№ 14 (4245)
апрель 2008

КиноТеатр

В рубрике «КиноТеатр» мы снова обратимся к кинематографическим и театральным событиям 1970х–80х гг. Мы решили рассказать о фильме «Мой друг Иван Лапшин» режиссера Алексея Германа-старшего и спектакле «Вечно живые» московского театра «Современник».

Трамваи на старых улицах

«Мой друг Иван Лапшин»
Киностудия «Ленфильм», 1984 г.
Режиссер-постановщик: Алексей Герман-старший
В ролях: Андрей Болтнев, Нина Русланова, Андрей Миронов, Александр Филиппенко и др.
По повестям Юрия Германа

Действие фильма происходит в 1930-е гг. в небольшом городе Унчанске. События то развиваются неспешно, то вдруг — ход действия резко меняется: создается множество напряженных ситуаций. Такова жизнь персонажей картины — работников милиции Лапшина (А. Болтнев), Окошкина (А. Жарков), их друзей Ханина (А. Миронов) и Занадворова (А. Филиппенко), актрисы Адашовой (Н. Русланова). Лапшин вместе с напарниками ловит банду, и в эту основную сюжетную линию вплетаются второстепенные, образуя многогранный и очень интересный фильм, повествующий о переменчивой человеческой судьбе. О тех, кто хотел очистить землю от всяких бандитов и посадить сад, и еще успеть погулять в этом саду, о сочувствующих и о равнодушных.

Умело дозированные вкрапления текста в фильм Алексея Германа сближают кинематографическое произведение с литературой. Можно сказать, что лента «Мой друг Иван Лапшин» становится цельным произведением во многом благодаря тексту — тексту за кадром, тексту песен, которые поют в фильме, тексту роли актрисы Адашовой.

Неторопливое течение в начале картины сменяется все более динамичным, постепенно втягивая все больше событий, деталей, воспоминаний. В художественно точно воспроизведенной реальности внимание концентрируется на невыразительных вещах, которые тоже вызывают интерес. При бросающейся в глаза серости и унылости улиц, трамваев, аллей городского сквера ощущения безысходности не возникает, и в этом — необычайно сильная сторона фильма.

Посмотрев ленту, начинаешь вспоминать особенно напряженные, насыщенные фрагменты. Такие, например, как эпизод застолья в день рождения Лапшина, сцену шахматной партии, обед в комнате Адашовой, попытку Ханина застрелиться. Отпечаток реальности в фильме «Мой друг Иван Лапшин» не просто ясен и четок, но и, если можно так сказать, мастерски выверен.

Эта картина — еще и рассуждение о времени, и не только о 1930-х гг., но и времени вообще. В конце фильма в нескольких предложениях, произнесенных за кадром, обрисованы изменения, произошедшие в Унчанске за много лет: «и все больше становится номеров трамваев, а ведь раньше были только первый и второй». На протяжении всей ленты зрителем владеет явное ощущение идущего времени, желание понять его течение, даже удивление этим течением.

«Мой друг Иван Лапшин» — удивительный фильм о неудивительных ситуациях, сильная и неординарная картина.

Илья Родин
ilya.rodin.88@mail.ru

Вечно живые

Телеверсия спектакля «Вечно живые» по пьесе В. Розова,1976 год.
Московский театр «Современник»
Постановка: О. Ефремов
Режиссер: Г. Волчек
Жанр: драма
В ролях: О. Ефремов, А. Богданова, О. Даль, Л. Толмачева, Ю. Богатырев, М. Неёлова, Л. Иванова, И. Кваша, В. Федченко, С. Садальский, Е. Козелькова, Н. Дорошина, Г. Волчек и др.

В далеком 1956-м году зрители, пришедшие в театр «Современник» на премьеру спектакля «Вечно живые», не разошлись после его окончания, а проговорили с артистами до самого утра. Тогда было о чем поговорить. Возможно ли такое сегодня? Хочется верить, что, будь подобный спектакль на современной сцене, нашлись бы и те, кто пожелал бы остаться. И хотя новое время приносит новые «побочные эффекты», остаются старые наболевшие темы, о которых надо помнить всегда.

Часто ли мы сегодня вспоминаем о событиях Великой Отечественной войны? Вряд ли, если только это не 9 мая или 23 февраля. Поколения меняются, ветеранов, к сожалению, все меньше, а новых, не всегда радостных событий хоть отбавляй. «Вылезает», пусть и подсознательное, эгоистичное — «побыстрее бы забыть, уйти», все «съедает» старая тема повседневных проблем. Мы торопимся перевернуть песочные часы. «Время…» — обычно отвечают на подобные рассуждения. Но, возможно, чтобы справиться с «побочными эффектами» этого самого времени, стоит хотя бы иногда вспоминать о прошлом, сравнивать и делать выводы…

«Говорит Москва. От Советского информбюро. Третьего июля наши войска вели ожесточенные бои…» — так начинается спектакль «Вечно живые», рассказывающий о судьбах героев Великой Отечественной войны, о тех, кто боролся за жизнь и надежду на фронте и в тылу. Маленькая, хрупкая Вероника (М. Неёлова ) за день до своего восемнадцатилетия узнает, что ее любимый, Борис (О. Даль),через несколько часов уходит на фронт добровольцем. С этой минуты жизнерадостность и мечтательность покидают ее. Лишь в конце спектакля, когда Вероника узнает, что Борис погиб, она находит в себе невероятные силы жить дальше в память о нем.

В связи с внезапным отъездом Бориса меняется жизнь и в его доме. Бабушка, старшая сестра (Л. Толмачева), двоюродный брат (Ю. Богатырев), отец (О. Ефремов), друзья — каждый из них переживает по-своему.

Помимо главных героев, чьи судьбы рассматриваются крупным планом, в действии участвуют колоритные персонажи, и каждый рассказывает свою историю, будь то домработница Вава (Н. Дорошина), мать, ожидающая своего сына с фронта (Л. Иванова), вернувшийся с войны Володя (И. Кваша), блистательно сыгранная спекулянтка Нюра (Г. Волчек). Несколько знаковых фраз тянут за собой монологи о том, о чем война приучила людей молчать. У каждого героя своя ниточка в этой паутине войны, которая, с одной стороны, губит, но с другой — заставляет людей сплачиваться. Тема войны актуальна всегда. Так же, как и тема любви. Война и любовь — разрушение и созидание, зло и добро, казалось бы, не связаны. Однако как только на свет рождается война, она непременно задевает любовь, потому что между ними всегда мечется жизнь. Война питается человеком, а человек — любовью. Этот мотив продолжается все 143 минуты спектакля.

Вопрос об оценке уровня игры, постановки и самой пьесы отпадает автоматически. Этот спектакль — как кусок реальной жизни, который чья-то талантливая рука перенесла на ограниченное пространство сцены, и который вовремя словила камера.

Сегодня выражение «классика жанра» все чаще слышится в его ироническом значении. Однако спектакль «Вечно живые» — это настоящая классика, абсолютная классика, в первую очередь для сегодняшних молодых актеров, режиссеров, да и для каждого из нас. В нем собран блистательный ансамбль талантливых актеров, многих из которых, к сожалению, уже нет с нами, но которые, как и герои Великой Отечественной войны, остаются вечно живыми…

Мария Казаросян
bagiracleo@mail.ru

Первая полоса

Актуальный репортаж

Конференции

Вести МГУ

Пресс-служба

Неравнодушный взгляд

Конкурсы, гранты, стипендии

Дела профсоюзные

Книжная полка

КиноТеатр

Мир творчества

На пользу науке

Новости Москвы

Спорт

На главную страницу