Арсений Николаевич Чанышев

Обращение Антитоталитариев

Журнал - «Здравый смысл» - М.: 1997 № 4. С.29-32.

Что такое антитоталитаризм и кто такие антитоталитарии? Антитоталитарии - это те, кто активно борется против тоталитаризма. А что такое тоталитаризм? Тоталитаризм - такая организация общества, при которой человек подавлен государством и государственными учреждениями. Государство диктует человеку, кого ему любить и кого ненавидеть, какой поэт хороший, а какой плохой, какой ширины должны быть брюки и какой длины юбка.

Конечно, жить без государства нельзя. В понимании этого антитоталитарии отличаются от наивных анархистов, кто думает, что можно взять и упразднить государство. Государство будет всегда, по крайней мере в обозримом будущем. И всякое государство как стоящая над обществом структура, даже демократическое, роковым образом стремится стать тоталитарным, полностью подчинить себе человека. Да что государство! Любая общественная организация, какая бы она ни была, даже садово-огородное товарищество.

Поэтому тоталитаризм вечен. Тогда могут спросить, а стоит ли бороться против тоталитаризма, если он вечен? Но ведь и преступность была, есть и будет всегда. Она тоже вечна. Тем не менее ни у кого не возникает сомнения в необходимости правоохранительных органов и их деятельности. Также и антитоталитаризм. И он должен быть как-то организован.

И снова вопрос: а не станет ли такая организация антитоталитариев сама тоталитарной? Да, это возможно! Тем более, что некоторые думают, что против жесткой структуры (а тоталитаризм - наиболее жесткая структура из общественных структур) можно бороться только при помощи столь же жесткой структуры.

Это неправильно. В таком случае мы будем иметь всего лишь два тоталиторизма, два социальных чудовища, источающих вокруг себя страшное зловоние, сцепившихся в смертельной схватке первобытных ящеров.всех возможных

Антитоталитарии - не политическая партия. Они не борются за власть, не стремятся к ней. Они стоят на страже. Они охраняют человека как личность от посягательств на нее всевозможных государственных организаций, созданных, конечно, людьми, но стремящихся вырваться из-под контроля со стороны своих же создателей и подмять их под себя. Это безличные анонимные бесчеловечные структуры, каждая из которых возглавляется своим председателем или своими сопредседателями. Но эти лица - халифы на час. Они приходят и уходят, а структуры остаются. У них громадная степень инерции и выживания. Без них, конечно, нельзя. Не может быть государства без армии, без министерств и комитетов, без парламентов или советов с их председателями, без политических партий и т. д. и т. п. И каждое из этих социальных чудовищ стремится низвести человека до роли простого исполнителя, винтика, превратить всех людей в чиновников с их бюрократической иерархией и чинопочитанием.

Выше мы сказали: антитоталитарии охраняют личность... А что это такое - личность? Мы различаем индивида и личность. Не всякий человеческий индивид личность, хотя, конечно, всякая личность - индивид. Часто говорят: «одаренная личность». Но можно быть виртуозным скрипачом - и не быть личностью. Сама по себе одаренность - лишь черта индивида, его индивидуальная особенность. Чтобы быть личностью - надо нечто большее.

Нам представляется, что для того, чтобы быть личностью, человеческий индивид должен иметь по крайней мере два качества: быть свободным в своем выборе и быть нравственно ответственным за свой выбор. Но для того, чтобы быть свободным в своем выборе, надо иметь право на выбор. Право на свободу. В тоталитарном обществе такой свободы и такого права нет. В таком обществе за нас выбирают другие. Нам остается только участвовать в спектакле выборов. Вы все хорошо знаете, что это такое. Мы все должны были участвовать в таких позорных для нас спектаклях, потому что наш тоталитаризм прикрывался фиговым листком демократии. Такой подлый и лицемерный тоталитаризм намного хуже прямого и откровенного тоталитаризма. И мы утверждаем, что такие выборы без выбора нанесли, возможно, наибольший вред нашим душам, нравственно развратили нас в наибольшей степени. Ведь нас насильственно загоняли на избирательные участки, нас периодически насиловали - и мы «отдавали свой голос», а вместе с ним и свое человеческое достоинство, свою совесть, свою гордость, свое право называться личностью...

У человека должна быть подлинная свобода выбора. И более того - свобода самовыражения.

Однако одна лишь свобода тут же оборачивается произволом. Часто говорят, что тоталитаризм тем и хорош, что там пускай и нет свободы, зато нет и массового произвола. Там порядок. Без свободы, мол, жить можно, а без порядка нельзя. Воспоминание о таком порядке, ностальгия по нем, - та реальная и мощная сила, которая тянет нас в прошлое. И мы забываем, что за этот порядок внизу мы платили полным произволом вверху. Например, решение о вводе войск в Афганистан принимали три-четыре человека, выжившие из ума по возрасту. Что нам это стоило - теперь более или менее известно. Хотя и не все. В тоталитарном обществе все засекречено. Все становится государственной тайной. Так легче творить произвол. При тоталитаризме свободны лишь вожди. Но их свобода - произвол. У них нет никакой ответственности: ни правовой, ни нравственной. Они индивиды, а не личности.

Мы, антитоталитарии, говорим: свободы не должно быть без нравственной ответственности, а нравственной ответственности не может быть без свободы. При тоталитаризме вся свобода у вождей, но у них нет никакой ответственности перед народом. Но коль скоро у народа, у людей, составляющих народ, нет свободы, то нельзя говорить и о нравственной ответственности народа. Он только безгласный исполнитель воли вождей. Так и складывается этот ужасный монстр - тоталитарное общество.

А что же такое - эта нравственная ответственность? Это то, чего лишены люди, живущие при тоталитаризме, когда все решают за них, а им остается только повиноваться и исполнять. Это совесть и стыд. Совесть как нравственная ответственность перед самим собой. Стыд как нравственная ответственность перед другими. Бессовестность и бесстыдство - самые страшные язвы на душе нашего общества, на наших с вами душах.

Антитоталитарии - те, кто одновременно стремятся оградить по возможности личную свободу индивида от подавляющих его государственных структур и вместе с тем пробудить в наших с вами душах совесть и стыд, утраченные нами при чудовищном строе с его иезуитской формулой: «нравственно все то, что служит построению коммунистического общества» (перефразировка старого иезуитского правила: «цель оправдывает средства»).

Для нас, антитоталитариев, безразличны расовая принадлежность, национальность, семейное и социальное положение, религиозная принадлежность, пол, возраст, образование, индивидуальная одаренность и даже партийность человека. Все это внешнее. Для нас важно, чтобы человек был личностью, то есть свободным и нравственно ответственным за свою свободу индивидом. Но чтобы «быть», надо «стать».

В одиночку это сделать трудно. Поэтому мы и создаем свободную ассоциацию антитоталитариев. Мы будем помогать друг другу обрести в себе личность. Мы будем активно воздействовать на общество, пробуждая у все большего количества людей то, о чем многие из нас забыли: совесть и стыд.

Любители старины опять-таки скажут: раньше был порядок, раньше не было такой ужасной преступности. И это верно! Но почему? Мы говорим: то, что возникло из насилия, может продолжать существовать только благодаря насилию. Ослабили давление - и все пошли друг на друга! Но это только потому, что основной сдерживающей силой был страх, страх перед внешней карающей силой, но не перед своей совестью. Человек боялся - и оставался в душе своей тем, чем он только и может быть при тоталитаризме, - человеком без стыда и без совести. Плоды этого мы теперь и пожинаем.

Люди, Вступайте в наши ряды! Поможем друг другу обрести себя! Станем личностями! Вернем себе человеческое достоинство и естественные права человека! Свободу мысли, слова и деятельности! Право если и не на человеческую жизнь - до этого нам еще далеко, - то хотя бы на человеческое погребение!

Нет большего, пожалуй, проявления чудовищной и циничной безнравственности нашего общества, изуродованного тоталитарным режимом, как то, что государство-победитель не захоронило по-человечески тысячи и тысячи своих павших воинов, воинов-победителей. Это, пожалуй, страшнее массовых расстрелов невиновных. Тогда хоть можно было все списать на свое заблуждение, на свой политический фанатизм. Здесь же списать не на что. Тысячи и тысячи незахороненных победителей - самых выразительный символ нашего тоталитарного государства. Тоталитарное государство безразлично к своему народу. К людям. К человеку. Просто к человеку... Где уж тут говорить еще о личности! О личных свободах и неотъемлемых правах человека!

Люди! Вступайте в наши ряды. В одиночку мы погибнем. Тоталитаризм снова поднимает голову, вылезает из окопов, на нас снова катится все под себя подминающий чугунный каток тоталитаризма. Остановим его! Будем бдительны!

Декларация антитоталитариев

 1. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинского слова «totalitas» что означает «цельность», «полнота», «целое».
 2. Тоталитаризм - учение о том, что целое есть все, а составные части перед ним, целым, есть ничто, и соответствующая этому практика.
 3. Государственный тоталитаризм означает, что государство (целое) есть все, а составляющие его граждане (части) перед государством ничто.
 4. Партийный тоталитаризм означает, что партия как целое есть все, а члены партии перед партией как целым - ничто.
 5. Но такой тоталитаризм реально невозможен, т. к. целое не может состоять из ничего.
 6. Поэтому при реальном тоталитаризме целое подменяется его частью: государство - партией, партия - ее вождем.
 7. Так образуется тоталитарная троица: государство - партия - вождь, а точнее вождь - партия - государство.
 8. Поэтому реальный тоталитаризм есть деспотизм и тирания одного над всеми. Антитоталитаризм учит, что ТЫ не ничтожный винтик в огромной государственно-партийной машине, но что ТЫ и не целое. ТЫ - часть целого, но каждый из нас, а не один только вождь, такая часть целого, которая равна целому, а то и превосходит его.
 9. Ведь ТЫ - ЛИЧНОСТЬ, т. е. свободное и нравственно-ответственное существо.
10.Учитывая вышесказанное, мы в своем добровольном и ненасильственном сопротивлении тоталитаризму во всех его явных и неявных формах образуем Ассоциацию свободных и нравственно ответственных за свою свободу личностей - антитоталитариев.
11. И мы провозглашаем: «АНТИТОТАЛИТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!»

Арсений Николаевич Чанышев