1-2
(4021-4022)
январь 2003

Божественный язык поэзии

В 1980 году я перешла работать в МГУ им. М.В.Ломоносова из издательства энциклопедических изданий, где была редактором. Мне по семейным обстоятельствам был необходим более или менее свободный режим работы. Значительно потеряв в зарплате, я неожиданно выигрывала во времени – времени «свободного падения», плавно переходящего в удивительный полёт над необозримыми горизонтами феномена, имеющего название МГУ им. М.В.Ломоносова. С первых же недель пребывания в стенах «высотки» я ощутила не только прилив творческой активности, но и странное, почти физическое присутствие некой невидимой духовной субстанции, как мне казалось, скопившейся над созвездием университетских зданий. Как будто бы именно здесь была сконцентрирована значительная часть ноосферы (сферы взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития). Понятие ноосферы, введенное французскими учёными Леруа и Тайяром де Шарденом в 1927 году и позднее использованное в работах Вернадского и Флоренского, вдруг неожиданно напомнило о себе проявившейся реальностью. Я вдруг представила то огромное количество талантливых людей, учившихся и творивших в разное время в стенах МГУ. Это они совершили многие мировые открытия, пополнили коллекции искусства своими уникальными произведениями, покорили народы своим литературным и поэтическим мастерством. Это их одухотворенность и талант «сформировали» ту уникальную сферу над МГУ, с которой любой из нас может «общаться», не только извлекая всё необходимое для своих открытий, но и дополняя её своей, если хотите, гениальностью.

С 2000 года, начав работу над Интернет-проектом «Вектор творчества» (www. massmedia.msu.ru/newspaper/creators_vector/index.htm), при газете «Московский университет», я ещё раз убедилась, что вышесказанное имеет под собой основание.

Так как в данной статье речь пойдёт в основном о поэзии, то, чтобы убедиться в истинной грандиозности полного списка ученых-поэтов, вы можете заглянуть на сайт «Поэзия Московского университета от Ломоносова и до…».

Наша газета регулярно, на протяжении нескольких лет, знакомит читателя с поэтическим творчеством ученых, научных сотрудников, студентов и аспирантов МГУ. В возникновении и создании рубрики «Поэты МГУ» отсутствует элемент случайности. Стремление к поэзии людей широко образованных, талантливых – необычайно.

Поэзия – удивительный концентрат – источник открытий во многих отраслях знаний, однако она и своеобразный полёт души. Уловить, то, что «диктует» космос, дарит человеку общение с духовной сферой и знание реалий человеческого бытия – такова задача и ученого, и поэта.

Ритм, рифма, эмоциональная напряженность, внезапное озарение, которое, порой, можно приравнять к открытию, обостренное чувство слова – всё это, неразрывно связанное с внутренней логикой, – вот истинные составляющие энергетического тела стиха.

И ещё: современный поэт не может состояться без знания всего того огромного словарного и понятийного багажа, которым мы обязаны предыдущим поколениям и нашим современникам.

Академик, профессор МГУ А.Н.Колмогоров (он был и выдающимся стиховедом) имел совершенно определённый взгляд на искусство и на поэзию в частности. Он одновременно решал задачи, лежащие на границе искусствоведения и теории информации. «На рубеже веков можно констатировать рождение нового стиха и, соответственно, нового типа поэтического слуха», – считал он. И ещё: «Искусство – есть вид познания действительности и, как таковое, обладает высокой степенью сложности. Источник искусства божественный и земной одновременно…» Для того чтобы узнать земную вероятность стиха, А.Н.Колмогоров создал свою языковую модель. Он, несомненно, задумывался о постоянном развитии языка поэзии, связанном с развитием цивилизации.

И если великий математик А.Н.Колмогоров создал языковую вероятностно-статистическую модель стиха, то учёный А.А.Николаев создал модель, которая определяет его музыкальную вероятность. Оказалось также, что без математической логики и статистики невозможно создание музыкальных формул стиха. В Интернете существует стиховедческая страница: «Ритмологика и ритмодинамика стиха».

Мы хорошо помним имена поэтов, писавших при советской власти, для неё и вопреки ей. Гораздо больший временной период отделяет нас от поэтов «Серебряного века», творчество которых волнует нас и по сей день. Прошло уже около двух с половиной веков с того времени, когда творил А.С.Пушкин…

А сегодня… Где они, наши современные кумиры, наделённые незаурядными способностями, но затерянные в «заморочках раскруток» и поисках спонсоров или просто пишущие «в стол» для тех времён, до которых многим из них просто не суждено дожить?

В этой статье я приведу всего лишь несколько имён, дам небольшую россыпь уникальных поэтических строк, которые, я уверена, убедят вас в том, что поэзия современных российских поэтов, а в данном случае поэтов МГУ им. М.В.Ломоносова, непременно должна доходить до читателя. Она несет в себе огромный эмоциональный и энергетический заряд, способный менять сложившуюся в стране и в мире обстановку к лучшему. В настоящее время нет должной оценки влиянию поэтического слова на потенциального читателя, готового к его восприятию.

Давайте прислушаемся к новым голосам, постараемся принять их неожиданные современные метафоры и настроим свои души на добро.

А.БАЙЗДРЕНКО
(окончила филологический фак-т)

* * *
Переживу,
как переходят вброд
лесных ручьев холодные пороги,
как удила закусывает рот,
в неверность ила и камней ожоги
войду.
Вошла –
Лимона узкий лист
зачем-то в этом севере зеленый:
весна, Россия слышится, как свист
из тетивы оборванного стона
Мне душу распоровшая стрела.

* * *
Жест «дворников», как вялый метроном,
Стирает истекающий ноябрь.
Как по-другому думается мне,
Привычно колесующей пространство,
о том, что изнутри обожжено
процентов сто доверчивого сердца,
о дыме без огня, угарном газе,
о странностях обратной тяги,
о волоске, соломинке… Без боли
сгорает все, и весело сгорать.
А где-то умозрительный кузнец
медлительно кует добавочные прутья
к решетке римских цифр, и сыпь дождя
все также изъедает стекла,
и по странице книги на коленях
скользит сквозь строчки
      желтенькая тень
последних капель. Что-то неизбежно.

* * *
Уже я вольна,
ибо цапельим танцем больна
и ночи лицо безмерно.
Мудро
вышагивает, вынашивает тишина
то, что внушу и вдохну утром.
Уже я – вода,
надо мной – ледяная слюда.
Прохожу, онемев,
вся – глаза и ноздри.
Дерево теплится под рукой,
когда марево мое –
март мой раненый, поздний…

Е.ЕРМАКОВА
(студентка мехмата)

Из стих. «МУЗА»

«… Я город забываю за окном,
Застирывая призраки в душе.
Другая муза входит и поет
На стоптанном моем карандаше.
Наш млечный путь затаптывает
твердь.
Мы жжем в камине светлые дрова.
Мы верим, что получится, что впредь
Спасем окоченевшие слова…

Э.СУХОВА
(окончила истфак, поэт, прозаик)

* * *
Засушу автобусный билетик,
Как цветок в бессоннице извечной.
Куча слов, прощанье, вечер, ветер
И автобус. Он опаздывал конечно…
Остановка. Брызги. Шелест трассы.
Привкус гари. Теребила сумку…
Можно на луну смотреть, а можно –
Сквозь луну. Так рыба смотрит в лунку…
Прочность вещи, даже если это
Лишь билетик, как лодчонка утлый,
Больше, чем законченность столетья,
Лето, дождь и завтрашнее утро.

В.НОВИКОВ
(ученый, окончил мехмат.
Сейчас в командировке в Италии)

     Синьоре Марии Луизе Витобелло
* * *
Зачем ты шелестишь страницей,
Вникая в смысл далеких слов?
Ты смотришься нездешней птицей
Среди компьютерных столов.
В Милане модном разве мало
Аристократов, светских львов,
Тебе средь них блистать пристало
В столпотворенье языков.
Но ты глазами кельтской жрицы
Обводишь странный окаем,
И, может быть, ответ таится
В певучем имени твоем.
         2002г.Италия

С.ШЕСТАКОВ
(окончил мехмат, учитель,
награжден медалью
«За заслуги перед отечеством»)

* * *
Умиранье осени. Пелена
Над былым и будущим все темней…
Кто сказал, что смерть на миру
красна? –
Не красней рябины и снегирей.
Под пятой декабрьской в этот час
Лучше быть тростинкою, чем скалой:
Настоящее, обретая нас,
Истекает вечностью, как смолой…

В.ГАНШИН
(ученый, окончил физфак)

* * *
Сердце мое –
Одноглазая птица моя –
Летит над землей
В вечернем сиянье,
Не на крыльях,
На крике летит,
На последнем
Неверном дыханье:
«Прощайте, цветы,
Прощайте, любимые травы,
Прощай, можжевельник,
Окутанный знойной высокой отравой,
Прощай, океан голубой,
И дико кричащие чайки,
И скалы, и рыбы,
И сладкоголосый бездельник прибой –
Прощайте!»

Л.КОТЮКОВ
(учился на журфаке, литератор)

* * *
Любовь не отменяет быта,
его забот и суеты,
но без любви от глаз сокрыты
его нездешние черты.
Одна любовь, ничто иное,
преображает сумрак дня
в существованье неземное,
в сиянье высшего огня.
Так в храме озаряют свечи
и оживляют скорбный лик,
так сквозь обыденные речи
звучит божественный язык.

Г.ВОРОПАЕВА
(окончила физфак, работает в МГУ)

* * *
Все безжалостно перекошено.
Время ступоров, сшибок, смут.
Вот и камешки в озеро брошены,
А круги по воде не идут.
Застывает земли сукровица.
Я не верю, что убраны льны.
Знать бы только, к чему все клонится,
Провода уже оголены.
А воды – до краев и более,
Напрягаются мышцы минут.
Где проходят пути гармонии?
Листья падают. Листья жгут.

А.ХОХЛОВ
(окончил мехмат)

ЗАКЛИНАНИЕ

Вдохнуть огонь, как замысел Творца,
родиться искрою, рвануться в небеса,
воспламенить зарей холодный диск
востока,
как Прометей дарить огонь сердцам,
хранить огонь, как семя, как истоки,
как тайный культ, доверенный жрецам;
лететь к огню, как к цели, как к концу,
и с опаленных крыльев сбить пыльцу,
достигнуть, обрести, довоплотиться,
сгорая, вспыхнуть, искрой возродиться
и утром расцвести в траве росистой.

В заключение приведу и свое стихотворение, написанное в декабре 2002 года и посвященное россиянину – моему современнику.

* * *
Два ангела – тебе «конвой»
На избранном пути,
Чтоб с тяжкой ношей за спиной
Над пропастью пройти.
Среди предательских пустот,
Где волчий в спину рык,
Твоя звезда тебя ведет –
Небесный проводник.
Не оглянуться, не свернуть:
Оступишься и – ад!
Но если обозначен путь –
Дороги нет назад.
Лишь только цвета стали взгляд –
Теперь твой щит и меч.
Но мракобесья душный смрад
Тебе дано отсечь.
Бесстрастен поднебесный хор,
России горек плач.
И тяжек путь наперекор
Проклятью неудач.

Татьяна Кайсарова,
редактор Центра СМИ МГУ,
член Союза писателей

 

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

 Межвузовское информационное агентство

Будни и праздники МГУ

Наши цифры

Представляем факультет

Конференции

Поэты МГУ

Флюс

Наш календарь

На главную страницу