1-2
(4021-4022)
январь 2003

Что делать после университета?

Анкетный опрос, проведённый в апреле 2002 года, выявил, что продолжить свое образование по получаемой профессии хотели бы 37% студентов МГУ, планируют пойти работать по окончании университета 22% студентов. Четверть студентов хотели бы получить второе высшее образование в МГУ или в другом вузе. 4% респондентов еще не решили, что будут делать по окончании университета.

Две трети студентов предполагают работать по специальности (71%), 13% – нет, 16% – еще не определились с выбором. Динамика планов студентов пойти работать по специальности после окончания университета представлена на Диаграмме №1.

Отметим, что в Москве предпочел бы работать по окончании университета 61% студентов, в провинции – 7%, за рубежом – 18%, 13% – затруднились ответить.

Для пополнения коллектива преподавателей Московского университета необходимо принимать на работу молодые силы. Так, среди студентов треть хотела бы остаться работать в МГУ, если бы представилась возможность. Причем доли представителей естественных и гуманитарных факультетов одинаковы. Динамика желаний студентов остаться работать в родном университете представлена на Диаграмме №2.

Проблема безработицы в разной степени волнует 68% респондентов. Не беспокоятся по этому поводу 32% студентов. Динамика мнений студентов по этому вопросу представлена на Диаграмме №3.

Как положительный момент можно отметить небольшое снижение по сравнению с 2001 годом доли студентов, сильно беспокоящихся по поводу безработицы. Студенты-гуманитарии в большей степени обеспокоены проблемой безработицы, чем представители естественных факультетов.

Отметим, что остановился спад в оценках конкурентоспособности университетского образования, отмечавшийся с 1999 года, выйдя на уровень 1997 года. Почти половина опрошенных считает, что на факультетах необходимо ввести новые учебные курсы, которые могли бы повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Пятая часть полагает, что такой необходимости нет, треть – затруднилась ответить.

За последний год повысилась доля студентов, желающих после окончания университета получить второе высшее образование. Заслуживающим внимание является тот факт, что, окончив гуманитарный факультет, студенты стремятся на естественные факультеты, и наоборот. Все это говорит о том, что существует необходимость расширения междисциплинарного подхода в создании учебных курсов.

Если сравнить с данными 1997 года, то доля студентов, считающих, что для повышения конкурентоспособности необходимо ввести на факультетах дополнительные курсы, не изменилась – 45%. В 1,5 раза снизилась доля тех, кто считает, что вводить ничего не надо. Однако отметим, что если в 1997 году студенты хотели углубить знания по получаемой профессии, то в 2002 году – их расширить за счет смежных специальностей, специальностей другого профиля. Оформилось желание студентов получить помощь от университета по составлению резюме, по правильному поведению на интервью с работодателем.

В связи с недостатком знаний у студентов по интересующим их дисциплинам, нами был задан вопрос: «За какие дополнительные образовательные услуги они готовы платить?» Ответы распределились следующим образом:

Иностранный язык – 56%

Информационные технологии – 24%

Маркетинг и менеджмент – 16%

Экономическая грамотность (бухучет, аудит) – 20%

Юридическая грамотность (основы права) – 19%

Психология – 24%

Образование должно быть бесплатным – 9%

На наш взгляд, МГУ стоит шире предлагать студентам этот спектр дисциплин, как платно, так и бесплатно.

Выборка при опросе случайная, объем – 292 студента МГУ. Из них 50% обучаются на естественных факультетах и 50% – на гуманитарных; 52% юношей и 48% девушек; 49% – студенты 2 курса и 51% – 4 курса.

Е.В.Щепкина,
кандидат социологических наук,
научный сотрудник ЦСИ МГУ

 

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

 Межвузовское информационное агентство

Будни и праздники МГУ

Наши цифры

Представляем факультет

Конференции

Поэты МГУ

Флюс

Наш календарь

На главную страницу