№ 12 (4243)
апрель 2008

Рубрику ведет
Надежда Пупышева

Школа космонавтики МГУ

Магистры МШЭ, выпуск 2006 года
Московская школа космонавтики — именно так учащиеся Московской школы экономики МГУ окрестили свой факультет. Постоянные перегрузки в учебной программе, участие в конференциях и круглых столах, борьба за рейтинг, по результатам которого многие студенты МШЭ получают гранты — одним словом, нагрузка в Школе действительно «космическая». Представители же дружественных факультетов ласково называют учащихся МШЭ мышками.

Школа была создана в 2004 году и является первым корпоративным факультетом МГУ. Ее главная цель в том, чтобы помочь студентам обрести глубокое целостное представление об экономической системе, основанное на достижениях современной науки и свободное от догматизма.

МШЭ — это уникальный проект: на основе тесного сотрудничества с РАН, зарубежными образовательными и научными центрами здесь «штучно» готовят экономистов «элитного, по международным меркам, уровня для федеральных и региональных органов власти, науки, высшей школы и бизнеса», как поясняет директор Школы А.Д. Некипелов.

Обучение в МШЭ ведется по программе «Бакалавр» (с 2005 года) и «Магистр» (с 2004 года). Для поступления в бакалавриат необходимо сдать математику, обществознание, русский язык и литературу (сочинение), в магистратуру — математику, общую экономическую теорию, английский язык. О работе Школы, ее планах, о профессорско-преподавательском составе вы, дорогой читатель, уже могли узнать из интервью с директором МШЭ вице-президентом РАН А.Д. Некипеловым и первым заместителем директора С.В. Шакиным в № 7 газеты «Московский университет» за 2008 год. Но что думают сами учащиеся о Школе? Поговорим со студентами МШЭ.

1. Почему при поступлении вы выбрали именно МШЭ МГУ?
2. В чем специфика обучения, нужно ли что-то менять?
3. Случались ли с вами курьезные истории за время обучения?
4. Кто из профессорско-преподавательского состава запомнился больше всех?
5. Что бы вы хотели сказать или пожелать факультету, руководству университета?


Анна Новикова, Венера Гареева, 3 курс:
1. Мы — первый набор на программу «Бакалавр» МШЭ. Когда поступали, МШЭ, можно сказать, совсем еще не была известной. Изначально я (Анна) готовилась к поступлению на экономический факультет. Затем выбирала различные вузы, куда подавать документы. Узнала, что в МГУ есть такой факультет, как Московская школа экономики. Зашла, посмотрела, очень заинтересовалась. Действительно, сотрудничество с РАН является важным показателем уровня обучения. Сейчас на третьем курсе мы проходим практику в ведущих экономических институтах Академии наук. Причем в сентябре мы знакомились непосредственно с четырьмя институтами РАН, а в декабре проходили практику в том из них, который каждого наиболее заинтересовал.

Качественное образование — залог будущего
Очень нравится доступность руководства факультета. Ты можешь прийти с любым вопросом, проблемой. Причем тебя не только выслушают, но эта проблема не забудется, и в ближайшие сроки будет решена. Если же она не может быть решена, то нам объясняют причину этого.

2. Приветливый обслуживающий персонал, отсутствие обшарпанных стен; аудиторные помещения, коридоры, туалеты — все чистое, аккуратное. В МШЭ приятно приходить, находиться, заниматься. В каждом лекционном зале есть проекторы, компьютеры, в любое время учащиеся могут воспользоваться ноутбуками. Очень многие ответы на семинарах мы представляем в виде презентаций.
Кстати, на базе факультета практически каждую неделю проводятся тематические круглые столы. Студенты также принимают в них участие.

3. Для меня конец первого–начало второго курса был сплошным курьезным случаем (Венера).

4. Профессор по мировой экономике Юрий Алексеевич Щербанин — любимый, пожалуй, всеми студентами. Он всегда старается нас заинтересовать предметом самыми различными способами. Кстати, во многом благодаря ему у нас теперь есть первое печатное издание.

5. Хотелось бы, чтобы факультет был более узнаваемым, известным. То, что я читала об МШЭ до поступления, по сравнению с тем, что я вижу сейчас, доказывает, какой у Школы огромный потенциал. Хотелось бы, чтобы все реализовывалось более активно. Хотя бесспорно, МШЭ растет буквально в геометрической прогрессии. С каждым годом желающих поступить в Школу все больше и больше.

Илья Зингерман, 1 курс:
1. Я считаю, что Московская школа экономики дает обширное экономическое образование. Причем оно основано на современных технологиях. При поступлении был, конечно, выбор еще между экономическим факультетом и Высшей школой бизнеса.

2. Менять ничего не нужно. Надо просто развивать то, что уже есть. Мне все очень нравится. Нравится то, что руководство факультета непосредственно следит за каждым учащимся. Любые проблемы можно с ними обсудить, решить. Доверительные отношения — очень важный аспект.

3. Особых курьезов не происходит. Дисциплина в МШЭ довольно строгая, что хорошо, так как на выходе мы будет сформированы как личности, дисциплинированы и ответственны за собственные слова и поступки.

4. В первую очередь, это А.Д. Некипелов. Он ведет на первом курсе «Введение в экономику». Очень интересные лекции.

5. Желаю МШЭ, чтобы с каждым годом росло число студентов, чтобы факультет становился все более, так скажем, квалифицированным. Хотя и сейчас планка очень высока, но нет пределов совершенству.

Владимир Яшин, 2 курс:
1. Почему выбрал МШЭ? Не поступил на экономический факультет в 2005 году, весь год готовился снова на эконом, но непосредственно перед вступительными экзаменами выбор пал на МШЭ.

2. Следует увеличить количество практических занятий. Может быть, стоит просто выделить больше часов на уже имеющиеся профильные предметы.

3. Поступил в МШЭ — уже курьезно.
Увеличение числа профильных, прикладных дисциплин — это палка о двух концах, которая волнует, пожалуй, студентов многих факультетов МГУ. С одной стороны, учащиеся не хотят «тратить» время и слушать / сдавать предметы, которые, как им нередко кажется, в жизни не пригодятся. С другой стороны, есть Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (в частности, по направлению 521600 «Экономика»). Даже не в ГОСТе дело, в любом случае образование (по крайне мере, первое высшее) должно быть фундаментальным, а выпускник вуза должен разбираться не только в узкой области своих профессиональных интересов. Российскую систему высшего образования столь активно в последние годы реформируют и модернизируют, что страшно представить итог.
Тем временем, МШЭ продолжает подготовку «экономических космонавтов» не только по предусмотренным ГОСТом общим гуманитарным, социально-экономическим, математическим, естественнонаучным дисциплинам, но и по таким специальным дисциплинам, как «Проблемы современной российской экономики», «Теория фирмы и современная российская практика», «Пространственная экономика», «Эволюционная экономика» и т. д.
Отрадно, что руководство факультета действительно (не на словах!) вникает в проблемы учащихся, выслушивает каждого и нередко кардинальными мерами решает наболевшие вопросы студентов. Это пусть и не столь масштабный, но отличный пример успешного взаимодействия двух сторон.

Первая полоса

Повестка дня

Дела профсоюзные

Вести МГУ

Пресс-служба

Юбиляр

Юбилей кафедры

Твоя жизнь, студент!

Наука и практика

Образование

Мир творчества

На пользу науке

Новости Москвы

Личное мнение

На главную страницу