№33 (4264)
ноябрь 2008

Круглый стол

Круглый стол «От Ломоносова до наших дней»

Выступление ректора МГУ В.А. Садовничего

Тема IV Ассамблеи Всемирного форума «Интеллектуальная Россия», проходящего в Москве и Санкт-Петербурге, — «Просвещение народа в стратегии инновационного развития России». Для участия в мероприятиях Ассамблеи были приглашены видные ученые, известные деятели науки и производства, культуры и искусства, руководители ведущих вузов, средств массовой информации, представители федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти.

В рамках Ассамблеи в здании Интеллектуального центра МГУ — Фундаментальной библиотеки под председательством ректора университета академика В.А. Садовничего и главы администрации Архангельской области И.Ф. Михальчука состоялся круглый стол «Просветительские традиции российских университетов — от М.В. Ломоносова до наших дней». Помимо представителей различных университетов в заседании принял участие председатель оргкомитета Ассамблеи, председатель Совета представителей Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России», депутат Государственной Думы Н.В. Левичев.

Открылся круглый стол выступлением ректора В.А. Садовничего, в котором он рассказал о М.В. Ломоносове. Описав вкратце деяния великого ученого и его заслуги, ректор перешел к повествованию о делах университета, рассказал о его развитии, о нынешнем состоянии и о планах на будущее. Доклад сопровождался красочной видеопрезентацией.

Для участия в Ассамблее были приглашены приглашены известные деятели науки


Необходимо отметить, что в основе работы круглого стола лежала задача поделиться концепциями и планами мероприятий празднования 300-летия М.В. Ломоносова, которое будет отмечаться в 2011 году. Говорилось о том, что этот праздник может и должен стать по-настоящему всенародным, демонстрирующим силу российской науки, образования, истории и культуры.

В ходе круглого стола были заслушаны доклады ректора Архангельского государственного технического университета А.Л. Невзорова, ректора Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова И.Р. Луговской, директора музея истории МГУ А.С. Орлова и др. Все докладчики старались уделить больше времени рассказу о своих университетах, об их развитии, сотрудничестве с МГУ и зарубежными партнерами. Были также затронуты вопросы подготовки к юбилею М.В. Ломоносова.

Круглый стол, прошедший в Фундаментальной библиотеке, стал одним из секционных заседаний Ассамблеи и представлял немалый интерес тем, что стал попыткой сохранить крепкую связь между университетами и преемственность тех традиций, которые впервые были заложены более 250 лет назад выдающимся русским ученым М.В. Ломоносовым.

Анастасия Чибисова, наш корр.

Круглый стол на биологическом факультете


На биологическом факультете МГУ 23 октября прошел круглый стол IV Ассамблеи Всемирного форума «Интеллектуальная Россия» — «Биолого-экологическое образование, просвещение и инновационное развитие общества».

Открылся круглый стол вступительным словом декана биологического факультета МГУ, академика М.П. Кирпичникова. «Биология в широком смысле слова — это наука о жизни. Науки о жизни стали системообразующей сферой, которая определила важнейшие направления развития общества». В своем докладе академик М.П. Кирпичников предпринял попытку обосновать цели данной встречи. Биология в результате своего развития поставила ряд этических проблем (генномодифицированные продукты — ГМО, геном человека, эксперименты в целях обучения и науки), которые и послужили толчком для формулировки вопроса о биологическом образовании и обусловили появление этой конференции в рамках Ассамблеи.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию профессор В.Е. Шудегов обратил внимание на то, что основной вопрос, который необходимо затронуть в рамках конференции — это то, насколько важна роль образования в плане сохранения экологии и воспитания молодежи.

В ходе заседания было заслушано огромное количество докладов. Среди них выступление доктора биологических наук, заведующего кафедрой микологии и альгологии биологического факультета МГУ Ю.Т. Дьякова «Роль преподавания биологии в системе общего образования». Ю.Т. Дьяков предлагает свою систему того, чему должно уделяться особое внимание при преподавании биологи в школе. На первом месте должен стоять раздел, посвященный анатомии и физиологии человека, на втором — раздел знаний, связанный с взаимоотношением человека и окружающей среды. Здесь главным ученый считает природоведческие выездные экскурсии, благодаря которым дети могли бы лучше узнать мир, в котором они живут. Следующим разделом в системе Ю.Т. Дьякова является экология. Необходимо научить детей воспринимать природу как единую и целостную систему. Четвертое и пятое места отводятся идеологической проблеме (происхождение природы и человека) и изучению основ молекулярной биологии (этика клонирования, ГМО) соответственно. Решать проблемы в образовании должны не вузы, не чиновники, а сами учителя. «Задача вузов — обеспечить подготовленных преподавателей, а задача чиновников — составить программы и обеспечить достойную заработную плату».

Другие доклады касались таких тем, как геном человека, проблемы экологии, генетика. Круглый стол «Биолого-экологическое образование, просвещение и инновационное развитие общества» оказался крайне актуален, в ходе его работы удалось развернуть подробное обсуждение серьезных проблем современности.

Анастасия Чибисова, наш корр.

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Круглый стол

Наука и техника

Юбилеи

Эхо фестиваля

Дела профсоюзные

Наш календарь

На главную страницу