№ 7 (4238)
февраль 2008

Инновационный университет

Масштабно. «Штучно». Эффективно.

«Нужно, чтобы наиболее способные ребята шли не в бухгалтерию, в банк, а в научно-исследовательские институты», — С.В. Шакин
Московская школа экономики — один из 39 факультетов МГУ — создана 29 апреля 2004 года. В том же году школа осуществила первый набор учащихся на программу «Магистр экономики». С 2005 года началась подготовка и по программе «Бакалавр экономики». Спектр изучаемых дисциплин очень широк. Директор ЦЭМИ РАН академик В.Л. Макаров, его заместители профессор С.А. Айвазян и член-корреспондент РАН Г.Б. Клейнер, директор ИМЭПИ РАН член-корреспондент РАН Р.С. Гринберг, директор Института народохозяйственного прогнозирования РАН академик В.В. Ивантер, профессор экономики, политологии и политических исследований Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе М.Д. Интрилигейтор, профессор экономики Высшей школы социальных наук в Париже Жак Сапир — вот далеко не полный список тех, под чьим взором происходит становление, по словам директора МШЭ, «экономистов элитного по международным меркам уровня». Директором МШЭ является вице-президент РАН академик А.Д. Некипелов. Председателем Попечительского совета — министр информационных технологий и связи РФ Л.Д. Рейман, его заместителем — глава наблюдательного совета компании «Базовый элемент» О.В. Дерипаска.

МШЭ совместно с РАН, с ведущими зарубежными образовательными и научными центрами производит «штучную» подготовку экономистов. При этом образовательные программы Школы предусматривают глубокую математическую и языковую подготовку. Помимо основных учебных часов студенты МШЭ имеют возможность принимать участие в тематических круглых столах, практически каждую неделю проводимых на базе Школы. К примеру, Национальный инвестиционный совет и РАН организуют в Школе серию круглых столов, посвященных созданию списка законодательных актов в области образования, науки, культуры, здравоохранения и жилищного строительства.

Но действительно ли велика потребность государства в экономистах в ситуации, когда уже невозможно игнорировать уменьшение доли диссертаций, защищаемых по естественным наукам, в то время как в десять раз возросло количество диссертаций по экономическим наукам? В чем заключаются особенности обучения в МШЭ, каковы трудности функционирования Школы и почему ее называют корпоративным университетом (инновационным факультетом) МГУ? На эти и другие вопросы ответили А.Д. Некипелов и первый заместитель директора МШЭ С.В. Шакин.


История, базовая идея, отличия
«МУ»: — МШЭ — довольно юный факультет. Кому принадлежит инициатива его открытия? В чем заключается уникальность Школы?
С.В.:
— Изначально Виктор Антонович Садовничий предложил создать в рамках МГУ экономическую школу, которая бы отвечала современнейшим требованиям экономической науки, мировым стандартам. Его инициативу поддержал Олег Владимирович Дерипаска. Затем были проведены переговоры с Александром Дмитриевичем Некипеловым, который и возглавил Школу.

МШЭ — это очень интересный проект, который полностью посвящен изучению экономической теории, многообразия направлений, школ, тенденций развития экономической науки. Школа зарождалась в тесной связи с ведущими экономическими, и не только экономическими, институтами Российской академии наук. Здесь студенты в ходе лекций, семинаров получают теоретические знания, а практические занятия проводятся в экономических институтах РАН. В свою очередь ученые-исследователи (не только российские), руководители и основатели различных направлений и школ экономической науки являются преподавателями, наставниками студентов. Еще одна базовая идея Школы заключается в том, что студентов не должно быть много. Это позволяет с ними работать в индивидуальном порядке.

«МУ»: — Вероятно, при открытии МШЭ была задумка готовить хорошие кадры для работы в институтах РАН?
С.В.:
— Конечно, нужно, чтобы наиболее способные ребята шли не в бухгалтерию, в банк, а в научно-исследовательские институты. Хочется верить, что безвременье для российской науки прошло, и что вскоре восстановится справедливость, когда ученый-экономист будет цениться больше, чем бухгалтер какого-нибудь, грубо говоря, совхоза. Сейчас реформируется российская наука, в нее направляются значительные бюджетные средства. Бизнес начал сотрудничать (делать заказы на то или иное исследование) с российским научным сектором. То есть у работников науки существенным образом повышаются зарплаты. Будем надеяться, что это вдохновит талантливую молодежь пойти в науку.

«МУ»: — Не является ли МШЭ своеобразным «мини-дублером» экономического факультета МГУ?
А.Д.:
— Нет, МШЭ и экономический факультет занимают разные ниши в университетском образовании. Мы не претендуем на роль крупной кузницы кадров по всем экономическим специальностям, каковую успешно выполняет экономический факультет. МШЭ «штучно» готовит экономистов-теоретиков на основе интеграции академической науки и фундаментального университетского образования.

«МУ»: — Сколько человек вы набираете на образовательные программы?
С.В.:
— В настоящее время у нас обучаются 230 студентов: первый курс магистратуры — 15 человек, второй курс магистратуры — 15, на первом курсе бакалавриата — 76 студентов, на втором — 66, на третьем — 58. Планируем обучать максимум 400–450 человек.

Корпоративный университет / инновационный факультет МГУ?
«МУ»: — МШЭ — это первый из пяти корпоративных университетов, инновационных факультетов МГУ…
С.В.:
— Если честно, я немного не пониманию этого термина. Вероятно, МШЭ является корпоративным университетом в связи с тем, что факультет формируется при решающей финансовой поддержке корпорации, возглавляемой О.В. Дерипаска. Но мы же не состоим ни при какой компании, ни при корпорации, не являемся независимым юридическим лицом. МШЭ — такой же факультет МГУ, как и другие. Учебные программы Школы полностью согласованы с руководством университета, разрабатываются в соответствии с определенными образовательными стандартами. Мы можем, конечно, поэкспериментировать с введением предметов по выбору, но, безусловно, мы, как говорится, не гуляем вольно по буфету (смеется).

«МУ»: — Как я понимаю, корпоративность заключается в том, что бизнес, вкладывая средства, готовит специалистов именно для собственных нужд…
С.В.:
— Да, я согласен. Я понимаю, что современные корпоративные университеты / факультеты — это аналог советских ВТУЗов, которые готовили инженеров, экономистов для работы на создавших их крупных предприятиях. Хотя, вероятно, Виктор Антонович вкладывает несколько иной смысл в слово «корпоративный». МШЭ не берет ни копейки из бюджета; школа наряду с самостоятельно зарабатываемыми средствами финансируется за счет денег, предоставляемых нашими спонсорами, в первую очередь фондом «Вольное дело» О.В. Дерипаска.

«МУ»: — А работа вне бюджета МГУ облегчает функционирование Школы?
С.В.:
— МГУ имеет право в соответствии с российским законодательством часть студентов обучать за плату. Виктор Антонович настаивает, чтобы их количество не превышало 30%. В силу того, что сам процесс обучения в Школе очень затратный, МШЭ не может обучать бесплатно. Вы же понимаете, что пригласить по университетским тарифам преподавать или просто провести разовый семинар, круглый стол ведущего специалиста из-за рубежа невозможно. Естественно, что и члены академии, преподающие у нас, не должны работать «на общественных началах». Хотя стоит отметить, что наши тарифы вполне земные.
К тому же, чтобы решать стоящие перед нами задачи, мы должны значительные средства расходовать на внедрение в обучение дорогостоящих технологий, закупать современные программы. В связи с этим бюджетные отношения существенным образом ограничили бы нас. Поэтому МШЭ остается в том тридцатипроцентном сегменте, который ни одной бюджетной копейки не получает. Но, повторюсь, что мы не сами по себе: мы подотчетны финансовым органам и являемся структурным подразделением Московского университета.

Учеба
«МУ»: — Высок ли конкурс при поступлении в МШЭ? Среди студентов много ли представителей регионов России?
С.В.:
— Конкурс не высок. Школе всего три года, и узнаваемость ее пока что не велика. Однако из года в год конкурс растет. В 2007 году он составил порядка трех человек на место. Студентов из регионов на разных курсах от 40 до 60%.
«МУ»: — Обучение в МШЭ полностью платное, причем в эти 180–200 тысяч рублей в год оплата за проживание не входит. Тем не менее, процент студентов из регионов высок…
С.В.:
— Когда Школа была создана, в ее Попечительский совет из числа тех, кто поддерживает нашу Школу, вошли представители 22 организаций. Среди них руководители Центрального банка, Сбербанка, «Базовового элемента» и целого ряда других крупных российских корпораций. Примерно треть наших учащихся получает гранты от организаций, входящих в Попечительский совет. Изначально гранты распределяются по курсам. К примеру, на один курс выделяется 10–15 грантов. Учащиеся стремятся набрать максимальное число баллов, чтобы получить тот или иной грант, причем учитывается и участие в общественной жизни. Важно, что гранты являются переходящими. После очередной сессии держатели грантов могут поменяться. То есть недостаточно, грубо говоря, один раз получить пятерку. Это мотивирует студентов на получение хороших отметок, на то, чтобы дисциплинировать себя, стремиться к лучшему.

«МУ»: — В структуре МШЭ несколько кафедр…
С.В.:
— Причем кафедры своего рода агрегированные. К примеру, есть кафедра общей экономической теории (ее возглавляет директор Школы), кафедра эконометрики и математических методов экономики (заведующий — профессор С.А. Айвазян), кафедра общественно-гуманитарных дисциплин (под руководством исполнительного директора «Горбачев-Фонда» профессор В.Б. Кувалдина). Кафедры координируют работу всех преподавателей, профессоров, которых мы приглашаем. Поэтому сегодня на кафедрах штатных сотрудников, как правило, два человека (заведующий и его заместитель). Недавно под новое направление, которое мы планируем открыть в следующем учебном году, была открыта кафедра финансовой стратегии.

«МУ»: — В чем особенности обучения на факультете? Вы практикуете, к примеру, такую форму обучения, как научные семинары.
С.В.:
— Наши ребята постоянно участвуют в международных конференциях, семинарах, круглых столах, которые мы организуем на базе Школы. Конечно, студенты принимают участие в конференциях, организуемых Российской академией наук. Все это наряду с публикациями в серьезных изданиях развивает способности к аналитической работе, исследовательские навыки.

«МУ»: — Предусматривает ли образовательная программа МШЭ прохождение студентами практик?
С.В.:
— Производственные практики студенты проходят в институтах РАН экономического профиля: в Институте народохозяйственного прогнозирования, Центральном экономико-математический институте, Институте социально-экономических проблем народонаселения, Институте экономики.

«МУ»: — Есть ли на факультете группы допподготовки, переподготовки?
С.В.:
— Да, сейчас в МШЭ учится группа переподготовки из числа топ-менеджеров «РусАл’а». Обучаются они в режиме, удобном для них, три раза в неделю. Программа переподготовки серьезная, рассчитана на 500 часов. Спектр преподаваемых дисциплин очень широк. Их интересует развитие экономики в целом. В итоге им выдается диплом образца МГУ.
Что дает профессиональная переподготовка? Она позволяет практическим работникам быть в курсе последних достижений, существенно расширяет их знания относительно смежных областей деятельности. Сейчас к нам поступают заявки на курсы от различных корпораций.

«МУ»: — У вас немало зарубежных преподавателей. Расскажите о них подробнее.
С.В.:
— Из итальянского университета города Павия преподавать в МШЭ на постоянной основе приглашен Деан Фантаццини (окончил университет г. Болоньи). Это молодой и уже сейчас очень сильный по самым строгим международным меркам специалист в области эконометрики. Кроме того, он со своими коллегами из Болонского университета работал над проблемой создания математической модели, по которой можно было бы обнаруживать признаки банкротства предприятия на ранних стадиях. Вообще, эта тема очень актуальна. В Италии, к примеру, крах компании «Пармалат» был неожиданным, как гром среди ясного неба.
Как я уже говорил, недавно была открыта кафедра финансовой стратегии. В сфере ее ответственности — преподавание всех финансовых дисциплин. Кроме того, она является базовой для нового для нашей Школы направления «Финансовая экономика». Чтобы обеспечить самый высокий уровень подготовки в этой области, мы пригласили возглавить это направление нашего соотечественника профессора Владимира Львовича Квинта, который в течение многих лет живет и работает в Соединенных Штатах Америки. Владимир Львович, сертифицированный специалист в области финансов, занимал высокие позиции в одной из крупнейших консалтинговых компаний как профессор до самого последнего времени с большим успехом преподавал теорию разработки корпоративной стратегии во многих американских университетах. Мы очень надеемся на то, что знания и высокий международный авторитет В.Л. Квинта, его обширные профессиональные связи обеспечат самый высокий уровень преподавания финансовых дисциплин в Школе.

НИС. Круглые столы
«МУ»: — Сергей Вячеславович, вы являетесь заместителем председателя совета правления Национального инвестиционного совета (НИС), который в частности работает над утверждением норм цивилизованного бизнеса в России, повышением инвестиционной привлекательности страны. Расскажите поподробнее, что такое НИС и каковы же главные нормы цивилизованного бизнеса?
С.В.:
— НИС — это общественная организация, которая была создана в 1999 году по инициативе представителей бизнес-сообщества, законодателей, видных экспертов, ученых. Во главе НИС стоят А.Е. Лебедев (президент НИС), М.С. Горбачев и А.Д. Некипелов (сопредседатели попечительского совета НИС).
Задача данной организации заключается в формировании в обществе установки на цивилизованное ведение бизнеса, взаимодействие государства и бизнеса, на цивилизованное вхождение отечественного бизнеса и предпринимательства в мировое сообщество. Спектр тем, над которыми работал НИС еще в конце 90-х годов, весьма обширен: формирование норм и принципов валютного регулирования, защита отечественных предпринимателей за рубежом, поддержка промышленных предприятий, которые составляют основу нашей экономики, национальной промышленности в целом. Все это делалось в условиях развития рыночного режима экономики. Было довольно сложно, потому что делать так, как было при социализме, нельзя, а как надо действовать в условиях цивилизованного рынка, еще не знали. Затем НИС работал над темами строительства доступного жилья для населения, развития российской науки, культуры, образования, то есть по тем направлениям, многие из которых стали сейчас национальными проектами.

«МУ»: — Каковы же главные нормы цивилизованного бизнеса?
С.В.:
— Они хорошо известны. Это и законопослушность, и высокая социальная ответственность, и прозрачность деятельности. Проблема, однако, не в заучивании этих норм, а в их укоренении в бизнес-сообществе. Прогресс здесь налицо, хотя до идеала пока далековато.

«МУ»: — На базе МШЭ проводится серия круглых столов Национального инвестиционного совета и РАН. Могут ли в них принимать участие студенты МШЭ?
С.В.:
— Конечно, круглые столы открыты для участия всех заинтересованных лиц. Важно, что в каждом круглом столе принимают участие видные эксперты.

«МУ»: — Круглые столы организуются также Центром стратегического планирования МШЭ. Какова его роль?
С.В.:
— Центр стратегического планирования — это структурное подразделение факультета, которое возникло при поддержке Попечительского совета Школы. Возглавляет Центр заместитель директора ЦЭМИ РАН член-корреспондент Г.Б. Клейнер. Центр создан для ведения исследований, обучения студентов, привлечения их к научной работе, развития сотрудничества с различными российскими компаниями в области стратегического планирования.

«Светская» жизнь МШЭ
«МУ»: — Празднуете ли вы День факультета? Когда?
С.В.:
— Традиционным праздником он еще не стал. Думаем приурочить его к открытию факультета — 29 апреля, либо отмечать в начале года.

«МУ»: — Ваши студенты не так давно заняли второе место в МГУ в соревнованиях по водному поло…
С.В.:
— Да, и помимо того они неплохо выступают в играх КВН. Студентка первого курса участвует в чемпионате Европы в соревнованиях по конному спорту. Студент 2 курса Игорь Сатаев играет в театре МОСТ. То есть помимо учебы у студентов, конечно, есть и своя интересная студенческая жизнь. Нам хочется, чтобы наши ребята разбирались и в музыке, и в литературе, и в искусстве.

«МУ»: — Это правда, что лучшему студенту на выпускном был вручен золотой значок?
С.В.:
— Абсолютно верно. Надеемся, это станет доброй традицией МШЭ. В этом году выпускнику, лучшему в рейтинге за весь период учебы, был вручен номерной значок из чистого золота.

«МУ»: — Посещение МШЭ в 2005 году Джорджем Бушем-старшим, видимо, стало знаковым событием в жизни Школы.
С.В.:
— Буш-старший посетил нас, когда мы еще базировались в «Столовой № 8». Он прибыл в Россию получать медаль от В.В. Путина за участие во Второй мировой войне, так как в то время был летчиком. Два президента — Дж. Буш и М.С. Горбачев — приехали в МШЭ, встретились с В.А. Садовничим, студентами и преподавателями Школы. Встреча была очень теплой, и, видимо, поэтому президент США счел уместным упомянуть о ней во время общения с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Для нас это, действительно, было и остается знаковым событием, и мы признательны Михаилу Сергеевичу Горбачеву, благодаря которому оно стало возможным.

Перспективы выпускников МШЭ. Проблемы и планы Школы на будущее
«МУ»: — Вы говорили, что хотели бы, чтобы самые талантливые учащиеся работали в научной сфере, в соответствующих институтах РАН. Если же они захотят работать на предприятии, в корпорации, будут ли они там нужны?
С.В.:
— Безусловно, будут. Те, кто обладает серьезной теоретической подготовкой, имеет склонность к аналитической работе, всегда востребованы на рынке. Чем активнее развивается наша экономика, становясь по-настоящему рыночной, а не базарной, чем сильнее развиваются отечественные корпорации, бизнес-структуры, тем больше им требуется людей, которые могли бы глубоко анализировать происходящее, получать выверенные данные, по-научному верно интерпретировать результаты анализа.
Был такой случай. Нам позвонили из Лондона сотрудники рейтингового агентства и сказали, что хотят встретиться с нашими студентами. Спрашиваю: «Неужели у вас своих не хватает?» Есть же хорошая Лондонская школа экономики, Лондонская бизнес-школа. Они объяснили, что намериваются работать в нашем сегменте, на нашем, российском, рынке. При этом их интересуют не магистры делового администрирования (MBA), а аналитики — магистры науки, магистры исследований. В России же таких магистерских званий — Master of Science или Master of Research — не существует. Я поинтересовался, как они узнали об МШЭ. Сказали, что они следят за тем, что появляется, оценивают рынок. И это — показатель. Выпускники нашей магистратуры работают в крупных структурах, как в коммерческих, так и в государственных. К примеру, одного выпускника (Д. Юрьева — «МУ») взяли на работу в администрацию президента.

«МУ»: — Планируете ли открывать аспирантуру?
С.В.:
— Мы не форсируем это событие. Нам бы хотелось, чтобы выпускники МШЭ шли в аспирантуру академических институтов.

«МУ»: — Возникают ли трудности в функционировании Школы? Может быть, не хватает аудиторных помещений или трехлетняя практика выявила изъяны в образовательных программах, требующие доработки?
С.В.:
— Особых проблем нет. Вопрос о недостатке аудиторных площадей не стоит. В декабре из «Столовой № 8» мы переехали в новое здание, где соседствуем с Высшей школой государственного администрирования. Пока мы не вышли на проектные величины и обучаем 230 человек, аудиторий хватает. Когда и мы, и ВШГА выйдем на уровень полного развертывания учебного процесса, то аудиторный вопрос встанет довольно остро. Но это произойдет, думаю, лишь года через два – три. Олег Владимирович Дерипаска планирует построить еще одно здание с тем, чтобы у каждой из школ был свой, скажем так, дом. Причем Виктор Антонович Садовничий, насколько нам известно, эту идею поддерживает. Спасибо им обоим огромное.

О наболевшем. Российское образование и Болонская система
«МУ»: — Не так давно вы говорили, что до сих пор «экономика страны не получает должной отдачи от средств, инвестируемых государством в развитие бесплатного образования»…
А.Д.:
— Я, если честно, не сторонник платного образования. Это, вероятно, покажется странным с учетом того, что обучение в МШЭ полностью платное. Отсутствие должной отдачи — это не столько недостатки бесплатного образования как такового, сколько форм его организации. На мой взгляд, нелепость — то, что страна тратит деньги, готовит специалистов высокого класса, которые потом уезжают работать в другие страны.
Я не за то, чтобы ограничивать свободу передвижения человека. Но, думаю, верным было бы ввести определенные условия, при которых высшее образование может предоставляться бесплатно. Механизм очень прост: поступив в вуз, студент получает от государства условный кредит, который после завершения обучения автоматически, в течение какого-то периода времени, скажем, десяти лет, государством погашается без затрат со стороны бенефициара, если последний остается работать в стране. Можно ввести и более жесткое требование автоматического погашения кредита: производить его тогда и только тогда, когда выпускник не просто работает в стране, а работает именно в той области, которой соответствует полученное им образование. Если же человек решил уехать, а десять лет еще не прошло, значит остающаяся на момент выезда задолженность перед государством должна быть им (или взявшей его на работу фирмой) погашена. Эта схема мне представляется и справедливой, и действенной. Говорят, правда, что ее реализация сопряжена с проблемами правового характера. В частности, некоторые юристы полагают, что такой механизм противоречит зафиксированному в Конституции принципу доступности бесплатного образования. У меня очень большие сомнения в корректности такой трактовки. Кроме того, мне кажется, что если нормативная база противоречит здравому смыслу, то это не повод игнорировать аргументы последнего.

«МУ»: — Как вы думаете, каким образом скажутся на российском образовании современные процессы модернизации образовательной системы, участие в Болонском процессе?
А.Д.:
— Хоть я и не отношусь к людям, которые всю жизнь проработали в сфере образования и глубоко чувствуют его проблемы, но некоторые моменты меня искренне удивляют. Это связано даже не с Болонским процессом, а с нашей интерпретацией этого процесса. В сфере общественных наук можно за четыре года подготовить человека с полноценным высшим образованием. МШЭ именно такую задачу перед собой и ставит. Однако российское законодательство исходит из того, что бакалавр является неким «недоучкой». Не знаю, каков будет спрос на бакалавров в бизнесе, но ясно, что бакалавр — это человек, перед которым сегодня нашим же законодательством закрыта дорога в науку и образование. Причина проста. После бакалавриата человек не имеет права поступать в аспирантуру. Это означает, что в науке и образовании ему делать нечего. Получается, бакалавриат — это некое высшее образование с изъяном. Для чего это делается, я не понимаю. Весьма распространена точка зрения, что таким образом стремятся сократить финансовые обязательства государства в сфере высшего образования, фактически ограничив их бакалавриатом. Не хотелось бы думать, что именно это является основной причиной. Как бы то ни было, получается, что правовой статус современного бакалавра — это то, что в советские времена называли неоконченным высшим образованием, которое студент получал, отучившись всего три курса.

«МУ»: — Возможно, бакалавриат вводят для того, чтобы восполнить, так скажем, рабочую прослойку? Сейчас практически все стремятся получить высшее образование, более того, хотят, грубо говоря, быть управленцами.
А.Д.:
— Для подготовки рабочих существуют другие виды учреждений. В советское время были техникумы, сейчас немало различных колледжей и т. п. Конечно, рабочие руки нужны. Но зачем же утверждать, что бакалавр — это человек с высшим образованием, но в то же самое время устанавливать ограничения, которые обесценивают это высшее образование, сводя его на деле к незаконченному высшему?
С.В.: — Наше государство ссылается на систему образования на Западе, но, стоит отметить, там дело обстоит совсем по-другому.
А.Д.: — В США, к примеру, человек, который оканчивает университет, обладает полноценным высшим образованием. Он соответствует «специалисту», который был у нас в советское время и остался и по сей день на некоторых факультетах МГУ. Выпускники высшего учебного заведения в США могут продолжить обучение как в магистратуре, так и в аспирантуре (на Ph. D). В первом случае они делают выбор в пользу углубленной подготовки для работы в практической сфере, во втором — в области науки и образования. В России же получается, что лишь по окончании магистратуры человек получит полноценное высшее образование, хотя по качеству оно в серьезных вузах гуманитарного и обществоведческого профиля вполне полноценно после бакалавриата.
Образовательная программа в МШЭ по подготовке бакалавров сегодня ориентирована на получение нашими студентами высшего образования мирового качества. Но мы не хотим их обманывать: действующее законодательство этого фактически не признает.

«МУ»: — Если бакалавр не будет обладать соответствующими правами,не сократится ли набор, в частности, на программу МШЭ?
А.Д.:
— Если бы эти, мягко говоря, странные условия действовали лишь по отношению к нашей Школе, то именно так и было бы.
С.В.: — Возвращаясь к функционированию двухуровневой системы образования на Западе, стоит сказать, что их бакалавр экономики идет, к примеру, работать в банк. Поработав некоторое время, он вдруг понимает, что самое интересное для него в жизни — это проектное финансирование. Тогда он с рекомендациями, с объяснением того, почему именно данная область его привлекла, идет с заявлением в магистратуру. И получает там специальную подготовку, а с ней — и звание магистра. Причем, не обязательно магистра делового администрирования (MBA), но и магистра науки (Master of Science, MS — «МУ»), магистра исследований (Master of Research, MRes — «МУ»), магистра искусств (Master of Arts, MA — «МУ»). Все магистерские программы имеют узкоспециализированный формат. После окончания магистратуры человек получает работу в той или иной компании, корпорации и там профессионально растет, причем занимаясь именно тем, что ему по душе.

Итак, план развития Московской школы экономики МГУ активно претворяется в жизнь. По словам ректора МГУ академика В.А. Садовничего, «наш план — сделать МШЭ ведущей не только у нас в стране, но и в мире».

Что ж, Московской школе экономики — успехов в дальнейшей работе!

Выпуск магистрантов 2006 г.

Беседу вела Надежда Пупышева

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Инновационный уиверситет

Память

Дела профсоюзные

На пользу науке

Новости Москвы

Мир творчества

Личное мнение

Крупным планом

На главную страницу