11 (4031)
март 2003

"В.И.Вернадский и его роль
в развитии науки и образования"

ВЫСТУПЛЕНИЕ ректора Московского университета академика В.А.Садовничего на торжественном заседании РАН, посвященном 140-летию В.И.Вернадского (12 марта 2003г.)

Глубокоуважаемые участники торжественного заседания!

В.И.Вернадский - ученый и мыслитель планетарного масштаба

Творчество В.И.Вернадского, без сомнения, явилось вершиной культурно-исторического развития России, в нем отразились мировоззренческие основания русского космизма, достижения российской и зарубежной науки, проявила себя интенсивно развивающаяся гуманитарная мысль. В эпоху Серебряного века русской культуры В.И.Вернадский заложил основы синтеза нового российского фундаментального мировоззрения в той мере, в которой в эпоху ее Золотого века А.С.Пушкин создал образ российского художественного сознания, ставшего отправной точкой для развития российской культуры. Как мыслитель В.И.Вернадский удивительным образом соединил в себе мощный аналитический ум ученого исследователя-натуралиста и синтетический разум эпохи становления особого феномена XX века - планетарности и глобальности. Обращение российского общества к могучему духу В.И.Вернадского - залог разрешения многих российских проблем, путь развязывания, а не разрубания гордиевых узлов развития нашего общества и государства.

В.И.Вернадский, как и М.В.Ломоносов в свое время, стал не только основоположником ряда наук (геохимия, биогеохимия, радиогеология и т.д.), но и предвосхитил появление новых тенденций в науке. Десятилетия назад он начал создавать учение о ноосферном развитии, которое сегодня становится главным условием сохранения современной цивилизации.

Огромное значение этого учения сознается в настоящее время многими общественными деятелями во всем мире. В своем выступлении на деловом саммите Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества "Бизнес и глобализация" в Брунее Президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: "Наш соотечественник Владимир Вернадский еще в начале двадцатого века создал учение об объединяющем человечество пространстве - ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природа и общество, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития".

"Десятилетиями, целыми столетиями будут изучаться и углубляться его гениальные идеи, а в трудах его - открываться новые страницы, служащие источником новых исканий; многим исследователям придется учиться его острой, упорной и отчеканенной, всегда гениальной, но трудно понимаемой творческой мысли; молодым поколениям он всегда будет служить учителем в науке и ярким образцом плодотворно прожитой жизни".

Так писал о В.И.Вернадском один из его лучших учеников, академик А.Е.Ферсман. Правда, мысли В.И.Вернадского, скорее, многогранны и глубоки, высказаны своеобразным языком, чем трудно понимаемы. Тем не менее, читать работы В.И.Вернадского могут не только специалисты, но и все, кого интересует история идей, закономерности их развития, а самое главное - жизнь природы. Знакомство с жизнью и творчеством замечательного российского ученого, без всякого сомнения, полезно и назидательно для современной молодежи.

Биография великого ученого настолько тесно перекликается с историей России, что, говоря о жизни и творчестве В.И.Вернадского, невольно ловишь себя на мысли, что упоминаешь о важнейших событиях нашей истории конца XIX - середины XX века. Также сложно отделить в его жизнеописании научный поиск, преподавательскую и общественную деятельность.

Владимир Иванович Вернадский - это человек-легенда. Ученый, мыслитель и общественный деятель, он был основоположником целого комплекса современных наук о Земле и создателем многих научных школ. В своих дневниках Вернадский предстает перед нами в новом качестве. Погружаясь в его записи и воспринимая его как "лицо эпохи", мы вдруг понимаем, что, прежде всего, он - "человек вечности", чьи мысли о грядущем не ограничены какими бы то ни было временными рамками. Перед нами - философ и предвестник важнейших для человеческой цивилизации событий. Из дневников же мы узнаем и об удивительном пророческом даре их автора.

Великие ученые бывают разными по характеру творчества. Одни знамениты тонкими и точными опытами, другие - обширнейшими знаниями и обобщениями множества фактов, третьи - остротой мысли и неожиданными идеями, четвертые - глубиной исследований и умением находить скрытые закономерности природных явлений, пятые - разносторонностью научных интересов и синтезом идей и фактов из разных областей знания.

С Владимиром Ивановичем Вернадским особая сложность. Его можно с уверенностью отнести ко всем выделенным типам ученых сразу! Его отличали одновременно и точность анализа, и необычайная широта знаний, и умение обобщать множество фактов, и острота мысли, рождающая неожиданные идеи, и глубина исследований, позволяющая находить скрытые природные закономерности, и разносторонность интересов. Прекрасная память, замечательная работоспособность, знание многих иностранных языков (читал на пятнадцати, писал свои работы на четырех языках), увлеченность научной работой, постоянное пополнение запаса знаний.

Через всю свою жизнь В.И.Вернадский пронес важный принцип: в первую очередь уважать человеческую личность, ее право на свободу, счастье. Он не умел проходить мимо страданий людей, углубляясь в свои переживания и в науку. Этим определялось и его общественное служение и научная деятельность.

Удивительная многосторонность интересов и проектов, которые осуществил великий ученый, также вызывают восхищение и удивление.

Биографы подсчитали, что из четырехсот шестнадцати крупных опубликованных трудов В.И.Вернадского сто посвящено минералогии, семьдесят - биогеохимии, пятьдесят - геохимии, сорок три - истории наук, тридцать семь - организационным научным вопросам, двадцать девять - кристаллографии, двадцать один - радиогеологии, четырнадцать - почвоведению, остальные - различным проблемам науки, истории, философии и т. д.

В научной работе В.И.Вернадский всегда защищал свободу научной мысли. Предостерегая от излишнего увлечения общими идеями, безоговорочными, непреложными истинами, принимаемыми как религиозные догматы, он всегда призывал ценить и беречь эмпирическую основу науки: опыт, факты - драгоценную почву, на которой расцветают, увядают или преображаются прекрасные и эфемерные создания разума - научные гипотезы, теории, философские обобщения.

Вернадский выступал против научных фантазий, выдаваемых за истину. Он не отказывался от гипотез, общетеоретических выводов. Но, во-первых, он призывал всегда опираться на достоверные сведения, не уходить слишком далеко за область фактов. Во-вторых, в своих работах всегда уточнял, идет ли речь о фактах и эмпирических обобщениях или о гипотезах, теориях, философских положениях.

Знаменательно, что именно Вернадский первым заговорил о высокой моральной ответственности ученых за использование их работы во вред людям. "Задача человека заключается в доставлении наивозможной пользы окружающим" - этот свой основополагающий принцип Вернадский сформулировал еще в юности и пронес через всю свою долгую жизнь.

Отношение Вернадского к человеку, к человеческой личности было, в определенной мере, свято. Ученый всегда очень высоко оценивал возможности, предоставленные природой каждому из живущих. Нам дарован природой великолепный орган познания - мозг, даны чувства, долгая, насыщенная событиями жизнь.

Научные исследования в нашем веке невозможно успешно вести без соответствующей организации, объединяющей специалистов. И если необходимость научных учреждений понятна, но не так просто их создавать и далеко не всякий ученый способен преодолеть множество практических трудностей.

И все же ученый-организатор - фигура в науке не редкая, но, как правило, лишь в какой-то конкретной области знания. В.И.Вернадский и в этом оказался редчайшим исключением. Уже в первые годы своей самостоятельной работы он реорганизовал минералогический кабинет Московского университета. Позже, в Петербурге, он создал минералогическую лабораторию, оснащенную новейшим (по тем временам) оборудованием, которое приобретал во время заграничных командировок. Он был инициатором и активным участником создания Украинской Академии наук (в труднейших условиях гражданской войны), Таврического университета в Крыму, знаменитой Комиссии по изучению естественных производительных сил России, Радиевого института. Биогеохимической лаборатории.

По его инициативе было созвано первое в нашей стране (и в мире) совещание по проблемам вечной мерзлоты. В 1932 году Вернадский, поддержав предложение М.И.Сумгина, добился учреждения Комиссии по изучению вечной мерзлоты. Несколько позже Комиссия превратилась в Комитет, а затем - в Институт мерзлотоведения АН СССР, который возглавил академик В.А.Обручев. Создал Вернадский еще одно необходимое научное учреждение: Комиссию по изучению минеральных вод СССР. Позже она стала Гидрогеологической лабораторией Академии наук.

В.И.Вернадский был инициатором радиохимических и радиогеологических исследований в нашей стране, а также первых экспедиций, занимавшихся поисками радиоактивных минералов. Он создал Комиссию по изучению "тяжелой" воды. По его инициативе была организована Международная комиссия по геологическому времени. Как бы предвидя начало космической эры, В.И.Вернадский нацелил ученых на изучение "странников Вселенной" - метеоритов - и стал основателем и первым председателем Метеоритного комитета.

Для В.И.Вернадского идеи прошлого становились генераторами идей будущего. История науки помогала ему верно понимать настоящее, вести научные исследования и заглядывать далеко вперед. История интересовала его не как перечень тех или иных событий, летопись, хроника. Он даже не обработал и не издал своих лекций по истории науки. Он стремился познать закономерности истории, осмыслить события, уловить неявные течения, скрытые пути научной мысли.

Он не считал себя оракулом, вещающим истины. И самому В.И.Вернадскому случалось ошибаться. Он понимал и исправлял свои ошибки (впрочем, чрезвычайно редкие). Незначительные чужие ошибки также не вызывали у него негодования. Он понимал, что некоторое количество "недоработок" не может сильно повредить научной работе. Надо только не ошибаться в главном. Он умел использовать свои ошибки. Задумываясь над ними, он мог изменить ход своих мыслей и прийти к новым оригинальным плодотворным идеям. Так было, во всяком случае, с его гипотезой образования тихоокеанской впадины. В 1931 году он предположил, что впадина Тихого океана образовалась в результате отрыва массы вещества, из которого, согласно гипотезе Д.Дарвина, сформировалась Луна. Эта гипотеза нравилась некоторым астрономам, но потом она подверглась критике. И Вернадский признал свое заблуждение: "Допускавшиеся мною тогда представления... должны отпасть". Опрометчивое принятие гипотезы Д.Дарвина об отрыве Луны от Земли и последующий отказ от этой гипотезы способствовали обоснованию Вернадским очень важного эмпирического обобщения об асимметрии нашей планеты. На одном полушарии Земли преобладает океан, на другом - континенты. В большинстве случаев "под океаном" на противоположной стороне Земли находится континент (или прибрежная шельфовая зона, геологически неотделимая от континента).

Многие идеи В.И.Вернадского были широко признаны еще при жизни ученого. Исследования структуры кристаллов, проведенные специальными приборами, подтвердили первоначальные теоретические выводы.

Вернадский, исследуя закономерности развития науки, высказал мысль, которую в наши годы разделяют многие науковеды. Он писал, что упадок наук в отдельных государствах вызывался не внешними условиями, а ослаблением или подавлением воли, стремления к научным исканиям и вообще закрепощением личности. В подобных условиях само научное знание, признанное окончательным, "дающим ответы на все вопросы", и в таком качестве распространяемое, может стать тормозом собственного развития.

В.И.Вернадский никогда не отделял себя от судеб страны, не жил одной наукой. Анализируя прожитые годы, он пишет в 1943г. в дневнике, следующим образом определив главные направления своей деятельности: "В центре моей жизни на первом месте всегда стояла моя научная работа. Прежде принимал большое участие в общественной жизни, в научных обществах, в политической жизни, вел большую переписку как в России, так и за рубежом". По воспоминаниям А.М. Фокина, ученого и ученика В.И.Вернадского, Владимир Иванович "со свойственной ему решительностью, когда, по его мнению, это требовалось, выходил из лаборатории и уютного рабочего кабинета с тесным кругом друзей на более широкую арену - писал статьи в газетах, поднимался на трибуну законодательных учреждений и политических съездов, даже садился за стол в министерском кабинете. Смелость научной мысли у него соединялась с высоким сознанием человеческого и гражданского достоинства".

В.И.Вернадский и Московский университет

Как ректор МГУ я, конечно, не могу не сказать о том месте, которое занимал в жизни и творчестве В.И.Вернадского Московский университет.

Находясь за границей в научной командировке в 1889 году, В.И.Вернадский получает от известного русского геолога А.П.Павлова приглашение работать в Московском университете. Он предложил В.И.Вернадскому занять кафедру минералогии и кристаллографии. Необходимо отметить, что это предложение было сделано еще не защитившему диссертации молодому 26-летнему ученому.

Вернувшись в Россию и отлично защитив магистерскую диссертацию (соответствовавшую нынешней кандидатской), В.И.Вернадский начинает работать в Московском университете как преподаватель кафедры минералогии и кристаллографии физико-математического факультета Московского университета. В 1891г. получает должность приват-доцента этой кафедры.

С января 1891 года В.И.Вернадский приступил в Московском университете к систематическому чтению курсов лекций по кристаллографии, минералогии и истории естествознания. Он читает свои лекции на физико-математическом и медицинском факультетах. Преподавательская и научная деятельность В.И.Вернадского в Московском университете продолжалась без перерыва вплоть до весны 1911 года, то есть в течение 20 лет.

Особую ценность лекциям молодого приват-доцента придавала их тесная связь с исследовательской работой самого В.И.Вернадского. Его лекции вводили слушателей в лабораторию его творческой мысли, возбуждали желание самостоятельного научного поиска. Стремление строить свою лекторскую работу на уровне современной науки, тесная связь ее с собственным научным творчеством способствовали формированию вокруг В.И.Вернадского ставшей впоследствии всемирно известной школы в области кристаллографии и минералогии.

В 1897 году Вернадский блестяще защищает докторскую диссертацию ("Явления скольжения кристаллического вещества"). Вскоре, 31 января 1898 года, В.И.Вернадский был утвержден экстраординарным профессором Московского университета.

Сосредоточием преподавательской и одновременно научной деятельности Вернадского стал Минералогический кабинет, фактически превратившийся к концу 1890-х гг. в научно-исследовательский институт.

В Москве В.И.Вернадский не ограничивается академической деятельностью. Он принимает участие в общественной жизни, избирается членом Московского комитета грамотности, занимавшегося изданием общедоступной литературы и организацией народного образования и библиотек. В Комитете В.И.Вернадский работает вместе с В.О.Ключевским, К.А.Тимирязевым, А.П.Чеховым.

В сентябре 1905 года В.И.Вернадский избран помощником ректора Московского университета, хотя вскоре (в апреле 1906 года) он был вынужден отказаться от исполнения своих обязанностей в связи с избранием в Государственный Совет.

В марте 1906г. Вернадского избирают членом Государственного Совета от Московского университета.

Два года спустя, в 1908 году, он становится экстраординарным академиком. В том же 1908г. В.И.Вернадский во второй раз избирается в Государственный Совет от Московского университета.

Тесным образом научный путь Вернадского связан с Московским университетом на протяжении всей его жизни. Вернадский много думал о развитии Московского университета, о развитии науки и образования. Известен, например, такой факт. В 1943 году в г.Боровое, где в эвакуации находился В.И.Вернадский, он рекомендовал своему ученику А.П.Виноградову разработать и прочитать в МГУ курс геохимии, с последующим созданием кафедры геохимии. А.П.Виноградов разработал и в 1944 году прочитал такой курс, а в сентябре 1953 года в новом здании МГУ на Ленинских горах первая в стране кафедра геохимии приняла в свои аудитории и лаборатории студентов.

В заключение хотелось бы сказать следующее. Наследие В.И.Вернадского представляет культурную ценность непреходящего значения, и потому оно нуждается в дальнейшем тщательном изучении.

Это наследие необходимо изучать в его целостности, пытливо вдумываясь в логику научного поиска В.И.Вернадского. Отдельные цитаты, вырванные из контекста учения великого естествоиспытателя и мыслителя и относящиеся к разным этапам его продолжительной и сложной творческой деятельности, не только не дают правильной картины его мысли, но и приводят к ее ошибочному пониманию.

Самостоятельного исследования заслуживают многочисленные темы: Вернадский - основоположник новых научных направлений, проблемы естественнонаучной картины мира в творчестве Вернадского, мировоззрение Вернадского, Вернадский как историк и теоретик науки, проблемы науковедения в творчестве Вернадского, Вернадский - социолог и гуманист, учение Вернадского о ноосфере, сущность и эволюция социально-исторической концепции Вернадского, Вернадский как геолог, биокосмические воззрения Вернадского и др.

Думается, что изучение и развитие научного наследия великого ученого В.И.Вернадского может и должно стать важной задачей как для Академии наук, так и для высшей школы в нашей стране.

Благодарю за внимание.

 

Кафедре физики моря и вод суши -
60 лет

Кафедра физики моря была создана на физическом факультете Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в 1943 году по инициативе академика В.В.Шулейкина и член-корреспондента АН СССР А.С.Предводителева. В тяжелые годы Великой Отечественной войны была осознана необходимость подготовки для нужд народного хозяйства страны высококвалифицированных кадров по физике моря, были найдены для этого средства.

В 1945 году на отделении геофизики была создана кафедра руслового потока, которую возглавил член-корреспондент АН СССР профессор М.А.Великанов. В 1954 году она была объединена с кафедрой физики моря. С тех пор объединенная кафедра называется кафедрой физики моря и вод суши.

За шестьдесят лет кафедра физики моря и вод суши выпустила более пятисот специалистов. Около двухсот человек из числа студентов, аспирантов и сотрудников кафедры стали кандидатами и докторами наук. Выпускники кафедры работают во всех ведущих научно-исследовательских организациях океанологического и метеорологического профиля, в университетах России и в бывших республиках СССР.

За шестидесятилетний период сотрудники кафедры приняли участие в многочисленных экспедициях от Северного полюса до Антарктиды, получили важные фундаментальные научные результаты, выполнили большой объем прикладных исследований.

Являясь создателем науки о физических процессах в морях и океанах, Василий Владимирович Шулейкин заложил основы подготовки специалистов в этой области на физическом факультете МГУ. Исследования по этим направлениям продолжаются в работах кафедры и в настоящее время.

В 1945 году состоялся первый выпуск геофизиков - специалистов по физике моря. В 1948тгоду кафедру возглавил профессор А.Г.Колесников. В 1953 году кафедра получила помещение в новом здании физического факультета на Ленинских горах. А.Г.Колесников пригласил молодых сотрудников и предложил им интересные темы для самостоятельной работы. Он возглавлял кафедру до 1962 года. С.В.Доброклонский читал в те годы большинство спецкурсов, а в 1962-1965гг. возглавлял кафедру. С 1965г. по 1988г. кафедрой физики моря и вод суши заведовал профессор А.М.Гусев. С 1988 года по 1998 года кафедру возглавлял член-корр. АН СССР профессор Л.Н.Рыкунов. С 1998 года кафедру физики моря и вод суши возглавляет профессор К.В.Показеев.

В последние годы на кафедре появились новые спецкурсы, связанные с современными проблемами физики океана и гидросферы. У спецкурсов, сохранивших свое традиционное название, существенно обновлено содержание, помолодел состав лекторов.

Большое внимание на кафедре уделяется организации экспедиционной практики студентов и научных экспедиций. В конце 1970-х годов в МГУ было 3 корабля. В течение длительного времени местом проведения практики студентов было Черноморское отделение Морского гидрофизического института в Кацивели. Под руководством В.В.Шулейкина там были созданы прекрасные условия для научной работы сотрудников института, к которой привлекались студенты кафедры. С 1997г. судовая практика студентов кафедры ежегодно проводится на базе Института водных проблем Севера Карельского научного центра РАН. Для практики используется научно-исследовательское судно "Эколог", которое было переоборудовано для морских научных исследований в Финляндии в начале 1990-х годов, в 2001 году дооборудовано современным навигационным оборудованием. Практика организуется на Онежском, Ладожском озерах, Белом море, а также в Черноморском отделении Морского гидрофизического института в Кацивели и на базе Атлантического отделения Института океанологии РАН на Балтийской косе.

В 1996г. на кафедре физики моря и вод суши по инициативе декана физического факультета профессора В.И.Трухина была организована Лаборатория экологических проблем геофизики (заведующий лабораторией профессор К.В.Показеев), что позволило активизировать экологические исследования на кафедре, усилить экологическую составляющую образования, способствовало активизации организационно-научной работы в области физических проблем экологии.

В рамках проекта Федеральной целевой программы "Интеграция" в Институте проблем механики РАН в 1997г. был создан филиал кафедры физики моря и вод суши физического факультета МГУ (заведующий филиалом - заведующий лабораторией механики жидкостей профессор Ю.Д.Чашечкин). Особенностью комплекса лабораторных установок Института проблем механики РАН является полнота экспериментальных оптических, акустических и зондовых методов исследования стратифицированной жидкости и возможность изучать одно и то же явление в различных масштабах. Организация на этих уникальных гидрофизических установках лабораторного практикума и постановка исследовательских работ студентов позволяет ознакомить аспирантов и студентов-геофизиков с современными быстро развивающимися методами описания и моделирования естественных процессов в атмосфере, гидросфере и литосфере Земли, современным научным оборудованием и приемами работы, приобщить к исследованиям, находящимся на переднем крае мировой науки.

Учебно-научная работа в филиале кафедры проводится в рамках двух Федеральных целевых программ: "Мировой океан", "Интеграция". Использование средств ФЦП позволило оборудовать современной вычислительной и измерительной техникой рабочие места не только для студентов, но и для сотрудников кафедры.

В последние годы на кафедре активизировалась организационно-научная работа. Кафедра физики моря и вод суши выступила инициатором и приняла активное участие в проведении Всероссийской конференции "Взаимодействие в системе литосфера - гидросфера - атмосфера", Всероссийской конференции "Физические проблемы экологии (экологическая физика)", Международных конференций "Fluxes and Structures in Fluids".

В настоящее время кафедра моря и вод суши имеет высококвалифицированный кадровый состав, крепкие научные связи с ведущими институтами РАН, что обеспечивает постоянный приток студентов и молодых сотрудников.

Заведующий кафедрой физики моря и вод суши,
профессор К.В.Показеев

 

Поздравляем!

Александ Самуилович Мотылев родился 10 марта 1923 года в г.Москве. В 1940-42 гг. учился в Московском государственном университете истории, философии и литературы им. Н.Г.Чернышевского. В 1948г. закончил экономический факультет Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова, в 1951г. - аспирантуру по кафедре политэкономики.

Член Союза журналистов с 1958 года. В течение более полувека он работал в средствах массовой информации. При его участии возрождалось после войны издание газеты «Московский университет», где под его руководством начинили свой журналистский путь первые выпускники факультета журналистики МГУ. В качестве заместителя главного редактора журнала «Московский колхозник» Александр Самуилович способствовал распространению сельскохозяйственных и экономических знаний в столичной области. За многолетнюю работу в журнале «Молодой коммунист» он неоднократно отмечался наградами и благодарностями. Значительный вклад внес в работу еженедельника "Экономическая газета", где работал первым заместителем ответственного секретаря (1963-1969 гг.), и международного журнала "Проблемы мира и социализма", где работал заместителем ответственного секретаря (1970-1973 гг.).

Работая в Институте научной информации по общественным наукам АН СССР с 1973 по 1989 гг., А.С.Мотылев обеспечивал выпуск обзорной и реферативной информации по актуальным проблемам общественных наук.

По инициативе Мотылева в 1992г. был возрожден выпуск старейшего российского делового издания "Журнал для акционеров" (основан в 1857г.), главным редактором которого он является более десяти лет. Александр Самуилович ведет общественно-значимую деятельность по обучению руководителей и специалистов акционерных обществ и предпринимателей во многих регионах страны основам и принципам корпоративного права и управления.

Александр Самуилович Мотылев - кандидат экономических наук, является автором ряда научных трудов по проблемам экономики и информационной деятельности, в том числе учебников и учебных пособий. Явился научным редактором учебника для высшей школы "Макроэкономика". Журналистскую работу Мотылев сочетал с научно-педагогической деятельностью, преподавал на факультете журналистики Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, в Московском авиационном институте, Институте общественных наук.

А.С.Мотылеву присвоено звание "Заслуженный работник культуры РСФСР", он награжден рядом медалей.

Редакция газеты «Московский университет»

 

Первая полоса

Пресс-служба

Новости ректората

Вести МГУ

 Межвузовское информационное агентство

Юбилеи

Мир новостей

Достойный отдых

Флюс

Наш календарь

На главную страницу