№ 4 (4235)
февраль 2008

Итало-российские летние экологические школы–2007

В природном парке Мадония
В соответствии с соглашением между МГУ имени М.В. Ломоносова и Университетом Палермо, заключенным в рамках Межправительственного протокола о научном и технологическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Итальянской республикой, с 2005 г. в Италии и России ежегодно проводятся итало-российские летние школы. Инициатором и организатором этих школ является Итало-российский институт экологических исследований и образования, основанный 10 лет назад на базе университета в Палермо. Он является межуниверситетским объединением, его деятельность направлена на обмен опытом между университетами России и Италии, главным образом, в сфере естественных наук. В летних школах принимают участие студенты и преподаватели университетов Москвы, Ульяновска, Казани, Перми, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и ряда городов Италии. Для участия в школах отбираются лучшие студенты старших курсов, имеющие опыт самостоятельной исследовательской работы и владеющие английским языком. По результатам летней школы участники получают сертификаты.

Летняя школа в Москве
Итало-российская школа «Мониторинг и биоиндикация природно-антропогенных комплексов» проходила с 6 по 19 августа 2007 г. в Москве и была организована географическим факультетом МГУ. С итальянской стороны в работе школы приняли участие 12 студентов и 2 преподавателя, с российской стороны — 9 студентов. Руководила школой доцент О.А. Леонтьева (ст. н. с. кафедры биогеографии и член директората итало-российской школы). Преподавателями кафедр геохимии ландшафтов и географии почв, биогеографии, гидрологии суши, а также университета Палермо были прочитаны лекции.

Полевой этап школы проходил на Сатинском учебном полигоне географического факультета МГУ в Калужской области. Во время практики студенты прослушали лекции о полигоне и прошли практические занятия по геохимии ландшафтов и географии почв, биогеографии и гидрологии. Им была предоставлена возможность провести собственные небольшие полевые исследования в рамках обозначенной программы и составить по ним отчеты, которые они защищали в последний день практики на заключительной конференции. Студенты и преподаватели имели возможность обменяться опытом преподавательской и научной деятельности, высказать мнение об организации школы.

По общему мнению, школа 2007 года в Москве была проведена на весьма высоком уровне и показала огромные возможности для продолжения диалога и дальнейшей интеграции.

Геологический факультет Университета Палермо
Летняя школа в Палермо
Итало-российская школа «Ресурсы, геологические риски и устойчивое развитие» проходила на о. Сицилия с 1 по 15 сентября 2007 г. Она проводилась силами геолого-геодезического факультета университета Палермо под руководством директора ежегодных школ в Палермо Валерио Аньези и директора школы 2007 г. Леонардо Гато и состояла из двух этапов — лекционного (на базе университета Палермо) и полевого (в г. Джерачи Сикуло и природном парке Мадония). Российская делегация состояла из 12 студентов (географического, геологического и биологического факультетов МГУ, МНЭПУ, Ульяновского, Пермского и Казанского университетов) и трех преподавателей географического факультета МГУ.

Нельзя не признать, что тема школы была выбрана очень удачно, учитывая место ее проведения: Сицилия исключительно разнообразна в геологическом отношении, а знакомство с ее удивительной природой полезно любому натуралисту. Итальянцы обладают большим опытом в изучении современных глобальных изменений природной среды, и столь популярная в настоящее время тема устойчивого развития в Италии считается очень актуальной.

В рамках школы были организованы лекции по геологии, физической географии и биогеографии Сицилии, посещение геологического музея Университета Палермо и университетского Ботанического сада. Университет Палермо, существующий с 1779 г., обладает интереснейшей коллекцией ископаемых остатков различных наземных и морских организмов, часть из которых представлена в музее, основанном в конце XIX века и поддерживаемом силами факультета геологии и геодезии. Ботанический сад, существующий с 1795 г., имеет впечатляющее собрание тропических и субтропических растений. Сад гордится своей коллекцией пальм, кактусов, цикасов, фикусов, араукарий. На его территории расположено несколько памятников парковой архитектуры, таких как пруд Aquarium с водными растениями и бывший учебный корпус с помещением университетского гербария.

Полевой этап проходил в природном парке Мадония, расположенном на севере Сицилии. Горы Мадонии представляют собой флишевые среднегорья, перемежающиеся известняковыми массивами с высотой порядка 2000 м над уровнем моря. Парк Мадония является учебной площадкой для студентов университетов Сицилии. Город Джерачи Сикуло, где проходили занятия школы, расположен на юго-восточной границе парка Мадония. Он был основан греками около 550 г. до н.э. и на протяжении своей истории играл заметную роль, занимая важное стратегическое положение на севере Сицилии. В настоящее время город привлекает туристов остатками средневековых замков и храмов, а также своими народными праздниками, источниками минеральных вод, экологически чистыми продуктами и национальной кухней.

В ходе школы студентам была предоставлена возможность выступить с докладами по результатам своих исследовательских работ, а по окончании школы они получили сертификаты с оценкой их участия в летней школе. Школа дала студентам не только новые знания, но и опыт общения со своими зарубежными сверстниками и представление о системе образования в Европе. Сопровождающие студентов преподаватели также получили ценный опыт, обсудив с итальянскими коллегами вопросы интеграции России в сферу европейского высшего образования, процесса реформирования высшей школы Италии, проходящего в настоящее время, и сопоставления учебных программ университетов обеих стран.

В.А. Миронова, О.А. Леонтьева,
географический факультет

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Образование

Крупным планом

Памятные имена

Наука и практика

На пользу науке

Конференции

Новости Москвы

Будни и праздники университета

Личное мнение

Твоя жизнь, студент!

На главную страницу