№ 21 (4252)
июль 2008

Актуальный репортаж

Малый мехмат готовит будущих студентов МГУ

Малый мехмат — подразделение механико-математического факультета МГУ по работе со школьниками. В последние годы все больше школьников из всех регионов России и ближнего зарубежья обучаются заочно на Малом мехмате. О перспективах такого образования нам рассказал Алексей Деревянкин — заведующий заочным отделением Малого мехмата.

Заведующий заочным отделением А. Деревянкин
— Когда появилось заочное обучение школьников на мехмате МГУ? В чем Вы видите цель работы заочного отделения?
— Заочное отделение Малого механико-математического факультета МГУ существует уже 30 лет, с тех пор, как в 1978 году на мехмате была образована заочная математическая школа. До этого в университете уже существовала Всесоюзная заочная многопредметная школа (ВЗМШ), но руководство факультета решило, что на мехмате должна быть создана своя школа, специализирующаяся именно на обучении математике. В конце 1981 года заочная школа и работавшие на нашем факультете вечерняя математическая школа и школа «Абитуриент» были объединены в единое подразделение — Малый мехмат МГУ.
Сегодня миссия Малого мехмата — распространение математических знаний среди школьников и расширение их математического кругозора. Школьники, интересующиеся математикой, узнают у нас много нового и интересного для себя. В первую очередь заочное обучение нацелено на тех ребят, у которых нет возможности получить качественное школьное образование. Подавляющее большинство учеников заочного отделения проживают вне пределов Москвы, многие живут в малых городах и сельской местности, там, где школьникам, имеющим склонности к точным наукам, трудно развивать свои способности.

— Как организовано заочное обучение на Малом мехмате?
— Мы принимаем ребят по конкурсу, по результатам выполнения вступительной работы. Прием идет в 8–11 классы. В начале учебного года мы рассылаем ученикам комплект методических разработок, в которых изложен весь необходимый теоретический материал, приведены примеры решения задач и даны упражнения для самостоятельного решения. Учащийся выполняет задания и отсылает работу на Малый мехмат. Пришедшие работы проверяют наши преподаватели: они подробно разъясняют все допущенные ошибки, дают указания к нерешенным задачам. После этого мы отправляем проверенные работы обратно. Хочу особо отметить, что в последние годы около 20–25% выпускников заочного отделения, получивших у нас итоговую оценку «хорошо» или «отлично», поступают на механико-математический факультет МГУ.

— Как в последние годы развивается заочное отделение Малого мехмата?
— В 90-е годы заочное отделение покинули многие опытные преподаватели. Число учащихся стало резко снижаться; в 2002 году прием составил всего 22 человека. Однако за последние несколько лет ситуация заметно изменилась к лучшему. На Малый мехмат пришла новая команда преподавателей, состоящая в основном из студентов и аспирантов мехмата, готовых много и эффективно работать для развития заочного обучения на нашем факультете (отмечу, что у нас работают и ребята с других факультетов МГУ). Прием 2007 года составил уже 200 человек, и число учащихся в последние годы быстро растет.

Зам. заведующего заочным отделением И. Нейштадт
— С какими сложностями сейчас сталкивается Малый мехмат?
— Наше активное развитие в последние годы происходит в основном за счет энтузиазма преподавателей. Хотя число сотрудников заочного отделения увеличилось за последние четыре года с 10 до 30 человек, мы до сих пор делим с вечерним отделением одну небольшую комнату, рассчитанную на несколько человек. Конечно, трудно проводить там какие-то общие совещания, встречи. А ведь нашим преподавателям необходимо общаться между собой, обсуждать различные вопросы, связанные с обучением.
К сожалению, работу со школьниками университет практически не финансирует. Сейчас все расходы заочного отделения мы оплачиваем из средств, поступающих от учащихся, а повышение стоимости наших услуг сделало бы обучение на заочном отделении менее доступным, особенно для ребят из малообеспеченных семей. Факультет не может ни приобрести для нас всей необходимой техники, ни достойно оплатить работу преподавателей. Конечно, в таких условиях развиваться трудно, а ведь нам необходимо увеличивать число учащихся, совершенствовать работу с ними, готовить новые методические материалы.

— Кто работает на заочном отделении и как оплачивается работа преподавателей?
— Преподавателями заочного отделения являются в основном студенты мехмата, для которых работа на Малом мехмате является интересным опытом педагогической деятельности. Им помогают старшие преподаватели — студенты старших курсов и аспиранты мехмата. Совместная работа, общение аспирантов и студентов разных курсов, часто неформальное, позволяет поддерживать ту дружескую атмосферу, которой всегда отличался Малый мехмат. В 80-х годах работа на Малом мехмате была обязательной педагогической практикой для аспирантов, но потом от этого правила отказались, и я думаю, что это правильно, — на работу со школьниками должны идти только те, кому это интересно. Сейчас преподаватели получают за свою работу небольшие деньги, и главной мотивацией по-прежнему остается интерес к работе с детьми. Безусловно, мы заинтересованы в пополнении нашей команды, тем более, что в следующем году ожидается дальнейший рост числа учащихся заочного отделения. Надеюсь, что после этой публикации к нам придут ребята с мехмата, которых заинтересовала наша работа, и которые захотят присоединиться к коллективу заочного отделения.

— Принимают ли на заочное отделение школьников из Москвы?
— Да, у нас учатся не только жители регионов, но и ребята из Москвы. Некоторые из них посещают также и занятия вечернего отделения Малого мехмата.

— Что нового будет в приеме на следующий учебный год?
— До этого года мы принимали ребят только в 8 или в 9 класс, а сейчас открыли прием также и в 10 и 11 классы. Кроме того, мы расширяем работу с русскоязычными школьниками, проживающими за пределами России. Многие из наших соотечественников, живущих за рубежом, не имеют возможности получить качественное образование, и здесь мы видим свою цель в распространении традиций российского математического образования в странах СНГ и дальнего зарубежья.

— Используете ли вы в работе современные информационные технологии?
— К сожалению, не все наши ученики имеют доступ к Интернету. Но те, кто имеет, переписываются с нами по электронной почте, а на сайте Малого мехмата (http://mmmf.math.msu.ru) школьники вскоре смогут узнавать, какие оценки они получили за свои работы. Некоторые школьники уже присылают нам задания по электронной почте. При этом исключается возможность потери работ (при переписке по обычной почте такое, к сожалению, нередко случается), значительно уменьшается время, уходящее на пересылку писем. Думаю, что с распространением Интернета и совершенствованием технологии нашей работы такая форма переписки будет приобретать все большую популярность.

— Какими Вы видите перспективы развития заочного обучения на Малом мехмате?
— Думаю, заочная форма обучения будет и дальше развиваться. Люди как в Москве, так и в регионах все больше задумываются о хорошем образовании, в том числе и в области точных наук. На механико-математическом факультете учится немало блестящих студентов, которым нравится работа на Малом мехмате. Я уверен, что при соответствующей поддержке со стороны администрации мы сможем значительно увеличить число наших учащихся и сделать механико-математический факультет более известным среди школьников из всех регионов России. Это пойдет на пользу как самим школьникам, так и мехмату и всему Московскому университету.

И.А. Нейштадт, заместитель заведующего заочным отделением

Первая полоса

Твоя жизнь, студент!

Актуальное интервью

Новости ректората

Пресс-служба

Вести МГУ

Память

Знакомство

Спортивный мир

Юбилей

Будем знакомы

Всем, всем, всем!

Другие берега

Конференции

Мир науки

Новости Москвы

"01"

На главную страницу