№ 1 (4232)
январь 2008

Рубрику ведет
Надежда Пупышева

Мехмат: откровения и советы

Восстановление в Московском университете факультетской системы произошло в далеком и одновременно близком 1933 году, а точнее 1 мая. Именно в этот день также был создан великий и могучий (без сарказма) механико-математический факультет. В 1953 году мехмат «переехал» в новое здание на Ленинских горах. Тогда же оформилась современная структура факультета: два отделения — математики и механики. Сейчас гигант-мехмат — это 24 кафедры и 14 научно-исследовательских лабораторий.

Не секрет, что механико-математический факультет МГУ является одним из ведущих центров подготовки в области математики и механики в нашей стране. Да и столь распространенное мнение представителей некоторых факультетов («поступить сложнее, чем учиться») на мехмат, видимо, не распространяется. О специфике жизни и деятельности факультета поговорим с его выпускниками и студентами.


1. Почему при поступлении вы выбрали именно механико-математический факультет МГУ?
2. В чем заключается специфика обучения, нужно ли что-то менять?
3. Расскажите о наиболее курьезных случаях, произошедших с вами в период обучения?
4. Кто наиболее запомнился среди профессорско-преподавательского состава? Чем?
5. Что бы вы хотели сказать, пожелать факультету, руководству университета?

Андрей Осипцов, выпуск 2005 года, кандидат физико-математических наук
1. В старших классах я увлекся научными исследованиями, в школе они поощрялись, мне хотелось получить самое лучшее образование в области математики и механики, продолжить заниматься наукой. Про мехмат знал еще с детства, что там самые жесткие условия отбора, самый высокий уровень сложности преподаваемой математики (и механики!), что на мехмат поступают самые амбициозные люди, а ведь именно они составят мой будущий круг общения.
2. Специфика обучения? Английский язык. Преподавание иностранного языка не соответствует уровню выпускника МГУ, а ведь именно навыки владения языками зачастую становятся определяющими при приеме кандидатов на работу. Считаю, нужно качественно изменить уровень преподавания английского, увеличить количество даже не часов в неделю, а лет преподавания — с двух до пяти.
3. Особых курьезов не было.
4. Более всего запомнился Анатолий Мечиславович Седлецкий! Этот человек своими лекциями по математическому анализу выработал у меня четкость и строгость математических рассуждений, а также послужил примером блестящего оратора, способного удерживать внимание огромной аудитории и создавать напряжение во время всей лекции.
5. Я хотел бы пожелать нынешнему руководству и преподавателям мехмата, а также руководству университета сохранять многолетние традиции самого качественного в России образования в области математики и механики, не допустить коммерциализации преподавания на факультете, уделять больше внимания проблеме воспроизводства кадров, во что бы то ни стало не позволить расщепить факультет на составляющие и присоединить отделение механики к физическому факультету (это может стать окончанием эпохи развития механики в МГУ как самостоятельной дисциплины).

Юрий Невский, выпуск 2005 года
1. Сдавал экзамены везде, где были «олимпиады», в том числе и на мехмат. Очень полезная практика: позволяет факультету отобрать тех, кто подходит, без ущерба для остальных, с одной стороны, и позволяет спокойно сдавать экзамены абитуриентам, с другой стороны.
2. Ничего менять на мехмате не нужно, мне нравится специфика обучения.
4. Наиболее запомнились: А.М. Седлецкий — лектор по матанализу, А.В. Домрин — лектор по комплексному анализу, В.Б. Баранов — лектор по спецкурсу на кафедре аэромеханики — умением вести лекции. А.Н. Осипцов — мой научный руководитель — терпением, необычным подходом к решению проблем, тягой привить своим подопечным лучшие человеческие качества и т. д. Григорьев — семинарист по курсу численных методов — отличными семинарами по его курсу.
5. Хотел бы пожелать факультету принимать экзамены более строго, а учебной части ввести менее жесткие ограничения на допуски к экзаменам и на число пересдач. В конце концов, суть экзамена — в получаемых знаниях. Обе эти меры способствуют тому, чтобы знания по предмету были глубже и обильнее. А еще хорошо бы разбить теормех на два предмета: аналитическую механику и теормех. Все вместе просто нереально сдать в один год на приличную отметку.
Руководству университета желаю терпения и гибкости, чтобы сохранить дух МГУ и качество преподавания в университете на достойном уровне.

Георгий Хмуркин, выпуск 2006 года, 2 г. о. Аспирантуры
1. С 7 класса сильно увлекался математикой. Тем не менее еще в начале 10 класса планировал идти в МФТИ. Под конец 11-го понял, что если серьезно заниматься именно математикой, то надо идти на мехмат МГУ. Немаловажное значение сыграло то, что 10 и 11 классы я оканчивал в СУНЦ МГУ, который многих ориентировал именно на Московский университет.
2. Я бы в корне изменил систему работы факультета. Во-первых, экзамен по каждому предмету сдавали бы в три этапа, равномерно на протяжении всего семестра: коллоквиумы с оценками, из которых бы потом складывалась результирующая. Ликвидировал бы понятия «летняя сессия» и «зимняя сессия». Во-вторых, раза в 3–4 уменьшил бы количество лекций, ибо все равно большинство студентов фактически занимается самообразованием, то есть за неделю до экзамена садится и «поднимает» (часто очень неплохо) предмет с «нуля» по чужим лекциям или учебникам. В-третьих, в образовательном процессе стоит сделать больший упор на решение задач. Наконец, не мешает усилить требования, строгость приема экзаменов на первых трех курсах, когда студент, по сути, собственно и погружается в мир базовых математических идей. На 4–5 курсах студент уже «почти все познал» — по многим предметам идет повторение тех же конструкций, но в разных вариациях и комбинациях.
4. Запомнился семинарист по МСС К.А. Хвостунков. Ходил на его семинары учиться педагогическому таланту, перенимать опыт преподавательской деятельности. Очень талантливый, он мог заинтересовать аудиторию, держать в напряжении и реально дать определенные знания. У нас к нему на занятия ходила почти вся группа, и это притом, что мы тогда учились на 5 курсе, когда у всех работа, дипломы, семьи, дети и вообще дефицит интереса к учебе. Также могу выделить лектора по истории математики Демидова. На его лекциях проникся осознанием того, что я учусь в МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (Космос, к которому я имею счастье быть причастным).
5. Хочется пожелать сотрудникам мехмата и университета в целом, несмотря на возраст и заслуги, упорно заниматься самообразованием, самопросвещением в духовной сфере (в самом широком смысле этого понятия), втягивать на свою орбиту других. Человек высокой культуры (тем более, если он стоит у руля) — начало гармонии в любом учреждении.

Олег Сукнов, выпуск 2005 года
1. Почему поступал на мехмат? Лифты понравились и столовая.
3. Курьезов было очень много. Например, мне вернули в учебной части лекции, которые я прятал в туалете, чтобы списать экзамен.
4. Из преподавателей запомнился К.Ю. Богачев (возможно, единственный человек во всем университете, на мехмате так точно, который ХОРОШО учит людей программированию). Олег Борисович, вы были просто замечательнейшим деканом! Этот человек любил, понимал студентов и заботился о них. Запомнился, конечно, «дядя Петя», П.И. Пасеченко, тоже очень хороший и заботливый человек.
5. Руководству стоит подумать, как заинтересовать студентов и улучшить условия их обучения. Университет безбожно устарел в некоторых вопросах.

Любовь Тупикина, 2 курс
1. Я не ставила перед собой цель учиться именно в МГУ. Просто «заразилась» математикой, а вопросов, где можно изучить ее лучше всего, даже не возникало. Тем более что взяли меня на мехмат после конкурса Intel ISEF без экзаменов.
2. Стоит сделать больше выходных, меньше часов матана и разрешить приходить на лекции с едой. Университет же не школа, и каждый сам для себя решает, как и сколько ему учиться. А надо ли что-то менять в системе обучения, лучше у Чубарикова (исполняющего обязанности декана мехмата, профессора матана) спросить.
4. Запомнились А.А. Тужилин, А.О. Иванов, А.Т. Фоменко с дифференциальной геометрии. Вообще, все люди, которые занимаются геометрией, топологией, объектами в n-мерных пространствах, мне нравятся. Это воображение развивает! А еще, конечно, алгебраист Е.С. Голод, В.Н. Чубариков со своими интегралами. Они большие ученые, энтузиасты, на которых держится современная наука!
5. Пожелать? Студентам — легкой сессии после нелегкого Нового года. А преподавателям — легкого Нового года перед нелегкой сессией (математики шутят…). Если серьезно, то всем, кто учится на мехмате, желаю его обязательно окончить, несмотря на все соблазны, потому что заниматься математикой нереально здорово!

Комментарии, пожалуй, излишни. Будем верить, что искренние переживания выпускников по поводу будущего родного факультета (а он всегда останется таковым: пройдет ли десять лет после выпуска или двадцать), их советы будут услышаны.

Многие отмечали, что мало выпускников остается работать преподавателями. Несмотря на помощь со стороны руководства университета (программы «100+100», постдоки), этого явно недостаточно, зарплата преподавателя МГУ неконкурентноспособна. Но, к сожалению, без государственной поддержки этот вопрос университет решить не может.

Кстати, есть сомнения в справедливости распространенного утверждения, что математики не умеют шутить, и ушедшей в народ фразы-шутки «я не девушка, я с мехмата». Шутки как шутки (правда, с оттенком явной математической логики — по-другому все-таки математики мыслят, нежели представители иных специальностей), девушки как девушки. А вот ароматы, витающие на этажах мехмата, не спутать ни с чем: то ли мысль математика «материальна», то ли приютившиеся на территории царства точной науки лаборатории геофака дают о себе знать... Конечно, сказано не всерьез, но природа этих запахов так и остается загадкой.

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Крупным планом

Лекторий МГУ

На пользу науке

Будни и праздники университета

Взгляд на мир

Спорт

Повестка дня

Личное мнение

Студентка

Наука и практика

Твоя жизнь, студент!

Мир творчества

Новости Москвы

На главную страницу