№ 4 (4235)
февраль 2008

Образование

Новые программы ВШГА МГУ — новая надежда государства

Магистранты ВШГА с преподавателями из Франции
Не секрет, что только внутреннее разнообразие способно реально поддерживать любую систему в динамическом равновесии. МГУ имени М.В. Ломоносова неустанно это доказывает. Совсем недавно открытые в МГУ инновационные факультеты и корпоративные университеты у многих вызывали небеспочвенные опасения: будут ли новые программы востребованы, «пойдут» ли на них люди. Тем не менее Высшая школа государственного администрирования МГУ, в январе 2007 года осуществившая первый набор слушателей (на магистерские программы направления «Менеджмент»), в январе 2008 объявила набор на программы «Мастер делового администрирования» (Master of Business Administration) со специализациями «Связи с государственными органами (MBA-GR)» и «Государственное администрирование».

«GR-овские программы, — пояснил заместитель директора по учебной работе П.В. Мельник, — это подготовка директоров, их заместителей, консультантов, специалистов коммерческих и иных структур, которые будут взаимодействовать с государственными органами. Программа включает в себя дисциплины, непосредственно касающиеся вопросов взаимодействия бизнеса и власти. Фактически нет ни одной коммерческой организации, которая не взаимодействовала бы с той или иной госструктурой. Каким образом осуществлять это взаимодействие, с кем необходимо решать те или иные вопросы (лицензирования, аренды, налогообложения и т. д.)? Новая программа дает ответы на эти вопросы. От крупнейших компаний страны мы получили положительные рецензии на программу GR: ничего похожего в России они пока не видели».

Открытию новых программ ВШГА предшествовало изучение зарубежного опыта и мировой практики, в связи с чем содержание их адаптировано к программам серии MPA (Master of Public Administration — «Мастер администрирования в государственной сфере деятельности»). Первый заместитель директора ВШГА В.Л. Ерёмин рассказал: «В России пока нет утвержденных государственных требований по программе MPA. Мы вышли из положения, адаптировав подавляющее большинство требований программы MPA к программе MBA, на которую у МГУ есть лицензия. Основные же направления программы аналогичны зарубежным: государственная экономика, госфинансы, госадминистрирование, иностранные языки, международные отношения, административное право».

Набор на новые программы ВШГА буквально только что объявлен, а начать занятия планируется уже в апреле этого года. Программа по GR инновационная, ее пока что никто в России больше не реализует. Будет ли достаточным число желающих обучаться по этой программе? «Да, желающие уже есть, — поделился П.В. Мельник. — Внедрение новых программ должно проходить качественно и оперативно, потому что пока ты семь раз будешь отмерять, другой уже отрежет. К примеру, руководитель одной крупной компании сказал, что по GR-овской программе можно целым департаментом сесть и учиться. Что касается программы госадминистрирования, по ней будет осуществляться подготовка высшего состава государственных управленцев, которые бы в своей работе использовали принципы управления в бизнесе. Не секрет, что государственный менеджмент еще отстает от менеджмента ведущих российских компаний. Новая программа направлена на то, чтобы внести культуру бизнеса в госуправление».

О культуре бизнеса в госуправлении, вероятно, мечтают очень многие, особенно представители, так скажем, гигантов частного сектора. К тому же нельзя игнорировать тенденцию создания все новых крупных госкомпаний, госкорпораций. Кто-то скажет, что консолидация отраслей и вытеснение из них частного капитала далеко не является благом. «Один из вариантов, что госкомпании впоследствии будут приватизированы», — предположил В.Л. Ерёмин. Как бы там ни было, факт остается фактом: госкомпании создаются, и реализация новых программ ВШГА, особенно MBA-GR, как нельзя актуальна. «Еще летом 2007 года, — рассказал В.Л. Ерёмин, — госкомпании проявляли интерес к таким программам. Госкорпорации создаются, а опытных менеджеров не хватает». В чем же главные недостатки современных менеджеров госкомпаний? «Это отсутствие конкуренции. Если в частном секторе, — рассуждает П.В. Мельник, — конкуренция существует, то государственным компаниям это не грозит».

На сегодняшний день главные трудности внедрения новых образовательных программ ВШГА заключаются в подборе преподавательского состава. «Поскольку слушателями программ будут люди уже с высочайшим уровнем подготовки, — пояснил П.В. Мельник, — то преподносимый материал должен разумно сочетать теорию и практику. К преподаванию мы привлекаем руководителей подразделений Аппарата Правительства РФ, ведущих специалистов-практиков министерств, ведомств, крупных бизнес-структур, академиков и профессоров РАН, ведущих учебных и научных заведений Москвы, в первую очередь, конечно, Московского университета».

Кстати, в этом году ВШГА также планирует запустить программы переподготовки и повышения квалификации. По словам П.В. Мельника, «существуют отдельные программы по повышению квалификации и профпереподготовке, касающиеся непосредственно муниципального управления. Одна из российских бед заключается в том, что менеджмент муниципальных образований достаточно слаб, его необходимо специально готовить».

Дальше — больше. «У наших партнеров, — поделился В.Л. Ерёмин, — мы взяли пример реализации программ переподготовки военнослужащих. Хотим открыть такие программы в ВШГА. Ведь после 20–25 лет службы, после выхода офицера в запас, весьма разумным представляется использование такого человека, дисциплинированного, преданного Родине, принципиального, на поприще госслужбы».

Итак, набор на новые программы ВШГА объявлен (обучение по программе МВА длится 2 года, стоимость его — 400 тысяч рублей с оплатой по семестрам). Список заявленных к преподаванию дисциплин, мягко говоря, разнообразен: от традиционных — экономики для менеджеров (микро- и макроэкономика), стратегического менеджмента, государственных и муниципальных финансов — до политического маркетинга, управленческого проекта, противодействия коррупции в органах государственной власти.

Новые программы ВШГА — новая надежда государства. Хочется верить, что так оно и будет. Теперь все зависит от заинтересованности в совершенствовании своих знаний и навыков потенциальных слушателей.

Надежда Пупышева, наш корр.

 

Ученики Пифагора

«Пифагоровы штаны — на все стороны равны». Эту истину все знают со школы, и, наверное, именно поэтому имя Пифагора так твердо закрепляется в памяти на всю жизнь. Однако мало кто знает, что роль Пифагора в математике определяется не только знаменитой теоремой, и даже не тем, что он принес за нее, по легенде, жертвоприношение из 100 быков. Он родоначальник культурной традиции, в которой математическое познание, во-первых, приобретает характер культового, божественного действия, а во-вторых, формулируется в виде общих законов, а не частных фактов.

С 3 по 12 января 2008 г. под Новосибирском прошла зимняя школа «Пифагор–2008» для школьников 6–11 классов. Школа организована Центром образовательных проектов «Сигма» (Новосибирск) и его подразделением «Школа Пифагора» при поддержке факультета педагогического образования МГУ. В этой школе собрались наиболее талантливые ребята из Новосибирска и Новосибирской области, а также с Южного Кузбасса. Циклы 3–4-дневных семинаров, посвященных математике и логике, химии и биологии, перемежались семинарами по психологии, эстетике и социологии. Идеи древнегреческой математики обсуждались наряду с современными представлениями о структуре узлов и об использовании инвариантов. Наибольший интерес вызвали курсы: «Пифагорейская математика в лицах и задачах» и «Комплексные числа» руководителя школы Пифагора А.И. Щетникова; «Искусство конфликта» и «Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры» студента 4 курса Омского госуниверситета Д.А. Мордвинова; «Искусство аргументации» и «Парадоксы Зенона» аспиранта ИФ СО РАН А.В. Елашкиной; «Узлы и их свойства» доцента ФПО МГУ А.В. Боровских; «Социология неформальных сообществ» аспиранта ИФ СО РАН М.Ю. Немцева; «Эксперименты с электролизом» преподавателя Новокузнецкого ИПК Е.Л. Михеевой; «Олимпиадные задачи» А.А. Лопаткиной, «Полуинварианты» А.В. Рыбалкиной, «Треугольник Паскаля» А.А. Колчина (все трое — сотрудники Школы Пифагора).

Учебные занятия перемежались математическими боями и спортивными играми, катанием на коньках и интеллектуальными играми, рождественским представлением «Вертепа» и концертами, которые «собирались» прямо на месте из домашних заготовок и непредсказуемых импровизаций.

Самым существенным в идеологии этой школы ее завуч Андрей Иванович Щетников считает проявление внимания к детям со стороны взрослых. Такое отношение крайне редко в нынешнее время, когда отношение к молодежи в обществе приобрело явно недружественный характер, когда ее не только никто не ждет для того, чтобы дать ей возможность реализовать свой потенциал, но скорее наоборот, ее боятся и готовы использовать только как средство, рабочую силу для реализации своих собственных амбиций. И поэтому поддержка ребят, заинтересовавшихся математикой и другими науками, да и вообще «устройством жизни», является особо ценной и важной.

Каковы же результаты школы? Кто-то нашел новых друзей — и среди сверстников, и среди взрослых. Кто-то оказался заинтригован новыми для себя вопросами. Кто-то из старшеклассников уже хочет в следующий раз самостоятельно подготовить и провести курс. Кто-то обдумывает, куда поступать — в НГУ или в МГУ. А кто-то вообще задумался над тем, чтобы пересмотреть свое отношение к жизни. Не говоря уже о том, что каждый узнал что-то новое, о чем, быть может, даже и не задумывался. Но самое главное — ни для кого школа не прошла бесследно, она оставила яркие воспоминания и конечно, желание еще раз приехать — теперь уже летом.

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Образование

Крупным планом

Памятные имена

Наука и практика

На пользу науке

Конференции

Новости Москвы

Будни и праздники университета

Личное мнение

Твоя жизнь, студент!

На главную страницу