№ 14 (4245)
апрель 2008

Как сделать бизнес на шпаргалках?

Издавать — большим тиражом — раскупят все. Писать самому не надо: лишний труд. Человек умный (даже если неграмотный) догадается послать мальчиков (можно девочек) собрать после экзамена то, что рассовано по столам в аудиториях или валяется на полу в курилках, — драгоценные смятые бумажки, исписанные бисерным почерком, с расплывшимися каракулями. Не все даты проставлены? Знаки препинания гуляют, где вздумается? Смысл изменен на противоположный? Да кому нужен смысл?! Ничего не сверяйте — лишняя трата времени. Не тратьтесь на словари, справочники, учебники. Не нужны редакторы, корректоры (да и кто сейчас помнит, что это такое?). Авторы, естественно, не нужны тоже: можно приписать внизу, там, где указываются ответственные, «коллектив авторов» без указания фамилий — и тогда с кого спрос? А главное, чистая правда: авторов действительно коллектив, или как говорили в старину, тьма — все страдальцы, уже сдавшие или не сдавшие, но пытавшиеся.

Слова, слова нужны, только слова! Ровно столько на каждый вопрос, сколько влезает в формат шпаргалки (четвертушка печатной странички с двух сторон меленьким шрифтом).

Еще нужен образец, в качестве чего годится адресованное «студенту вуза» издание «Конспект+шпаргалка» под названием: «Философия. Экзаменационные ответы. М.: «Буклайн», 2007», которое и сейчас за 45 руб. можно купить в киосках МГУ имени М.В. Ломоносова. Издателям удалось передать дух нашего предприимчивого времени.

На первой странице можно узнать, что философия зародилась 4–4,5 тыс. лет назад в государствах Двуречья Тигра и Евфрата, Древней Греции и Древнего Египта. Это в первом абзаце, а во втором: уже «научная философия» возникла в Индии, Китае и Древней Греции 2,5 тыс. лет назад. В теме № 4 уточнено: «философия возникла в обществе рабовладельческой демократии, в 3–4 вв. до н.э.» Когда ж она возникла, философия, где? В теме № 1 есть еще уточнение: греческая философия — родоначальница философии науки. Так что ж там, в древности, зародилось — философия, научная философия или философия науки? Похоже, для составителей пособия это все едино — так сказать «три в одном флаконе». В теме № 2 говорится еще о философии как «совокупной науке», в то время как в теме № 3 «философия наукой в чистом виде не является».

С религиями, упоминаемыми в пособии, разобраться не легче: иудаизм и буддизм, сказано, «древние религии, которые имели в себе зачатки философии», и возникли 3 тыс. лет назад (стр. 3). Гаутама Будда (даты его жизни указаны на стр. 16: 540–483 гг. до н. э.), таким образом, родился на несколько веков после того, как появилась религия, основателем которой он был.

В даты, указанные в пособии, лучше не всматриваться. Так, философия марксизма, как сказано на стр. 49, формировалась в 30-е–40-е гг. 19 в. Приведены и даты жизни её «создателей и творцов»: К. Маркс (1818–1883) и Ф.Энгельс (1820–1895). Несложный подсчет, и мы узнаем, что одному из них, когда он приступил к «формированию марксизма», было 12 лет, а другому 10. Вот уж поистине гении человечества! Или марксизм «формировался» без Маркса, как и буддизм без Гаутамы Будды? Тем более, что на стр. 60 сказано, что учение К. Маркса «явилось результатом гегелевской системы».

Что касается Платона (даты жизни его указаны), то он «состоялся как философ под влиянием идей Сократа и Аристотеля» (стр. 23, тема № 23). Даты жизни Аристотеля тоже указаны, но уже в теме № 25, которую, вероятно, писал другой человек, а третьего человека, чтобы сопоставить даты, не было. Вот и получилось, что Платон — ученик Аристотеля, а не наоборот. Блаженный Августин, живший в 4–5 вв., оказался «проповедником католической церкви» (стр. 29), которая, как известно, возникла после разделения христианства на две ветви в 1054 г. Католичество возникло в XI веке, а Августин уже за 600 лет до этого был ее проповедником!

В пособии умудрились изложить древнюю индийскую философию, не упомянув упанишад (может, не слышали о них?); буддизм, не упомянув о страдании, четырех благородных истинах и восьмеричном пути преодоления страдания; даосизм, не упомянув о понятиях дао и дэ.

Все это мелочи. Главное — составители пособия знают понятия нашего времени, можно сказать, живут по понятиям. Если какие-то философские термины кажутся им устаревшими, темными, они решительно обновляют их, освещая потрясающим смыслом. Вот были в средние века номинализм и универсализм. Это как же себе представить? Универсалы — еще туда-сюда, на универсамы похоже. А что такое nomen? НОМИНАЛ (стр. 35)! И всем ясно. Или: Кузанский — выдающийся представитель пантеистической философии — ну что это? Надо поправить: ПОНТеистической философии (стр. 39) — каждый поймет, что такое понт. То же и с Кантом: какие максимы? МАКСИМУМЫ (стр. 54), жить надо, г-н Кант, современно, по максимуму, особенно человеку, который еще когда понял, что главное — собственность, и написал книжку «Критика СОБСТВЕННОСТИ суждений» (стр. 54).

Обновленный смысл можно вдохнуть и в великие имена. Зачем «Антисфен»? Для ученика Сократа современнее «АнтиФЕН»(стр. 27). Что это за Ф. Бэкон? БЕкон (стр. 47)! Даже на вкус понятно. И что за нелепое имя — Шеллинг? Ф. ШИллинг (стр. 51) — звучит? Звучит, вот то-то.

С некоторыми словами, бывает, сразу не разобраться. Например, с противоречием между гностицизмом и агностицизмом, «над которым стремятся подняться современные неотомисты» (стр. 86). Или, не лучше, с «антологией (учением о бытии)» (так на стр. 86), но тогда что такое онтология? Тоже, вроде, учение о бытии. Поступили мудро: в гл. 46 о проблеме бытия в истории написали один раз так, другой сяк, без объяснений (стр. 93).

Иногда так зачитаешься, что начинаешь спотыкаться на ерунде. Вот, например, отец «философии жизни» — А. Шопенгауэр (стр. 45) А кто ее основоположник? Ф. Ницше (стр. 46). Это как понять? А никак и не надо. Вообще студенту сдающему понимать не надо. Он, когда сдает, и понимать-то ничего не способен. Ему главное — иметь в кармане, или под партой, для духа спокойствия, какие-то слова, чтоб не молчать, когда перед преподом сядет. Тот тоже, такого наслушается за сессию, что понимает еще меньше.

Не надо задумываться. Хочешь делать бабки? Делай. Пока экзамены не кончились — собирай, издавай, продавай. Если что сейчас не сплавишь — придет новая сессия, не забудь цену повысить: people, как известно, все схавает!

А.В. Ермакова, доцент философского факультета

Первая полоса

Актуальный репортаж

Конференции

Вести МГУ

Пресс-служба

Неравнодушный взгляд

Конкурсы, гранты, стипендии

Дела профсоюзные

Книжная полка

КиноТеатр

Мир творчества

На пользу науке

Новости Москвы

Спорт

На главную страницу