№ 15 (4246)
апрель 2008

КиноТеатр

В новом выпуске рубрики вновь недавние кинематографические и театральные работы. Жанров, в котором они выполнены, в нашем «КиноТеатре» мы еще не касались. Это музыкальный фильм «Через Вселенную» и музыкально-поэтическая постановка по произведениям И.А. Бродского.

Ливерпульские песни

Через Вселенную
(Across the Universe)

США, 2007 год.
Режиссер-постановщик: Джули Теймор
В ролях: Эван Рэйчел Вуд, Джим Стёрджесс, Джо Андерсон, Спенсер Лифф и др.

Англичанин Джуд (Дж. Стёрджесс), работающий на доках в Ливерпуле и увлекающийся рисованием, уезжает в США на поиски своего отца. Он его находит: тот — рабочий в кампусе одного из американских университетов. Задержавшись на некоторое время в пригороде Нью-Йорка, Джуд знакомится с бесшабашным студентом Майклом, весело проводит время в компании его друзей. Чуть позднее Майкл представляет его своей сестре Люси (Э.Р. Вуд). В конце концов Джуд и Люси влюбляются друг в друга. Постепенно события перемещаются в Нью-Йорк, куда приезжают Майкл и Джуд. Они арендуют пару комнат в квартире, где живет еще много людей, с которыми они вскоре подружатся. После сюжетных переплетений, связанных с войной во Вьетнаме, акциями протеста, проблемами с визой и с возлюбленной, все заканчивается хорошо, и все поют — как и на протяжении всего фильма.

Эта лента построена на песнях группы «Beatles»: композиции легендарной ливерпульской четверки становятся не только музыкальной, но и сюжетной основой фильма. Не то чтобы без них картина не существовала бы, но она была бы, скорее всего, весьма ординарной. Мелодии и тексты этих песен аккуратно рассортированы по фильму, они удачно подобраны к поворотам сюжета, а может, сами повороты были продуманы с оглядкой на песни битлов. Главного героя зовут Джуд (конечно же, в фильме звучит композиция «Hey, Jude»), а главную героиню — разумеется, Люси (смотрите песню «Lucy in the sky with diamonds»). Сцена, где Джуд разговаривает со своей ливерпульской подругой незадолго до отъезда в Америку, удачно дополняется звучанием отрывков из песни «All my loving». А композиция «With a little help from my friends» вообще послужила одной из «несущих конструкций» целого эпизода — настолько там удачно сочетается ряд кадров и музыкальное сопровождение. Причем исполняют песни сами герои, что немаловажно: закадровый звук был бы не так эффектен. И делают они это очень хорошо, мелодично; в исполнительской манере «Битлз» и в то же время с какими-то новыми оттенками. Оригинально звучит композиция «While my guitar gently weeps». Довольно необычно и интересно исполнены песни «Girl», «Revolution», «Oh! Darling». Но все-таки: как создатели фильма обошлись без «Help», без «Yesterday»? Зато не обошлось, естественно, без «All you need is love». Ведь одна из основ сюжета — любовная история. Хотя она и не отличается оригинальностью.

Музыкальный фильм, да еще с такими знаменитыми и яркими песнями, — в хорошем смысле беспроигрышный вариант. Даже многие шероховатости ленты, неизбежные при таком не очень выразительном сюжете, как в картине «Через Вселенную», смело стираются удачными песенными штрихами. Весь фильм воспринимается как хорошее сочетание изобразительного ряда и музыкального сопровождения. В ленте «Через Вселенную» музыка и изображение одинаково важны.

Илья Родин
ilya.rodin.88@mail.ru

«Ниоткуда с любовью»

На сцене театра «Школа современной пьесы»
Режиссеры: М. Казаков, В Качан
В ролях: М. Казаков, В. Качан, А. Модестова

И. Бродский ворвался в русскую поэзию ХХ века дерзко, стремительно и, однозначно, очень вовремя. И сегодня, в начале XXI века, со сцены московского театра звучит, живет и философствует его поэзия, заставляя замирать и вслушиваться в каждую строчку, в каждую прописанную им паузу. Спектакль «Ниоткуда с любовью» — это музыкально-поэтическая зарисовка М. Казакова и В. Качана, зарисовка талантливая и для многих ценителей творчества И. Бродского, наверняка, неоднозначная. Помимо стихотворений, которые читает М. Казаков, рискнувший сыграть самого поэта, актеры разыгрывают некоторые эпизоды непростой жизни И. Бродского, выводя на большой экран фото-, видеофрагменты и рисунки автора и используя при этом минимум декораций. «Ничего лишнего», так сказать.

Композиция спектакля построена «перебросками» — от фонтанирующей поэзии к диалогам между героями, от переживаний и непрекращающейся череды событий к музыкальным «лирическим отступлениям» в исполнении А. Модестовой. Таким образом, перед зрителем проносятся вехи жизненного пути И. Бродского: Ленинград, суд над «тунеядцем», этап, ссылки, другие суды, другие ссылки, психушка, отъезд за границу, Америка, Италия.

В. Качан предстает то в роли иностранного журналиста, берущего интервью у неизведанного, советского И. Бродского, то в роли работника спецорганов, то в роли работника ОВИРА, дополняя общую картину и делая плавные переходы от поэзии к прозе жизни поэта. Однако, все это лишь рамка той картины, которую рисует М. Казаков. «Гвоздями» — стальными, нержавеющими, крепкими и надежными стали несколько «соло» актера, взахлеб вещающего строки классика, где он без труда поднимает за собой публику до самого пика, до самой верхней ноты. Высшей же точкой самого спектакля можно считать прочитанное то ли Казаковым, то ли уже самим И. Бродским «Два часа в резервуаре». Первые строки «Я есть антифашист и антифауст…» и вместе с ними — характер, судьба, эмоция…

Спектакль «Ниоткуда с любовью», говоря языком обывателя, определенно кажется хорошим, даже очень хорошим, что совсем неудивительно. При этом он не перестает оставлять ощущения того, что можно и лучше, по крайней мере, теоретически. Наверняка, специалисты по И. Бродскому написали бы целый трактат по этому поводу. Вопрос лишь в том, что есть это лучшее и нужно ли это лучшее? Не помешает ли такое «лучшее» воспринимать «хорошее», не станет ли ненужной оболочкой или способом «объять необъятное»? Главное, что спектакль позволяет зрителю прочувствовать личность и творчество поэта, которого приняли, услышали и высоко оцени не только на Родине, но и во всем мире. Официально произошло это в 1987 году, когда И. Бродский зашел на Нобелевский огонек — ниоткуда с любовью…

Мария Казаросян
bagiracleo@mail.ru

Первая полоса

Крупным планом

Вести МГУ

Пресс-служба

Юбилей

Юбилей факультета

Твоя жизнь, студент!

Хочу все знать

Спорт

КиноТеатр

Будем знакомы

Новости Москвы

Личное мнение

Игры с читателем

На главную страницу