№
1-2 |
Божественный язык поэзииВ 1980 году я перешла работать в МГУ им. М.В.Ломоносова из издательства энциклопедических изданий, где была редактором. Мне по семейным обстоятельствам был необходим более или менее свободный режим работы. Значительно потеряв в зарплате, я неожиданно выигрывала во времени – времени «свободного падения», плавно переходящего в удивительный полёт над необозримыми горизонтами феномена, имеющего название МГУ им. М.В.Ломоносова. С первых же недель пребывания в стенах «высотки» я ощутила не только прилив творческой активности, но и странное, почти физическое присутствие некой невидимой духовной субстанции, как мне казалось, скопившейся над созвездием университетских зданий. Как будто бы именно здесь была сконцентрирована значительная часть ноосферы (сферы взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития). Понятие ноосферы, введенное французскими учёными Леруа и Тайяром де Шарденом в 1927 году и позднее использованное в работах Вернадского и Флоренского, вдруг неожиданно напомнило о себе проявившейся реальностью. Я вдруг представила то огромное количество талантливых людей, учившихся и творивших в разное время в стенах МГУ. Это они совершили многие мировые открытия, пополнили коллекции искусства своими уникальными произведениями, покорили народы своим литературным и поэтическим мастерством. Это их одухотворенность и талант «сформировали» ту уникальную сферу над МГУ, с которой любой из нас может «общаться», не только извлекая всё необходимое для своих открытий, но и дополняя её своей, если хотите, гениальностью. С 2000 года, начав работу над Интернет-проектом «Вектор творчества» (www. massmedia.msu.ru/newspaper/creators_vector/index.htm), при газете «Московский университет», я ещё раз убедилась, что вышесказанное имеет под собой основание. Так как в данной статье речь пойдёт в основном о поэзии, то, чтобы убедиться в истинной грандиозности полного списка ученых-поэтов, вы можете заглянуть на сайт «Поэзия Московского университета от Ломоносова и до…». Наша газета регулярно, на протяжении нескольких лет, знакомит читателя с поэтическим творчеством ученых, научных сотрудников, студентов и аспирантов МГУ. В возникновении и создании рубрики «Поэты МГУ» отсутствует элемент случайности. Стремление к поэзии людей широко образованных, талантливых – необычайно. Поэзия – удивительный концентрат – источник открытий во многих отраслях знаний, однако она и своеобразный полёт души. Уловить, то, что «диктует» космос, дарит человеку общение с духовной сферой и знание реалий человеческого бытия – такова задача и ученого, и поэта. Ритм, рифма, эмоциональная напряженность, внезапное озарение, которое, порой, можно приравнять к открытию, обостренное чувство слова – всё это, неразрывно связанное с внутренней логикой, – вот истинные составляющие энергетического тела стиха. И ещё: современный поэт не может состояться без знания всего того огромного словарного и понятийного багажа, которым мы обязаны предыдущим поколениям и нашим современникам. Академик, профессор МГУ А.Н.Колмогоров (он был и выдающимся стиховедом) имел совершенно определённый взгляд на искусство и на поэзию в частности. Он одновременно решал задачи, лежащие на границе искусствоведения и теории информации. «На рубеже веков можно констатировать рождение нового стиха и, соответственно, нового типа поэтического слуха», – считал он. И ещё: «Искусство – есть вид познания действительности и, как таковое, обладает высокой степенью сложности. Источник искусства божественный и земной одновременно…» Для того чтобы узнать земную вероятность стиха, А.Н.Колмогоров создал свою языковую модель. Он, несомненно, задумывался о постоянном развитии языка поэзии, связанном с развитием цивилизации. И если великий математик А.Н.Колмогоров создал языковую вероятностно-статистическую модель стиха, то учёный А.А.Николаев создал модель, которая определяет его музыкальную вероятность. Оказалось также, что без математической логики и статистики невозможно создание музыкальных формул стиха. В Интернете существует стиховедческая страница: «Ритмологика и ритмодинамика стиха». Мы хорошо помним имена поэтов, писавших при советской власти, для неё и вопреки ей. Гораздо больший временной период отделяет нас от поэтов «Серебряного века», творчество которых волнует нас и по сей день. Прошло уже около двух с половиной веков с того времени, когда творил А.С.Пушкин… А сегодня… Где они, наши современные кумиры, наделённые незаурядными способностями, но затерянные в «заморочках раскруток» и поисках спонсоров или просто пишущие «в стол» для тех времён, до которых многим из них просто не суждено дожить? В этой статье я приведу всего лишь несколько имён, дам небольшую россыпь уникальных поэтических строк, которые, я уверена, убедят вас в том, что поэзия современных российских поэтов, а в данном случае поэтов МГУ им. М.В.Ломоносова, непременно должна доходить до читателя. Она несет в себе огромный эмоциональный и энергетический заряд, способный менять сложившуюся в стране и в мире обстановку к лучшему. В настоящее время нет должной оценки влиянию поэтического слова на потенциального читателя, готового к его восприятию. Давайте прислушаемся к новым голосам, постараемся принять их неожиданные современные метафоры и настроим свои души на добро.
А.БАЙЗДРЕНКО
* * *
* * *
* * *
Е.ЕРМАКОВА Из стих. «МУЗА»
«… Я город забываю за окном,
Э.СУХОВА
* * *
В.НОВИКОВ
Синьоре Марии Луизе Витобелло
С.ШЕСТАКОВ
* * *
В.ГАНШИН
* * *
Л.КОТЮКОВ
* * *
Г.ВОРОПАЕВА
* * *
А.ХОХЛОВ ЗАКЛИНАНИЕ
Вдохнуть огонь, как замысел Творца, В заключение приведу и свое стихотворение, написанное в декабре 2002 года и посвященное россиянину – моему современнику.
* * * Татьяна
Кайсарова,
|