1-2
(4021-4022)
январь 2003

Новогоднее волшебство

Новый год – замечательный праздник, который с нетерпением ждут и взрослые, и дети. А дети особенно, ведь для них Новый год – это встреча со сказкой, сбывшиеся мечты и надежды. Говорят, что жизнь человека делится на три этапа: когда он верит в Деда Мороза, когда не верит в него и когда он сам становится Дедом Морозом.

Для детей, живущих в общежитии МГУ на ул.Кравченко, таким Дедом Морозом каждый год становится ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий. Он не только привозит новогодние подарки для ребят, но и принимает активное участие в представлении, выступая в роли Доброго волшебника, побеждающего зло. Ушедший год не стал исключением.

Накануне Нового года, 27 декабря, шумная ватага ребятишек в карнавальных костюмах заполнила «Клуб молодой семьи» общежития ДСК (ул.Кравченко, д.7). Пока актеры готовились к представлению, ребята были заняты веселыми играми. И вот занавес раздвинулся, сказка началась.

Баба Яга и Черт решили испортить праздник и забрать себе все подарки, но Леший, «хоть герой и отрицательный, но в душе-то добрый», не выдержал и выдал их замысел Деду Морозу. Однако он опоздал – подарки были уже спрятаны. На помощь пришел Добрый волшебник в лице В.А.Садовничего. Он научил детей волшебному слову, против которого зло было бессильно. Когда все дети хором сказали Бабе Яге и Черту «Верните, ПОЖАЛУЙСТА, подарки», те не смогли устоять, и праздник не был испорчен. А после представления Лиса, Овечка, Снегурочка и даже сами ребята – вся детвора вместе со сказочными героями и гостями играли и водили хороводы вокруг красавицы елки. В завершении праздника Виктор Антонович при помощи актеров вручил детям замечательные подарки– сладкий сюрприз и книгу.

Хочется сказать спасибо студентам филологического факультета, проживающим в общежитии ДСВ. Это они подарили детям замечательную сказку, сами написали сценарий, отрепетировали, подготовили костюмы.

Праздник удался на славу!

Светлана Решетникова

 

Старая сказка на новый лад

Есть сказки, которые не умирают. Сказки, прочтения которых неисчерпаемы. И сколько бы раз ни смотрел, опять превращаешься в ребенка и ждешь, когда добро, наконец, победит зло: «хэппи-энд» неминуем! К таким сказкам, безусловно, относится и неувядающая «Снежная королева» Евгения Шварца.

На сей раз сказку Шварца для своего новогоднего дебюта на сцене театра МГУ на Воробьевых горах избрали театралы факультета искусств. Эти ребята только недавно поступили в университет, и большинство из них готовит себя не только к артистической карьере.

Режиссер Елена Болдина, окончившая в этом году факультет музыкального театра Российской Академии театрального искусства и прошедшая школу одного из самых ярких мастеров нашего времени – Романа Виктюка, – решила спектакль как синтетическое зрелище, полное необычных ходов и счастливых догадок. Это не скучный обмен знакомыми многим репликами, а нарядный, музыкально-пластический спектакль-праздник, проникнутый лирикой и мягким юмором. Здесь много неожиданного, нетривиального – без пресловутого и поверхностного осовременивания.

Продемонстрированный режиссером вкус, тяга к яркой театральной форме и оригинальный взгляд на персонажей известной «зимней сказки» – вот отличительные черты постановки.

Дебютанты – студенты как второго, так и первого курса – были погружены в игровую стихию. С шумной красочной массовой сцены начинается спектакль. Ведь здесь царят маски, превращения, чудеса. Взять хотя бы розы: у Болдиной это не привычные искусственные цветы из ткани с бутафорскими шипами, а «сладкая парочка» девочек в зелено-розовом трико (Д.Рузайкина и П.Сафонова), чутко и пугливо реагирующая на все, что творится в доме. А «перемены погоды» в нем точно передает музыкальная партитура спектакля, сливающая воедино и шум метели, и мелодии Штрауса и Масканьи, и тирольские песни, и ритмичные бубны северных шаманов. Чего стоит один только музыкально-пластический «рассказ» Северного Оленя!

В спектакле есть несколько настоящих актерских удач – таких, что могли бы украсить не просто любой утренник в ходовую театральную елочную пору, а спектакль, пожалуй, и профессионального ТЮЗа. Это, в первую очередь, лихая неунывающая Бабушка Ирины Яскович – вокалистки, проявившей недюжинные способности в драматическом жанре. На большую куклу похожа угловатая Герда Ольги Кирилловой, – в решении образов детей здесь нет «сюсюканья». Исполнители ролей Кая (Д.Нестеров) и Герды в спектакле не прикидываются детьми возраста шварцевских героев. И не пытаются подражать артистам-травести, изображающим детей с помощью наработанных приемов. Оттого нет чувства неловкости – им веришь.

Не лишено здесь привлекательности, а порой и отточенной формы Зло, с которым столкнулись Кай и Герда. Напоминает механическую заведенную игрушку Баронесса Виктории Масловой с ее металлическим перекатывающимся смехом, немецким акцентом и жеманными манерами гранд-дамы. Это решение – одна из главных удач постановки. И если тут мы имеем дело с завершенным характерным образом, то у Д.Асташова Король набросан лишь иронично-эскизно. Без трона и свиты, беспомощный и жадный недотепа, он как бы обречен на постоянную самопрезентацию: «Я – король!» Очень рискованно, нетрадиционно – как балетный класс танцовщиц в белых пачках – решена и сцена с разбойниками, к которым попадает Герда.

Наконец, своих двух королев (у главной роли – две исполнительницы) режиссер нашла среди студенток первого курса, то есть тех, чей учебный стаж на факультете искусств – внимание! – менее десяти недель! Они абсолютно разные: холодная надменная северная блондинка у Марины Скворцовой и феерическая дива в замысловатом головном уборе с какой-то восточной нотой – у Олеси Кузнецовой. Безусловно, если бы у первокурсниц – учениц театральной группы, руководимой заслуженным артистом России, профессором, актером и телеведущим В.А.Софроновым, не было у одной – хореографической, у другой – акробатической подготовки, им бы ни за что не справиться со сложной пластической задачей режиссера.

Заполнить собой сцену Студенческого театра, то есть настоящую, большую сцену, а еще впервые играть для непосредственного и беспокойного детского зрителя, общаться с ним – непросто. Здесь нужна не только сила голоса – нужно обаяние личности, заразительность, умение увлечь своим рассказом. Именно на это откликаются дети своими аплодисментами. Пришлось научиться беседовать со сцены с юным зрителем впервые пришедшему на театральную сцену Арсению Рожкову – Сказочнику (а до спектакля, в интермедии – еще и Деду Морозу).

Эти первые десять спектаклей сыгравшие «Снежную королеву» запомнят на всю жизнь, кем бы потом они ни стали. За время работы над спектаклем изменились и они сами. Говорит руководитель театральной мастерской второго курса, народный артист России, актер Малого театра В.А.Коняев, активно участвующий в жизни факультета искусств:

– В самом конце 2002 года в университете произошло событие, которое многие не заметили. Студенты-новобранцы недавно открытого факультета искусств впервые сыграли спектакль перед настоящим зрителем! Всего за месяц работы они научились ходить по сцене, свободно общаться, не бояться публики и смогли разыграть знаменитую сказку. То есть, по-моему, совершили студенческий, творческий подвиг. За ту ночь, что они провели в ДК накануне премьеры, на монтировочной репетиции, они поняли, что такое театр. «Из какого сора» растет спектакль. И какой это адовый труд...

...Опять преграды на пути Герды. Не унимается завистливая к чужому счастью ледяная властительница. До самых последних минут спектакля идет напряженная борьба. Горой встают сугробы, толкает в грудь метель, обжигают лицо ледяные брызги – изысканно-красив и динамичен метафорический финал спектакля (художник – Е.Ефим, композитор И.Смирнов). Завораживающая мелодия, игра света, лаконичные декорации, ритмическая мизансцена – подмостки укрыты белым вздымающимся в такт музыке полотнищем – создают полное впечатление разбушевавшейся зимней стихии... И все равно она, Герда, пробивается сквозь снежно-белые заносы. Не опровергнуть старой истины Сказочника: с тем, у кого детская душа, – а все, играющие в театр, – большие дети, – не совладать никакими интригами. Снега отступают, и айсберги тают – пробьется!

Ирина Губанова,
кандидат искусствоведения

 

Чудо сказки

Вот уже восемь лет, как в Культурном центре МГУ им. М.В.Ломоносова во время зимних школьных каникул идет спектакль Студенческих театральных мастерских (СТМ, руководитель – Ирина Лаптева) по сказке Г.-Х.Андерсена «Снежная королева». Мне посчастливилось побывать на этом спектакле.

В сказке, кажется, оживает душа замечательного сказочника. И это происходит вновь и вновь, потому что каждый верит в своего героя, рождая сердцем его образ. Тогда и происходит чудо. Честные сердца актеров, их эмоциональная игра трогают чутких зрителей. Сказка оживает. Искусственные розы становятся самыми прекрасными в мире живыми розами, декорации леса превращаются в непроходимый дремучий лес, в котором могут жить только настоящие разбойники, а Олень навсегда становится вашим другом.

Маленькие зрители верят в эти чудесные превращения, а взрослые глубоко переживают происходящее на сцене, сочувствуя Герде в поисках Кая (актеры Дарья Митрофанова и Алексей Коньков), ненавидя Советника (актер Николай Иванников), испытывая любовь к Сказочнику (актер Олег Жирицкий).

Эта сказка – такая же добрая, как душа Г.-Х.Андерсена. Поэтому, прощаясь с ней, уходишь с пробудившейся в сердце добротой.

Спасибо за чудо сказки!

Нина Закутаева,
руководитель народного коллектива
Студии художественного слова им. К.В.Благиной МГУ

 

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

 Межвузовское информационное агентство

Будни и праздники МГУ

Наши цифры

Представляем факультет

Конференции

Поэты МГУ

Флюс

Наш календарь

На главную страницу