№ 4 (4235)
февраль 2008

Конференции

Виноградовские чтения–2008

Образ автора — это «особая сфера, в которой лежит объяснение единства различных пластов языка художественной литературы»
Д.С. Лихачев.

Вот уже 39 лет филологи МГУ начинают новый год Виноградовскими чтениями. Чтения 2008 г. были посвящены виноградовскому понятию «образа автора» — категории, соединяющей литературоведение и лингвистику, синхронию и диахронию, язык и речевую деятельность. Интерес современной филологии к субъективному началу и отношению объективного и субъективного выражен целым рядом терминологических новообразований, но стоит ли за ними новая сущность? Сегодня мы понимаем, что многие перспективные направления в филологии берут свое начало в работах 10–30-х годов прошлого века, в том числе в научном творчестве академика В.В. Виноградова.

XXXIX Виноградовские чтения в МГУ открыла декан филологического факультета профессор М.Л. Ремнева. В своем вступительном слове она отметила особое значение личности академика В.В. Виноградова для филологического факультета МГУ, выразила благодарность ученице В.В. Виноградова — профессору кафедры русского языка Г.А. Золотовой, которая уже многие годы является организатором Виноградовских чтений.

Программу открыл доклад И.М. Широнина, показавший связь идей В.В. Виноградова с теоретическими разработками ОПОЯЗа; также в докладе была прослежена история термина «образ автора» и обосновавшего методологическую значимость теории образа автора для современной филологии. В.В. Калугин предложил анализ трех редакций «Жития Трифона Печенгского» (конец XVII в. — начало XVIII в.). Сравнение редакций и списков памятника показало, что агиограф (составитель жития), будучи знаком со строгой книжной нормой, включил в свой текст монастырские записки со всеми их грамматическими ошибками, но при этом он усовершенствовал текст источника композиционно и риторически в соответствии с агиографическим каноном.

В докладе Н.К. Онипенко обсуждалось отношение категории «образа автора» к категории субъекта. Н.К. Онипенко сопоставила идеи В.В. Виноградова со взглядами Г.Г. Шпета, с идеями литературоведческого структурализма и с моделью субъектной перспективы, разрабатываемой в рамках концепции коммуникативной грамматики.

Т.Б. Радбиль продемонстрировал возможности применения разработанной академиком В.В. Виноградовым целостной концепции «образа автора» к нарративным аномалиям у А. Платонова.

И.И. Бакланова проанализировала мемуары об Анне Ахматовой в связи с фактором адресата. В докладе была представлена методика выявления «образа адресата» на основе «постулатов речевого общения» Г. Грайса.

Н.М. Девятова соединила синтаксис сравнительных конструкций и проблему образа автора, в частности соотнесла проблему выбора сравнительного союза с типологией модусов.

М.Ю. Сидорова говорила о трудах грамматистов XIX века, об авторских стратегиях и об «образе грамматиста», который складывается при чтении лингвистических сочинений XIX века. Внимание к грамматикам И.И. Давыдова, А.Х. Востокова, Н.И. Греча, Ф.И. Буслаева, к работам Г.П. Павского и К.С. Аксакова, а также к лингвистической (журнальной) полемике XIX века позволяет выявить те общие черты, которые были характерны для грамматистов того времени: способность представлять систему русского языка во всей ее полноте; соединение диахронного и синхронного взглядов на русский язык; высокие требования к иллюстративному материалу; стремление писать грамматические сочинения языком, близким к художественному; умение создавать термины на базе русского языка, термины, отражающие познанную сущность языкового явления; умение разумно соединять грамматику, логику и психологию.

Состоявшиеся на филологическом факультете XXXIX Виноградовские чтения отличались высоким научным уровнем прочитанных докладов, интересным языковым материалом, тонким лингвистическим анализом, что еще раз убеждает нас в плодотворности намеченного академиком В.В. Виноградовым пути развития русской филологической мысли.

Н.К. Онипенко, филологический факультет

 

Всероссийская школа-семинар
«Этика в связях с общественностью»

На заседаниях школы-семинара
Пятнадцатого января 2008 г. факультет государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова совместно с Ассоциацией преподавателей по связям с общественностью (АПСО) провел всероссийскую школу-семинар «Этика в связях с общественностью». Это мероприятие было посвящено 15-летию ФГУ.

В работе школы-семинара приняли участие преподаватели вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Нижнего Новгорода, Челябинска.

Открывая школу-семинар, вице-президент Ассоциации преподавателей по связям с общественностью, зав. кафедрой факультета государственного управления профессор Л.В. Минаева отметила, что факультет государственного управления уделяет особое внимание проблемам нравственного воспитания студентов — будущих управленцев. Хотя специальность «Связи с общественностью» не является профильной для ФГУ, факультет имеет целый ряд курсов в своем учебном плане, которые позволяют его выпускникам успешно делать карьеру в этой области. Вопросы же профессиональной этики постоянно находятся в центре педагогического процесса, поскольку в своей профессиональной деятельности будущим управленцам придется решать непростые вопросы, затрагивающие интересы многих социальных групп, что потребует четкого следования закону и строгого соблюдения этических норм.

Лекторы школы-семинара — профессор О.Ю. Маркова, доцент Л.В. Азарова (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет) и И.Е. Минтусов (председатель совета директоров группы компаний «НИККОЛО М») подчеркнули, что в настоящее время профессионализм нередко используется для достижения низменных целей: электронные взломщики-хакеры, следователи с высшим юридическим образованием, нарушающие общепринятые нормы морали, коррупция в чиновничьей среде. Профессионализм в современном обществе определяется моральными качествами и нравственным обликом личности. Моральные критерии — исходный пункт определения профессиональной пригодности работника. Главная проблема современного российского общества — нравственное оздоровление общественной жизни.

В ходе работы школы не только обсуждались теоретические проблемы общей и профессиональной этики, но и рассматривались многочисленные кейсы, демонстрирующие этичное и неэтичное поведение специалистов по связям с общественностью в разных ситуациях. Особое внимание было уделено методике преподавания курса «Этика в связях с общественностью», который является важным компонентом государственного образовательного стандарта специальности «Связи с общественностью».

Пресс-служба ФГУ

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Образование

Крупным планом

Памятные имена

Наука и практика

На пользу науке

Конференции

Новости Москвы

Будни и праздники университета

Личное мнение

Твоя жизнь, студент!

На главную страницу