должности президента. В частности, президент вуза помогает ректору в его деятельности, представляет интересы вуза в государственных и общественных организациях, разрабатывает концепцию стратегического развития вуза. Н.Н. Гриценко также сообщил, что в ближайшем будущем планируется разработка Образовательного кодекса, одним из положений которого станет обязанность устраивать экспериментальную проверку для любых инноваций в образовании.

Заседание закончилось торжественным подписанием меморандума и соглашения (намерений) о сотрудничестве между UNICA и Российским союзом ректоров. Этот знаменательный день был отмечен еще одним событием — в субботу исполнилось 15 лет со дня основания РСР, в честь чего В.А. Садовничий вручил президенту UNICA Артуру Меттингеру и мэру Москвы Ю.М. Лужкову памятные серебряные медали.

Елена Тихонова, наш корр.

Первая полоса

Вести МГУ

Конференции

Пресс-служба

Эхо фестиваля

Твоя жизнь, студент

Инновационный университет

Студентка

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу