№31 (4262)
октябрь 2008

Формирование системы инновационного образования в МГУ

Осенняя школа преподавателей, или ВШГА МГУ совершенствует подготовку госуправленцев

В.Л. Еремин (слева), В.Л. Макаров (справа)


«Those who think, those who act, those who evolve» — именно такого сочетания часто не хватает в поиске эффективных решений злободневных вопросов. Те, кто думает, те, кто действует, те, кто развивается, оставив на пару сентябрьских дней столичную суету, объединили свои усилия в попытке всесторонне рассмотреть проблему компетентностного подхода в подготовке магистров государственного администрирования. В одном из подмосковных пансионатов 19–21 сентября состоялась первая в практике юного факультета МГУ имени М.В.Ломоносова — Высшей школы государственного администрирования — так называемая осенняя школа преподавателей. Инициатива ВШГА в проведении осенней школы оказалась крайне востребованной, судя хотя бы по составу ее участников: сотрудники администрации президента РФ, аппарата правительства РФ, специалисты-практики министерств, агентств, органов государственной власти различных уровней, организаций, представители Национальной школы администрации Франции (ENA), профессорско-преподавательский состав и администрация ВШГА МГУ.

Learning by doing
Работа осенней школы преподавателей сконцентрировалась на определении ключевых компетенций и методов их формирования в процессе подготовки кадров для государственной службы. Согласно классическому определению, компетенция — это интегральное качество, сочетающее в себе знания, навыки и установки человека, описанное в терминах наблюдаемого поведения.
Так уж исторически сложилось, что отечественная система образования работала над знаниями, в меньшей степени над навыками учащихся, а установки и вовсе оставались в стороне.
На обучении через осуществление действий (learning by doing) настаивал директор ВШГА МГУ академик В.Л. Макаров:
— Практически половину времени обучения в ВШГА занимает стажировка. Важно, чтобы проходящие ее в органах власти различного уровня находились на ответственном положении: напортачат — пусть несут ответственность.

Государственные администраторы — аналитики
Необходимо понимать, что государственное администрирование относится главным образом к исполнительным органам госвласти. Центральной ключевой компетенцией их работников, по мнению первого заместителя директора ВШГА В.Л. Еремина, является управленческая.
Не секрет, что многочисленные государственные решения принимают не руководители различных структур, а тот, кто их разрабатывал.
— Президент, премьеры подписывают тысячи приказов, конечно, не всегда их читая, — пояснил главный специалист Института макроэкономики при Министерстве экономического развития РФ, преподаватель ВШГА, доктор экономических и технических наук Б.А. Райзберг. — Государственные администраторы должны быть аналитиками.
Соответственно, наши «аналитики» должны быть подготовлены не на основе современных учебников по экономике, большинство из которых скопированы с западных, главным образом, с американских. России далеко до либеральной экономики США, поэтому не стоит пытаться переносить западные решения на российскую действительность.
Тогда встает вопрос, какие дисциплины, курсы должны читаться будущим госуправленцам?
— Целевое планирование и управление, — перечислял Б.А. Райзберг, — принятие управленческих решений на высшем уровне, социально-экономические показатели, используемые в управлении.

Российская фундаментальность VS зарубежный опыт
Возвращаясь к компетентностно-ориентироанному подходу в подготовке госслужащих, стоит отметить, что госуправление постоянно находится в турбулентной среде. Собственно, ламинарность в нашей стране никогда не была в моде. Каким же образом обеспечить будущих госслужащих знаниями и навыками, востребованными не только сегодня и завтра?
— В ENA мы обучались с представителями самых разных стран, культур, — вспоминает директор по работе с государственными и общественными организациями Ассоциации менеджеров, кандидат экономических наук В.А. Евсеев. Обмен опытом крайне важен. А в российской высшей школе, к сожалению, пока что не налажен международный обмен. Да и уровень узнаваемости наших дипломов за рубежом остается настоящей проблемой.
— Цель работы ENA — не вручение диплома, а доступ в органы госвласти различного уровня, — считает директор по международному сотрудничеству ENA Филипп Бастелика.

Управление — это искусство
Реализация компетентностного подхода в подготовке госуправленцев зависит, по сути, от двух аспектов: ресурсов, позволяющих сформировать обратную связь, и гибкой модульной системы образования.
— Управление — это искусство, которому, грубо говоря, научить невозможно, — уверен гендиректор Института социально-экономического и инвестиционного проектирования, советник председателя Совета Федерации, кандидат экономических наук, MBA INSEAD Л.И. Барон. — Образование должно быть сосредоточено на идентификации личностных качеств, горизонтальном географическом опыте, на историческом ракурсе, чтобы не происходило изобретение велосипеда.
Что ж, профессионал от дилетанта действительно отличается не только набором знаний, но и взглядом на решение конкретной задачи. Если знания можно почерпнуть в книгах, то формирование или изменение подхода к решению проблем человеком — миссия преподавателей.
А к списку миссий нашей страны совсем недавно добавилась благородная по замыслу цель формирования общероссийского резерва эффективных управленческих кадров. Еще первого августа президент России Д.А. Медведев дал поручение правительству РФ и администрации президента РФ обеспечить «выработку методик отбора, подготовки, переподготовки и выдвижения участников Программы формирования резерва управленческих кадров». Сегодня над Программой формирования резерва управленческих кадров трудятся специально созданные рабочие группы.
Одним из «поставщиков» кадров в госрезерв, судя по всему, станет ВШГА МГУ. Начальник департамента управления президента РФ по вопросам государственной службы А.П. Лаптев в рамках осенней школы 19–21 сентября отметил:
— Перечень учебных заведений, где будут проходить обучение представителей госрезерва, находится в стадии разработки. Если формирование резерва пройдет на должном уровне, то, думаю, как следствие будут происходить существенные изменения в системе российского высшего образования в целом.
От обсуждения к внедрению


Вопросов в реализации эффективной системы подготовки госуправленцев больше, чем ответов. Тем не менее, первый опыт ВШГА МГУ в проведении осенней школы преподавателей оказался положительным. Во-первых, лицом к лицу встретились те, кто участвует в подготовке госслужащих, и те, кто является их «потребителями». Во-вторых, был намечен дальнейший вектор проработки проблемы подготовки магистров государственного администрирования: необходимость внедрения новых курсов, дисциплин, обеспечение определенной доли ответственности при прохождении учащимися стажировок, наряду с сохранением фундаментальности увеличение масштабов использования активных форм и методов обучения (кейсы, деловые и ролевые игры, управленческие практикумы, тренинги, пресс-конференции и т. д.).
Формула эффективного госуправленца проста лишь на бумаге (управленческая компетенция + личностные качества учащихся). Чтобы ее претворить в жизнь как можно скорее, ВШГА МГУ планирует сделать школу преподавателей традиционной и проводить ее два раза в год: осенью и весной. К тому же, как поделился первый заместитель директора ВШГА В.Л. Еремин, в состав участников школы преподавателей важно в будущем включить слушателей ВШГА. Кстати, слушатели Школы, по словам вице-президента Ассоциации строителей России, кандидата экономических наук С.А. Баева, «действительно верят, что в России госуправление может быть эффективным».
Будем надеяться, что вера их не угаснет!

Надежда Пупышева

Первая полоса

Эхо фестиваля

Инновационный университет

Вести МГУ

На пользу науке

Мнение специалиста

Мир вокруг нас

Новости Москвы

Наш календарь

На книжную полку

КиноТеатр

Объявление

На главную страницу